Цели:
- закрепить полученные знания учащихся о глаголе;
- совершенствовать умение определять спряжение глаголов, способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков;
- продолжать работу по развитию речи учащихся, развивать внимание, память, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы;
- воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: учебник “Русский язык” 4 класс Т.Г.Рамзаева, тетради, карточки с частями слова, карточки с именами существительными, геометрические фигуры, монограмма с пословицей, человек – Глаголик, картинки с фразеологизмами, облака настроений.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель. Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что этот урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
– Каким вы хотите видеть наш урок?
– У каждого по три облачка.
– Поднимите, какое вам больше нравится?
Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение
будет у всех.
2. Минутка чистописания
У. Перед вами монограмма с пословицей. Прочитай те. Как вы её понимаете?
Не учись разрушать, а учись строить. |
– Откройте тетради, запишите по образцу. – Что интересного заметили? (Пословица состоит из одних глаголов.)
3. Постановка темы урока
У. Какой теме будет посвящён наш урок? (Тема нашего урока – глагол)
– Сегодня на уроке повторим, обобщим, всё, что знаем об этой части речи, встретимся с глаголами в неопределённой форме и даже немного поиграем.
Интересная часть речи
В русском языке живёт
Кто, что делает, расскажет
Чертит, пишет иль поёт
Вышивает, или пашет
Или забивает гол
Варит, жарит, мочит, чистит-
Всё расскажет нам … (глагол)
У. Не удивляйтесь, что наш господин Глаголик немного безжизненный. Нам просто нужно его расколдовать. Расколдовать- выполнить ряд действий, направленных на восстановление образа глагола.
– И мне нужна ваша помощь.
4. Словарная работа.
– Посмотрите на геометрические фигуры.
– Запомните фигуры и буквы в каждой из них (30 сек.)
Теперь я буду показывать геом. Фигуры в последовательности и без букв, а вы должны вспомнить, какие буквы были изображены на каждой из них, и соединить между собой, что бы получилось слово.
– Какое слово получилось? (Желать.)
– Что можно сказать о его написании? (В слове непров. гл. е, и мягкий знак, обозн. мягкий согласного.)
– Запиши это слово в словарик, и выделите нерпровер. безударную гласную.
А в тетрадке составьте и запишите как можно больше однокоренных слов к этому слову. (Желает, пожелает, желанный, желающий.)
5. Работа по теме урока
У. Прочитайте слова: отъехал, прочитает, празднует, благоухать, съел, засмеётся, чувствует.
– Что их объединяет? Разделите их на группы по двум признакам одновременно.
– Какие группы у вас получились?
К первой группе: отъехал, съел. Глаголы стоят в форме прош. времени, есть орфограмма раздел. Ъ знак.
Во второй группе: прочитает, засмеётся. Стоят в форме будущего времени, есть орфограмма-провер. безударная гласная в корне.
В третьей: празднует, чувствует. Стоят в форме настоящего времени. Есть непроизносимые согласные в корне. Лишнее слово – благоухать.
– Как понимаете, значение этого слова? (Приятно пахнуть, издавать аромат.)
– Что можно сказать об этом глаголе? (Нельзя определить время, лицо, это глагол в неопределённой форме – инфинитив.)
6. Игра “Узнай предмет по его действию”
Прочитайте слова на карточках. Что о них можно сказать? (Имена существительные.)
Каждый из вас должен правильно выбрать имя существительное, записать его вместе с глаголом, указать время глагола.
(Два ученика работают на переносной доске)
Шумит (вода, пруд, река…)
Падает (стул, дождь, снег…)
Наступило (утро ..)
Засветило (солнце)
Образовалась (яма, трещина, рана..)
Поднимается ( туман, цена, молоко …)
Проверка по рядам.
7. Игра “Магнит”
На столах лежат карточки с отдельными частями слова. Учащиеся собирают из них глаголы в неопределённой форме.
1 вариант – притягивает синие
карточки
2 вариант – красные карточки
– Какие слова у вас получились? Запишите в тетрадь и определить спряжение. Допишите по одному глаголу 2 спряжения
Почернеть, вспорхнуть, освежить.
Забелить, насыпать, подморгнуть.
Проверка (обмен тетрадками)
– Как определяли спряжение глаголов?
У. Русский язык – очень древний, многое изменилось за 700 лет, и в русском языке есть слова, не подчиняющиеся никакому правилу. Их называют исключениями. С ними познакомимся на следующем уроке.
8. Физкультминутка
У. Если встретится глагол неопределённой форме, нужно присесть и вытянуть руки вперёд.
Не мешайте мне мечтать!
Мне б мешок конфет достать,
Развернуть, жевать, кусать,
Чавкать, чмокать, уплетать,Долго-долго не глотать
Наслаждаться, смаковать.
Мне не надо в рот смотреть.
Совесть надобно иметь!
9. Самостоятельная работа
Выполнение упражнения из учебника.
10. Обобщение
У. Мы много говорили о глаголах. Обобщим наши знания и расколдуем Глаголика.
Молодцы! Посмотрите, как преобразовался наш Глаголик. Но это ещё не всё. Он предлагает сыграть в цифровой диктант, чтобы убедиться умеете ли вы правильно писать окончания глаголов.
Ет | ит | ешь | ишь | ем | им |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Светит лучами, собирает урожай, узнаешь зверька, утопаешь в золоте,пашем плугом, топим дровами.
Проверка.
11. Работа с фразеологизмами
У. Вы очень хорошо работали, поэтому мы успеваем заглянуть в одно место очень интересное. Мы зайдем в гости к фразеологизмам. Готовы? Тогда в путь!
– Попробуйте по рисункам угадать. Что это за крылатые выражения?
– Как вы понимаете смысл этих выражений?
Русский язык очень богат фразеологизмами, оборотами, которые не только украшают речь, но делают её выразительной, образной. Запишите их в тетрадь, и дома вас ждет интересная творческая работа, придумать и записать мини рассказ с одним из этих фразеологизмов.
12. Итог урока
У. Вы все сегодня хорошо работали. Молодцы!
– Каким получился урок? (Интересным, веселым, занимательным.)
– Что интересного было для вас?
(Расшифровка пословиц, знакомство с новыми словарными словами, определение спряжений, проставление глаголов начальную форму, повторение о глаголах, расколдовка Глаголика, определение времени, работа с фразеологизмами.)
– А для чего вы все это делали? (Грамотно и без ошибки писать.)
– Поднимите, то облачко, которое вам сейчас нравиться/
Я рада, что у всех хорошее настроение!