Количество тем, предлагаемых для изучения в рамках предмета, казалось бы, не так велико. Однако, изложение материала, его насыщенность, способы передачи знаний учащимся, формы контроля за степенью усвоения существенно отличаются от других предметов.
Более десяти лет во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в число экзаменов по выбору учащихся включен выпускной экзамен по физической культуре. В его содержание, кроме практических знаний, вошли и теоретические вопросы.
В своей работе я практикую следующее.
– При изучении новой темы я начинаю урок с теоретических сведений по данной теме.
– По ходу урока рассказываю, почему необходимо развивать то или иное физическое качество и как правильно выполнять то или иное упражнение (техническое действие).
– Также я провожу чисто теоретические уроки. Их мало, так как дети должны на уроках физической культуры двигаться и получать удовольствия от этого. Но, поскольку эти уроки необходимы, моя задача сделать их максимально насыщенными и интересными.
Изучение теории на уроках физической культуры проводится как традиционным способом, так и с использованием ИКТ.
Специфика урока физической культуры не позволяет использовать информационно-коммуникативные технологии в том объеме, в котором они используются на других уроках, так как основное направление обучения предмету — двигательная активность. Но реалии современной жизни таковы, что ученик и учитель должны не просто уметь пользоваться компьютером, а органично вписывать работу с ним в урок, процесс подготовки к нему, либо во внеклассное мероприятие. В течение года учащиеся работают над сообщениями, докладами, рефератами, разрабатывают проекты по различным теоретическим вопросам, активно пользуясь Интернетом
В начале и в конце учебного года проводятся президентские состязания, результаты которых фиксируются в компьютере. Учащиеся вместе с учителем проводят мониторинг развития физических качеств, оценивают уровень своей физической подготовки динамику развития, проводят сравнительный анализ
Предмет физическая культура очень тесно связан с биологией и физиологией. Давая домашние задания, я ориентирую учащихся на более глубокое изучение отдельных тем по анатомии , прихожу к ним на уроки с целью акцентирования их внимания на изучении тех или иных вопросов. Например, тема “Роль разминки для физической нагрузки” предполагает знание следующих тем из биологии: “Сердечно-сосудистая система”, “Дыхательная система”, “Мышцы” и др. Тема “Бег на короткие дистанции” предполагает знания по таким вопросам: “Работа мышц в анаэробных условиях”, “Дыхательная система”. Таким образом, осуществляется метод интеграции.
ИКТ используются также для:
а) просмотра видеоматериалов;
б) изучения правил различных спортивных игр;
в) техники движений, тактических приемов;
г) Интернет (подготовка к экзаменам, подбор материала для рефератов, ознакомление и анализ результатов соревнований различного уровня, спортивные новости и новинки).
Предлагаю вашему вниманию урок лыжной подготовки в шестом классе с применением ИКТ.(теоретический)
Тема. Способы передвижения на лыжах.
Цели и задачи.
- Изучение различных способов передвижения на лыжах
- Изучение техники передвижения на лыжах.
- Выработка умения анализировать и делать выводы.
Место проведения. Кабинет информатики.
Оборудование. Компьютер, мультимедийная установка.
План урока.
1. Повороты на месте:
– переступанием вокруг пяток лыж;
– переступанием вокруг носков лыж;
– махом лыжей вперед.
2. Одновременный одношажный ход (стартовый
вариант).
3. Спуск с поворотом переступанием на выкате.
4. Спуск с торможением “полуплугом” и
поворотами.
5. Имитационные упражнения лыжной техники.
Подготовка к уроку.
Создание презентации урока.
I Слайды:
– тема;
– цель;
– план.
II. Видеоролик со следующими сюжетами:
1. Повороты на месте:
– переступанием вокруг пяток лыж;
– переступанием вокруг носков лыж;
– махом лыжей вперед.
2. Одновременный одношажный ход (стартовый
вариант).
3. Спуск с поворотом переступанием на выкате.
4. Спуск с торможением “полуплугом” и
поворотами.
