Внеклассное занятие по окружающему миру. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 3


Ход занятия

Учитель: Сегодня мы проводим внеклассное занятие по окружающему миру. Тему узнаете, отгадав загадки. В этих словах – выделенные буквы. По ним прочитайте тему занятия.

(На доске в столбик вывешиваются отгаданные слова, с выделенными в них буквами.)

Ковёр цветастый на лугу,
Налюбоваться не могу!
Надел нарядный сарафан
Красивый бархатный…
(Тюльпан)
Длинноногий, безголосый
Он летает на охоту.
За лягушками в болото.
(Аист)
Кто ни прикасается,
За того цепляется
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки.
(РепеЙник)
Прячусь я на дне речном,
Я усатый, но не сом.
Друг на друга мы похожи,
Но меня не путай с ним.
Видишь – пятнышки на коже,
Значит, это я…
(Налим)
Под стеклом цветы и травы,
Но совсем не для забавы –
Принесли сюда юннаты
Для музея…
(ЭкспонатЫ)
Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от ёлки,
Опадают те иголки.
(Лиственница)
Не ласка, не куница,
Не белка, не лисица,
Не выдра и не горностай,
А кто же это – угадай.
В соседстве с ними он живёт
Пушистый маленький…
(Енот)
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
(Сосна)
Перепончатые лапки,
То ли лапки, то ли тапки,
Сам он – крупный, белый,
Рыболов умелый.
Он ныряет, как матрос,
Бойкий, шумный…
(Альбатрос)

Дети хором читают по буквам тему урока “Тайны леса”.
Вбегает сорока (переодетый учащийся):

– Здравствуйте, ребята!

Хоть меня зовут сорока,
Я не просто белобока.
Я работу почтальона
Выполняю быстро, звонко.
Набрала лесных вестей,
Принесла вам на хвосте,
Собралась в дорогу рано,
Чтоб доставить телеграмму…

Чтение телеграммы: “У нас в лесу случилась беда. Помогите. Лесовичок.”

Учитель: Ребята, мы должны пойти в лес на помощь к лесовичку.

Выходит Лесовичок (переодетый учащийся).

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я хозяин леса. Злой лесоед ночью пробрался в лес и заколдовал цветик-семицветик. Чтобы расколдовать цветок, нужно выполнить задания каждого лепестка цветика-семицветика.

Дети срывают лепесток, читают названия лепестка и выполняют задания.

Лепесток 1. Смотри – не ошибись.

Перед детьми даны силуэты деревьев. Задача: прикрепить лист к соответствующему дереву.

Лепесток 2. По словесному портрету ты скажи нам, кто же это?

Учитель зачитывает описания животных, а дети отгадывают о ком идёт речь.

  1. Крупное млекопитающее отряда хищников, масса его тела может достигать свыше 480 кг. На зиму впадает в спячку. Любит мёд и малину. (Медведь.)
  2. Внешний облик этого животного известен всем с детских лет. Этот хищник питается грызунами и сусликами. Известна рыжей и красивой шкуркой. (Лисица.)
  3. Крупный представитель семейства оленей, питается травянистыми растениями, а зимой ветками и древесной корой. (Лось.)
  4. Парнокопытное млекопитающее животное. Кроме клыков имеет ещё и “броню” на шее и на грудной клетке (специальная плотная и прочная жироподобная ткань, толщиной в несколько сантиметров). (Кабан.)

Лепесток 3. Наши пернатые друзья.

Нужно прочитать название трёх птиц, для этого в каждом горизонтальном ряду зачеркнуть одинаковые буквы.

  1. авмслданаемююгтоотидркуцьцкувл – (снегирь)
  2. дьюбябьюмавытювамеоцффцолцонн – (дятел)
  3. оркролщшёшщзсзьбютбюьэхъхдэъд – (клест)

Лепесток 4. По следам жителей леса.

Определите, чьи следы?
(Даны рисунки следов кабана, лисы, зайца, медведя, волка).

Лепесток 5. Кто в теремочке живёт?

Учитель: Ребята, по описанию и по рисунку отгадайте, чей это домик.

Представлен рисунок норы барсука.

Чистоплотный зверь: там, где он живёт, не найдёшь никаких объедков. Селятся в одном и том же месте, на реке, даже в одной и той же норе из года в год. Но всё время расширяют своё жилище, копают новые ходы, а так как это повторяется в течение нескольких десятилетий, нора превращается в целый город. Старые поселения так и называют – “городки”.

Рисунок муравейника.

Высота более полутора метров, во все стороны расходятся дорожки, по которым снуют его жители. Сверху дом покрывают гладкими хвоинками, поэтому сильный ливень не страшен, вода скатывается с хвоинок. Вокруг жилища проделана сеть каналов, которые отводят дождевую воду подальше от жилья. Каждые 4 дня снимают верхний слой хвоинок с крыши домика и уносят внутрь, а на поверхность выступает следующий слой хвоинок, и его через 4 дня снимут. Всё время перебирают крышу и уберегают её от плесени.

Рисунок скворечника.

Об этих птицах говорят: “На крыльях весну принесли”. Весной самцы прилетают раньше самок. Находят подходящие домики и начинают петь, привлекать самок, предупреждать других самцов, что место занято. Уже в 18 веке на Руси делали им жилища: в виде деревянных кукол или теремков.

Лепесток 6. Постройте домик лесовичку.

Учитель: Чтобы построить домик из бревнышек, нужно ответить на вопросы. На каждом брёвнышке вопрос.

  1. Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)
  2. Куда зайцу удобнее бежать – в гору или с горы? (В гору, так как у него передние лапы короче задних.)
  3. Где у кузнечика уши? (На ногах.)
  4. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (Змеи вылезают из кожи при линьке.)
  5. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушки.)
  6. В названии какой птицы 40 гласных? (Сорока.)
  7. Какой снег быстрее тает – чистый или грязный? (Грязный, так как тёмные цвета поглощают больше солнечных лучей.)

Лепесток 7. Судьба природы – наша судьба.

Учитель: Богат и разнообразен мир дикорастущих лекарственных растений. К лекарственным относятся растения, употребляемые для лечения и профилактики заболеваний человека, животных, для получения препаратов. Ещё наши далёкие предки применяли целебные свойства, чтобы избавиться от заболеваний. Настои, отвары из трав называли зельями и снадобьями, а тайну их приготовления скрывали. На основании изучения лекарственных растений появились книги, которые называются лечебниками, травниками.

(Учитель показывает выставку книг о лекарственных растениях.)

Учитель: О каком лекарственном растении идёт речь?

  1. Красивый цветок, его используют как противовоспалительное средство, на нём гадают. (Ромашка.)
  2. Один из ранних цветов, который применяют в медицине для повышения аппетита и улучшения пищеварения. Из этого растения делают варенье. (Одуванчик.)
  3. Она хороша при простуде, как варенье, и в виде настоя из листьев. (Малина.)
  4. В этой ягоде много витамина С, а куст, на котором она растёт- с шипами. (Шиповник.)

Сердцевина цветика-семицветика. Подарки от обитателей леса.

Каждому ученику вручается по шишке.

Учитель: Ребята, что нового вы узнали на занятии, что больше всего вам понравилось?