Задачи:
- Образно воспринимать окружающую жизнь, находить в природных сюжетах темы для украшения воротника.
- Творчески использовать жизненные ситуации и собственную фантазию для украшения воротника.
- Уметь пользоваться белой гуашью для украшения воротника, вырезать оригинальную форму изделия, расписывать фон цветной бумаги. Соблюдать аккуратность при выполнении данной работы.
Задание: Украшение узором с использованием природных мотивов заданной формы воротника.
Материалы: цветная бумага, белая гуашь.
Зрительный ряд: слайды кружев, бисерного и другого шитья, вышивок, сами вещи.
Ход урока
Учитель: Ребята! Тема нашего урока: “Украшение и фантазия”. Художник, который создает украшения, учится у природы, а не слепо ее копирует, переделывает, нивелирует своей фантазией.
Показ слайдов.
– Рисует узоры мороз на оконном стекле. Это творение природы
Рис. 1 | Рис. 2 |
– А это творение рук человеческих. Настоящие кружева из нити.
Рис. 3
Окружают меня кружева:
Одуванчик, дрожащий едва,
Пенный гребень на гладкой волне
И узор на морозном окне,
Кружева в стрекозиных крылах
И в летящих сквозных облаках,
В паутине лесной,
В невесомой тени вырезной.
Кружит лист, кружевной надо мной,
Заплелась кружевами трава-
Кружева, кружева, кружева…
Убедились, что узоры для украшения мастер брал из природы? Посмотрев слайды, взглянем на вологодские кружева. Посмотрите, настоящие, “живые” воротник и салфетка. Их плетут при помощи трех инструментов: иглы- булавки, крючка и “коклюшек- веретен”. Подобные кружева плетут в основном в северных русских областях: Архангельской, Вологодской, Кировской, Новгородской.
Но крючком тонкий узор не навяжешь, прозрачности настоящей не достигнешь. А кружево красиво, когда оно словно паутина из нескольких нитей сплетается. Коклюшки у настоящих мастериц постукивают, позванивают, словно в этой музыке. (Б. Дварионеса “Литовская народная шуточная песня”)
Вот такими же ловкими, легкими и быстрыми должны быть и ваши кисточки, когда мы приступим к работе. А у нас в Удмуртии кружева не плетут, а вяжут при помощи крючка. В каждом крае есть свои особенности, своя красота. Есть они и у нас.
Рис. 4
Рис. 5
Где подсмотрели художницы –кружевницы рисунок своего затейливого узора? Там же, где можем увидеть его и мы с вами: в лесу, в поле, в огороде, на реке .Недаром и названия узоров старинных русских кружев так просты и поэтичны “рыбка”, “ручеек”, “протекай – речка”, “ мельница”, “мороз”.
А кто же плетет эти чудеса? Неужели руки человеческие?
Задаю ребятам вопрос и показываю репродукцию картины Василия Андреевича Тропинина “Кружевница”
Дети, на вас смотрит очаровательная
мастерица-кружевница, которая хочет вас привлечь
к старинному искусству плетению крученых кружев,
которые плетут без коклюшек. Взгляните, перед
вами на столах все необходимое для творчества. Но
не торопитесь, послушайте советы: левая и правая
половинки деталей должны быть одинакового узора,
как будто отражаются друг в друге, все листики,
цветы и стебли надо сделать толще нажимом кисти.
Сама же кружевная паутина, соединяющая весь узор,
очень тонкая, воздушная. Она рисуется кистью,
которая едва прикасается к бумаге. Сначала потренируемся. Кисть взять правильно, локти должны лежать на столах. Мокрой кистью рисуем будущий узор. Если неправильно изобразить, то вода быстро высохнет, а у вас есть возможность исправить свое кружево. |
Рис. 6 |
А теперь, когда мы стали чувствовать себя уверенно,
наступила пора работать белилами. Не забывайте о различной толщине линии ниток, о левых и правых половинках.
Ребята начинают самостоятельно трудиться.
Кружева, особенно белоснежные, очень похожи на зимнюю природу.
Я вам сейчас стихи почитаю про белоснежную зиму, а вы работайте и слушайте .И обратите внимание, какое разное настроение звучит в этих знакомых нам стихах. Так и в ваших работах пусть будут кружева праздничные, торжественные. А у кого-то получатся нежные, трепетные.
И стоит береза в сонной тишине.
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
С. ЕсенинПод голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А. С. Пушкин
Красивые стихи у Пушкина и Есенина!
А теперь послушайте стихи нашего национального удмуртского поэта.
Метет метель.
На улице темно.
Скрипит калитка,
Плачет, как от боли.
А ветер бьет в замерзшее окно,
Как будто хочет
Избы выгнать
В поле.
Метет метель,
Заносит все пути.
И горизонт,
И дальний лес сосновый.
Как будто хочет
Даже замести
Садящегося солнца
Шар багровый.
Но рано утром
Подожжет снега
Проснувшееся
Утреннее солнце,
Ш – широко шагнув
Через луга,
Осветит изб
Замерзшие
Оконца. Флор Васильев
Подошел к концу наш урок. Дети, приколите булавками рисунки кружев к стенду. Посмотрим еще раз на веселую, милую кружевницу на картине художника В. Тропинина. Пусть и останется в вашей памяти ее неповторимый взгляд и изящный жест руки.
Урок окончен . Каждый из вас моет кисть, ставит ее на место, выливает воду, кладет гуашь в коробку, а посуду на полку. Свое рабочее место протираете чистой, сухой тряпочкой.
Детские работы
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Рис. 11
Рис. 12
Рис. 13
Рис. 14
Рис. 15
Рис. 16