Этот материал предназначен для учителей начальной школы, учащихся и их родителей.
Цель его помочь учащимся начать изучение родного языка легко и просто, сделать уроки русского языка интересными, увлекательными и легкими. Чтобы скучное заучивание трудных слов превратился в творческий процесс, развивающий воображение ребенка, его фантазию и память.
Многолетний опыт работы в школе помог автору найти такой способ запоминания с помощью рифм, которые помогают запомнить правописание слова, вглядываясь в него и играя с ним. Работать с этим материалом можно на уроке с учителем, дома самостоятельно или с родителями.
Материал представлен в виде карточек со словами, где есть безударная гласная в корне слова и ее надо запомнить. Это словарные слова, которые детям рекомендуют заучивать наизусть, обычно располагают в конце учебника.
Скучную и трудоемкую работу по запоминанию правописания слов автор предлагает превратить в занимательную и интересную игру со словом и в игре с ним запомнить его правописание.
Такие карточки здесь двух видов.
Одни такие, где сначала с помощью рифмы дается возможность запомнить безударную гласную, а потом дается вариант в форме загадки для закрепления правописания изученного слова.
Другие карточки дают возможность только запомнить правописание словарного слова с помощью рифмы.
Проводя эту работу, учитель должен научить детей всматриваться в слово и находить в нем другие слова, которые можно прочитать в данном слове. А рифма – это конечный этап работы со словом. Иногда это просто образ или признак, помогающий запомнить безударную гласную в слове. Например:
КРУГЛЫЙ ОРЕХ НА “О” ПОХОЖИЙ.
“О” В НАЧАЛЕ СЛОВА ТОЖЕ.
ОРЕХ |
На другом уроке можно дать карточку с загадкой.
О |
КРУГЛЫЙ ОН, НА “О” ПОХОЖИЙ,
“О” В НАЧАЛЕ СЛОВА ТОЖЕ.
ИЗ ПЛОДОВ ОН ТВЕРЖЕ ВСЕХ
И НАЗЫВАЕТСЯ... (ОРЕХ)
или:
АДРЕС |
В СЛОВЕ АДРЕС НОТА "РЕ"
МНЕ ЗАПОМНИЛАСЬ УЖЕ.
Таким образом рассматриваются и запоминаются более 160 слов. С такими карточками хорошо проводить словарную работу.
Предлагаются карточки со словами, где есть удвоенная согласная или непроизносимая согласная. Запомнить ее легко тоже с помощью рифмы.
Вариант карточки 1
КОСТЕР СОГРЕЛ НАС НА ПРИВАЛЕ.
МЫ ПОСЛЕ “К” “О” НАПИСАЛИ.
КОСТЁР |
|||||
О |
Ё |
В СЛОВЕ ЭТОМ ДВЕ ГЛАСНЫХ ВСЕГО.
СНАЧАЛА “О”, А ПОТОМ “Ё”.
ОН СОГРЕЛ НАС НА ПРИВАЛЕ,
ГДЕ ВЕЛИ МЫ ЖАРКИЙ СПОР.
ВЫ, КОНЕЧНО, УГАДАЛИ.
СЛОВО ЭТО ВЕДЬ... (КОСТЁР)
Вариант карточки 2
А так выглядит карточка для запоминания безударной гласной.
МЫ РЕБЯТА ПРОЧИТАЛИ.
НОТА “РЕ” ЗВУЧИТ В НАЧАЛЕ.
РЕБЯТА |
Вариант карточки 3
Для запоминания удвоенной согласной.
РИФМЫ СОЧИНЯЕМ – УДВОЕННЫЕ
СОГЛАСНЫЕ ЗАПОМИНАЕМ.
В СЛОВЕ ДЛИНА БУКВА “Н” СТОИТ ОДНА.
А В СЛОВЕ ДЛИННЫЙ, ЯСНО ВСЕМ,
ПИШЕТСЯ ДВЕ БУКВЫ “Н”.
ДЛИНА |
ДЛИННЫЙ |
Вариант карточки 4
Для запоминания непроизносимой согласной.
ГРУСТНЫЙ |
Грустный – грусть.
Грустить не буду.
Грустный “Т” не позабуду.