5. Имитационные упражнения лыжной техники
Ход урока
Этапы урока |
Демонстрация слайдов видеосюжетов |
Вопросы к учащимся. |
Примерные ответы |
Вступительное слово учителя. Постановка цели и сообщение плана. | Слайды (См. Приложение 1) | – Какие способы передвижения на лыжах вам известны? | – Попеременный двухшажный ход, одновременный бесшажный ход, коньковый ход, спуски и т.д. |
1.Повороты на месте: – вокруг пяток лыж; |
Видеосюжет №1 | – Какие повороты на лыжах вы знаете? – Какие ошибки были допущены при выполнении поворотов и почему? – Как надо правильно выполнять данные повороты? |
– Не прижимали пятку (носок) лыжи. Недостаточно сгибали ноги при повороте. – Переступанием вокруг пяток лыж, например, налево начинается перестановкой левой лыжи носком влево, пятка лыжи прижата. При этом левая нога слегка сгибается в колене, вместе с тем лыжник слегка сгибает и правую ногу, на которой остается вес тела. Поставив левую ногу на снег, лыжник переносит на нее вес тела и приставляет к ней правую. С переносом каждой лыжи переставляется в ту же сторону одноименная палка. Поворот переступанием вокруг носков лыж налево начинается перестановкой правой лыжи пяткой вправо… Поворот кругом махом вперед выполняется следующим образом: стоя в основной стойке, правую палку ставим возле носка правой лыжи, левую – возле пятки левой лыжи; махом левой ноги вперед ставим пятку лыжи возле носка правой, при этом туловище разворачиваем влево и опускаем лыжу в противоположном направлении; далее переносим вес тела на левую ногу и, освобождая правую, приставляем к левой. |
2.Одновременный одношажный ход (стартовый вариант) | Видеосюжет №2 | – Чем отличается одновременный
одношажный ход (стартовый вариант) от
одновременного одношажного хода (основной
вариант)? – Какие ошибки были допущены и почему? – Как надо правильно выполнять данное упражнение? |
– Выносом палок. В первом случае палки выносятся кольцами назад и ставятся возле носков ботинок, во втором – кольцами вперед и ставятся возле носков лыж. – Выполняли два шага, Незаконченный толчок палками. Несогласованность работы рук и ног. – Необходимо выполнять одновременный толчок обеими палками с одним скользящим шагом, сильно отталкиваясь ногой. Палки при этом выносятся кольцами назад и ставятся возле носков ботинок. |
3. Спуск с поворотом переступанием на выкате | Видеосюжет №3 | – Почему ребята выполняют с трудом
данное упражнение? – Если мы впервые встали на лыжи, сможем ли мы выполнить данное упражнение? – Какая подготовка необходима для выполнения данного упражнения? – Как надо правильно выполнять данное упражнение? |
– Неправильное распределение веса тела на лыжах в отдельные фазы движения. Опоздание с приставлением наружной лыжи. Слабые толчки ногами. Недостаточное скольжение на внутренней лыже. – Нет, нужно выполнять подводящие упражнения сначала по кругу, восьмерка, а потом при спуске на выкате, а также передвижение коньковым ходом. – Развивать ловкость, координационные способности. – После выката с небольшого склона на ровную площадку сгибается внешняя (по отношению к повороту) нога. На нее переносится вес тела, при этом отводится носок свободной от веса внутренней лыжи вперед в сторону. Отталкиваясь ребром внешней лыжи, туловище слегка наклоняется внутрь поворота, и тяжесть тела плавно переносится на внутреннюю лыжу. Толчковая нога приставляется, и сразу начинается новое переступание, пока не закончится поворот. |
4. Спуск с торможением “полуплугом” и поворотами | Видеосюжет №4 | -Где применяется спуск с торможением
“полуплугом”? -Почему никто из ребят не смог выполнить данное упражнение? -Как надо правильно выполнять данное упражнение? -От чего зависит крутизна поворота? |
– На склонах средней крутизны с рыхлым неглубоким снежным покровом. Допускали ошибки в выполнении: – плужащая лыжа не выдвинута вперед и
не поставлена на ребро; – Лыжник перенося вес тела на одну лыжу, другую (внешнюю по отношению к предполагаемому повороту) выдвигает носком вперед, ставя внутреннее ребро под углом(задником наружу). В этом положении вес тела слегка переносится на плужащую лыжу. – От угла постановки лыжи и переноса веса тела. |
5. Закрепление. Имитационные упражнения лыжной техники. |
Работа в парах. Ребята получают
карточки– задания: а) сымитировать поворот на
месте переступанием вокруг пяток лыж; б) сымитировать поворот на месте вокруг носков лыж; в) сымитировать поворот на месте махом лыжей вперед; г) сымитировать одновременный одношажный ход (стартовый вариант); д) сымитировать торможение “полуплугом”. |
Проверка, взаимопроверка. | |
Заключительное слово учителя.
Подведение итогов урока. Домашнее задание. |
Д.з: прохождение дистанции 2 км. на лыжах в медленном темпе с двумя ускорениями по 200 метров, используя одновременный одношажный ход (стартовый вариант); совершенствование поворотов на месте и в движении. |