Ход занятия
Учитель: Сегодня мы проводим внеклассное занятие по окружающему миру. Тему узнаете, отгадав загадки. В этих словах – выделенные буквы. По ним прочитайте тему занятия.
(На доске в столбик вывешиваются отгаданные слова, с выделенными в них буквами.)
Ковёр цветастый на лугу,
Налюбоваться не могу!
Надел нарядный сарафан
Красивый бархатный…(Тюльпан) Длинноногий, безголосый
Он летает на охоту.
За лягушками в болото.(Аист) Кто ни прикасается,
За того цепляется
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки.(РепеЙник) Прячусь я на дне речном,
Я усатый, но не сом.
Друг на друга мы похожи,
Но меня не путай с ним.
Видишь – пятнышки на коже,
Значит, это я…(Налим) Под стеклом цветы и травы,
Но совсем не для забавы –
Принесли сюда юннаты
Для музея…(ЭкспонатЫ) Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от ёлки,
Опадают те иголки.(Лиственница) Не ласка, не куница,
Не белка, не лисица,
Не выдра и не горностай,
А кто же это – угадай.
В соседстве с ними он живёт
Пушистый маленький…(Енот) У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.(Сосна) Перепончатые лапки,
То ли лапки, то ли тапки,
Сам он – крупный, белый,
Рыболов умелый.
Он ныряет, как матрос,
Бойкий, шумный…(Альбатрос)
Дети хором читают по буквам тему урока “Тайны
леса”.
Вбегает сорока (переодетый учащийся):
– Здравствуйте, ребята!
Хоть меня зовут сорока,
Я не просто белобока.
Я работу почтальона
Выполняю быстро, звонко.
Набрала лесных вестей,
Принесла вам на хвосте,
Собралась в дорогу рано,
Чтоб доставить телеграмму…
Чтение телеграммы: “У нас в лесу случилась беда. Помогите. Лесовичок.”
Учитель: Ребята, мы должны пойти в лес на помощь к лесовичку.
Выходит Лесовичок (переодетый учащийся).
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я хозяин леса. Злой лесоед ночью пробрался в лес и заколдовал цветик-семицветик. Чтобы расколдовать цветок, нужно выполнить задания каждого лепестка цветика-семицветика.
Дети срывают лепесток, читают названия лепестка и выполняют задания.
Лепесток 1. Смотри – не ошибись.
Перед детьми даны силуэты деревьев. Задача: прикрепить лист к соответствующему дереву.
Лепесток 2. По словесному портрету ты скажи нам, кто же это?
Учитель зачитывает описания животных, а дети отгадывают о ком идёт речь.
- Крупное млекопитающее отряда хищников, масса его тела может достигать свыше 480 кг. На зиму впадает в спячку. Любит мёд и малину. (Медведь.)
- Внешний облик этого животного известен всем с детских лет. Этот хищник питается грызунами и сусликами. Известна рыжей и красивой шкуркой. (Лисица.)
- Крупный представитель семейства оленей, питается травянистыми растениями, а зимой ветками и древесной корой. (Лось.)
- Парнокопытное млекопитающее животное. Кроме клыков имеет ещё и “броню” на шее и на грудной клетке (специальная плотная и прочная жироподобная ткань, толщиной в несколько сантиметров). (Кабан.)
Лепесток 3. Наши пернатые друзья.
Нужно прочитать название трёх птиц, для этого в каждом горизонтальном ряду зачеркнуть одинаковые буквы.
- авмслданаемююгтоотидркуцьцкувл – (снегирь)
- дьюбябьюмавытювамеоцффцолцонн – (дятел)
- оркролщшёшщзсзьбютбюьэхъхдэъд – (клест)
Лепесток 4. По следам жителей леса.
Определите, чьи следы?
(Даны рисунки следов кабана, лисы, зайца,
медведя, волка).
Лепесток 5. Кто в теремочке живёт?
Учитель: Ребята, по описанию и по рисунку отгадайте, чей это домик.
Представлен рисунок норы барсука.
Чистоплотный зверь: там, где он живёт, не найдёшь никаких объедков. Селятся в одном и том же месте, на реке, даже в одной и той же норе из года в год. Но всё время расширяют своё жилище, копают новые ходы, а так как это повторяется в течение нескольких десятилетий, нора превращается в целый город. Старые поселения так и называют – “городки”.
Рисунок муравейника.
Высота более полутора метров, во все стороны расходятся дорожки, по которым снуют его жители. Сверху дом покрывают гладкими хвоинками, поэтому сильный ливень не страшен, вода скатывается с хвоинок. Вокруг жилища проделана сеть каналов, которые отводят дождевую воду подальше от жилья. Каждые 4 дня снимают верхний слой хвоинок с крыши домика и уносят внутрь, а на поверхность выступает следующий слой хвоинок, и его через 4 дня снимут. Всё время перебирают крышу и уберегают её от плесени.
Рисунок скворечника.
Об этих птицах говорят: “На крыльях весну принесли”. Весной самцы прилетают раньше самок. Находят подходящие домики и начинают петь, привлекать самок, предупреждать других самцов, что место занято. Уже в 18 веке на Руси делали им жилища: в виде деревянных кукол или теремков.
Лепесток 6. Постройте домик лесовичку.
Учитель: Чтобы построить домик из бревнышек, нужно ответить на вопросы. На каждом брёвнышке вопрос.
- Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)
- Куда зайцу удобнее бежать – в гору или с горы? (В гору, так как у него передние лапы короче задних.)
- Где у кузнечика уши? (На ногах.)
- Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (Змеи вылезают из кожи при линьке.)
- Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушки.)
- В названии какой птицы 40 гласных? (Сорока.)
- Какой снег быстрее тает – чистый или грязный? (Грязный, так как тёмные цвета поглощают больше солнечных лучей.)
Лепесток 7. Судьба природы – наша судьба.
Учитель: Богат и разнообразен мир дикорастущих лекарственных растений. К лекарственным относятся растения, употребляемые для лечения и профилактики заболеваний человека, животных, для получения препаратов. Ещё наши далёкие предки применяли целебные свойства, чтобы избавиться от заболеваний. Настои, отвары из трав называли зельями и снадобьями, а тайну их приготовления скрывали. На основании изучения лекарственных растений появились книги, которые называются лечебниками, травниками.
(Учитель показывает выставку книг о лекарственных растениях.)
Учитель: О каком лекарственном растении идёт речь?
- Красивый цветок, его используют как противовоспалительное средство, на нём гадают. (Ромашка.)
- Один из ранних цветов, который применяют в медицине для повышения аппетита и улучшения пищеварения. Из этого растения делают варенье. (Одуванчик.)
- Она хороша при простуде, как варенье, и в виде настоя из листьев. (Малина.)
- В этой ягоде много витамина С, а куст, на котором она растёт- с шипами. (Шиповник.)
Сердцевина цветика-семицветика. Подарки от обитателей леса.
Каждому ученику вручается по шишке.
Учитель: Ребята, что нового вы узнали на занятии, что больше всего вам понравилось?