Цели:
- обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по теме “Состав слова”;
- создать условия для проявления творческих способностей, самостоятельности и активности учащихся на уроке;
- воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: LCD проектор, экран, компьютер.
План урока
I. Актуализация опорных знаний
1) Вступительное слово учителя: Ребята на уроках русского языка мы изучили тему “ Состав слова”, а на уроках внеклассного чтения познакомились с произведением Николая Носова “ Приключения Незнайки и его друзей”. Сегодня мы проведём необычный урок – совершим путешествие в Цветочный городок и встретимся с его жителями, а также у нас на уроке появится главный герой – Незнайка. Но это чуть позже, а сейчас займёмся работой в тетрадях. |
2) Чистописание. – На букве Н |
3) Индивидуальная работа (2 ученика выполняют задания на доске).
– Вставьте пропущенные буквы:
а) Солнце село, но в л. су ещё св. тло. Птицы вес.ло
щ.бечут. Блестит м.л.дая тр.ва.
б) Пришла ос.нь. По небу плывёт б.льшая туч. . Весь
день л.ёт дож.ь. Р.бята ждут снега и м.роза.
4). Фронтальная работа.
– Повторение блока слов.
– Составление предложений, используя данные
слова (устно).
– Письмо одного предложения, нахождение главных
членов.
5) Проверка индивидуальных заданий, выполненных на доске.
II. Воспроизведение и коррекция знаний
– Ребята, сядьте удобней и представьте,
что вы стали малышами и малышками, и вы все
оказались в Цветочном городке . (Появляется Незнайка – ученик в костюме героя.) Учитель: А вот и Незнайка – наш главный герой. Но что – то он очень грустный. Что с тобой? Незнайка: Да будешь тут грустным, мне в своём городке дали задание выучить всё о составе слова, но один я не справлюсь. |
– Ребята, поможем Незнайке? Ты, Незнайка,
посиди у нас на уроке и послушай внимательно
наших учеников. – Итак, ребята, из каких частей состоит слово? 1) Работа с деформированным текстом. – А теперь у нас в гостях самый умный малыш Цветочного городка – Знайка. Он просит вас прочитать этот текст. |
– Получилось прочитать? А почему? (в словах
нет корня) – Попробуйте прочитать теперь. – Что же за текст получился? (отрывок из новогодней песни) – При помощи какой морфемы смысл слова восстанавливается быстрее? – А что же такое корень слова? |
2) Работа с учебником
–Давайте прочитаем правило на странице 48, посмотрим, что говорится о корне в нашем учебнике.
3) Подбор однокоренных слов
Игра “ Узнай, кто это”.
– Я читаю загадку, а вы должны записать отгадку и подобрать однокоренные слова. Выделите корень.
Кто рыбачит на реке
С тонкой удочкой в руке?
(Рыбак, рыба, рыбалка, рыбачит,…)Кто хлопочет с поварёшкой,
Варит вкусный суп с картошкой?
(Повар, сварил, варенье, …)
– Что общего во всех этих словах?
4) Поиграем в игру “Острое ухо”.
– Ваша задача такова: запомнить все
родственные слова из стихотворения к слову гуси. Тот,
кто с гусятами близко знаком, – Какие родственные слова услышали? Какой корень в этих словах? |
III. Упражнения для глаз
- Вертикальные движения (вверх – вниз).
- Горизонтальные движения (вправо – влево).
- Бабочка (быстро моргаем), спокойно закрыли, открыли.
IV. Обобщение и систематизация знаний, применение их для выполнения практических заданий.
1) Образование новых слов с помощью приставок. – А теперь к нам в гости пришли механик Винтик и его помощник Шпунтик. Послушайте, что они нам кричат. – Как вы думаете, о какой части слова мы будем сейчас говорить? – А почему вы так решили? – А что такое приставка? Какие приставки вы знаете? Назовите их. 2) Работа в группах:
Проверка. |
3) Комментированное письмо.
Допишите подходящую по смыслу приставку:
(…)летел ураган, (…)бежал первым, (…)шёл в дом, (…)ехал из города, (…)копал яму, (…) шёл друга.
Вывод: что же такое приставка и для чего она служит?
V. Физкультминутка
VI. Обобщение и систематизация знаний (продолжение)
1. Образование новых слов с помощью суффиксов. – А теперь подумайте, о какой части слова мы будем говорить? Девочка Синеглазка написала стихи, прочитаем их. (Чтение хором) – О суффиксах. Почему так решили? – А теперь такое задание: – Добавьте к словам, которые я буду называть, суффиксы, чтобы получилось название профессий людей: Сад, фокус, трактор, баян, груз. – Подберите к данным словам однокоренные со значением уменьшительности и ласкательности: Берёза, роща. – Вывод: что же такое суффикс? Для чего нам нужны приставка, суффикс? |
2) Работа над деформированным предложением.
В Цветочном городке живёт Торопыжка, он очень торопится по своим делам и просит вас быстренько прочитать пословицу (пословица в деформированном виде).
– Прочитайте, получилась у вас пословица? А что
нужно сделать, чтобы получился правильный
вариант? Какая морфема необходима нам, чтобы
связать слова в предложении? – А как вы понимаете смысл данной пословицы? – Запишите эту пословицу себе в тетрадь. – А теперь скажите, что же такое окончание и для чего оно служит? – Итак, какие морфемы мы с вами повторили? Какая морфема самая главная? Какие морфемы служат для образования новых слов? А для связи слов в предложении? – Вот мы и вернулись из нашего путешествия: – Ну, как, Незнайка, ты разобрался в частях слова? (слова Незнайки) |
3) Творческая работа.
– Ребята, используя полученные знания, нам с вами предстоит выполнить трудную, но в тоже время интересную работу. Вы сейчас напишите небольшое сочинение из 4–5 предложений, т. е. сочинение-миниатюру, по материалам нашей экскурсии в лес, используя однокоренные слова: лес, лесная, лесник, гриб, грибной, пошли, пришли, ушли
– Проверка.
VII. Домашнее задание
Упр.45, списать слова, разобрать их по составу
VIII. Рефлексия:
– Что мы делали на уроке? Зачем делали? Как мы достигли поставленной цели?
Использованная литература:
- Дмитриева О.Д., Фефилова Е.П. “Поурочные разработки по русскому языку”
- Узорова О.В. “Самый полный сборник контрольных тестов”,
- Ходова Т.В. “Подготовка к олимпиадам по русскому языку” (2-4 классы)
- Ушакова О.Д. “Разбор слова по составу” (2-4 классы)
- Шевердина Н.А. “Новые олимпиады для начальной школы”
- Анохина Т.М. Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы.
- Библиотека “Первого сентября” “Я иду на урок”.