На экране появляются слайды в соответствии со стихами и действиями детей (Презентация с музыкальным сопровождением. Приложение № 1.)
Раздаются птичьи голоса, переходящие в нежную музыку.
Выходит поэт: (Слайд № 1)
Привет тебе, мой край родной,
С твоими теплыми лесами,
С твоей великою рекой (Слайд № 2)
И ненаглядными полями! (Слайд № 3)
Смотри, как роща зеленеет (Слайд № 4)
Палящим солнцем облита,
А в ней такою негой веет (Слайд № 5)
От каждой ветки и листа!
Войдем и сядем над корнями (Слайд № 6)
Дерев, поимых родником,
Там, где обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом...
(Поэт уходит.)
Светлая музыка сменяется заунывным звоном колоколов, входят юннаты.
1-й юннат: (Слайд № 7)
Тихо! Слышите: ветер стонет!
Распахните навстречу души!
Натыкаясь на небоскребы, (Слайд № 8)
Он таится, как в клетке душной.
А деревья хотят на волю, (Слайд № 9)
Корни жжет, на ветвях раны,
Им бы чистой водицы долю, (Слайд № 10)
Но стоят и молчат великаны.
2-й юннат:
Тихо! Слышите плач? Очнитесь! (Слайд № 11)
Помогите Земле! Отзовитесь!
Не машите рукой небрежно,
Вспомните, как она вас ласкала,
Как к груди прижимала нежно,
Колыбельную песню шептала!
А теперь вот она рыдает, (Слайд № 12)
Неужели ваше сердце ослепло?
Мы виноваты в ее страданьях,
Возродим ли мы счастье из пепла?
3-й юннат: (Слайд № 13)
Я видел сон... Не все в нем было сном.
Погасло солнце светлое, и звезды
Скитались без света, без лучей
В пространстве вечном
И мир был пуст...
4-й юннат:
Тот многолюдный мир, могучий мир (Слайд № 14)
Был мертвой массой, без травы, деревьев,
Без жизни, времени, людей, движенья...
То хаос смерти был. Озера, реки (Слайд № 15)
И моря – все затихло.
(Танец Земли. Входят поэт и юннаты.)
Поэт:
Какой ужас! Перестаньте, я вас умоляю.
Какие страшные картины вы нарисовали.
1-й юннат:
Да, страшные, но это было в прошлом веке.
А как будто про сегодняшний день, неправда ли?
Поэт: Неправда! Наш мир не имеет ничего общего с этой ужасающей картиной.
2-й юннат: Вы уверены в этом?
(Слайд № 16–19) (Песня на мелодию «Эта Земля нам награда».)
Поэт: Все равно уверен. В нашем мире звучат совсем другие песни и стихи.
(Слайд № 20) (Под журчание воды выходят грибники.)
1-й грибник:
Я тропою к лесу вышел,
На опушке отдыхал,
Сколько звуков я услышал, (Слайд № 21)
Сколько песен услыхал!
Я пытался осторожно все в тетрадку записать,
Но словами невозможно вам об этом рассказать.
Бормоча у старой ели, (Слайд № 22)
Бил родник из-под земли.
На ветру дубы шумели,
Как огромные шмели.
В ручейке плескались рыбки, (Слайд № 23)
Зяблик что-то распевал.
Если б я играл на скрипке,
Я бы это вам сыграл.
2-й грибник: (Слайд № 24)
Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля – (Слайд № 25)
Дом наш родимый, ребята! (Слайд № 26)
Давайте будем беречь планету, (Слайд № 27)
Другой такой на свете нету.
Разведем над нею и тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей, (Слайд № 28–29)
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами: (Слайд № 30)
Такая планета нужна нам с вами.
(Грибники уходят. Под звуки пения птиц (Слайд № 31) входят ПОЭТ И ЮННАТЫ.)
1-й юннат: Боюсь, что нам трудно будет понять друг друга, уважаемый поэт.
Поэт:
А вы, я полагаю, юннаты. Ребята, которые заботятся
Об окружающей среде, о ее братьях меньших, о растениях.
1-й юннат:
Да, мы юные друзья природы,
Мы заботимся о нашем общем доме,
Который называется Земля.
2-й юннат:
Есть одна планета-сад (Слайд № 32)
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят, (Слайд № 33)
Птиц скликая перелетных.
1-й юннат:
Лишь на ней одной увидишь (Слайд № 34)
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Вместе:
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.
(Поэт и юннаты уходят. Раздается шум и вбегает мальчик-хулиган.)
Мальчик-хулиган: (Слайд № 35)
Что-то ни зверей, ни птиц
Сегодня не видать.
А мне срочно нужно
Новую рогатку испытать...
Чем заняться? Лес совсем пустой.
(Увидел муравейник)
Наконец-то! Муравейник...
Словно вырос предо мной.
Ну-ка, я для интереса
Пну его слегка ногой... (Пинает.)
Ха!.. Зашевелились, мураши,
А то заспались совсем в лесной тиши.
Фу... устал, пора передохнуть,
Подзаправиться, как следует,
И в путь!
(Достает пакет с молоком из рюкзака, выпивает, бросает, ломает цветы. В это время появляются туристы.)
1-й турист. Зачем ты это делаешь? Как тебе не стыдно?
Мальчик-хулиган. Совсем и не стыдно! Земля большая, всему места хватит.
2-й турист. (Слайд № 36) К сожалению, вовсе не такая уж большая, как ты думаешь. Места, пригодного для жилья, на ней становится все меньше вот из-за таких хулиганов, которые разоряют муравейники, губят цветы, оставляют после себя мусор, мучают животных.
(Пробегает мимо заяц, а за ним охотник.)
Охотник (останавливается и спрашивает у туристов и мальчика-хулигана). Простите, пожалуйста, здесь заяц не пробегал?
1-й турист. Да нет, любезный.
Охотник. А жаль! Как бы я его сейчас из двух стволов! А!
2-й турист. После двух стволов от зайца ведь ничего не останется.
Охотник. Ну и пусть, честно говоря, я его и есть-то не собирался!
Мальчик-хулиган (язвительно). А зачем же тогда убивать его?
Охотник. А просто так! Из любви к искусству!
(На последней фразе входят поэт и юннаты.)
Поэт. (Слайд № 37) А вы знаете, что на планете за последние 350 лет вымерло около 95 видов птиц, 40 видов млекопитающих. Многие не знают, что брошенная бумага лежит на земле более 2 лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет. А здесь еще такие горе-охотники, как ты!
Охотник. Неужели все так серьезно?
Юннат. Более чем серьезно!
Охотник. В жизни больше никогда не пойду на охоту! И друзьям расскажу, а то они не ведают, что творят! Какой ужас!!! Какое безобразие! Бедные звери!
Поэт. Да, ведь многие никогда не задумываются об этом, обижая птиц, собак и кошек.
1-й юннат. А они ведь нужные, умные, красивые, добрые и к тому же такие забавные. Без них просто невозможно жить.
(Слайд № 38) (Исполняется танец «Мышка и кошка».)
Поэт. Ну что, убедились, что все животные существа, которые окружают, необходимы нам, как солнце, воздух и вода. (Слайд № 39)
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они, (Слайд № 40)
На планете мы останемся одни.
Охотник:
Прошу простить меня за то, (Слайд № 41)
Что сделал много бед!
Я обещаю на Земле оставить добрый след!
Природу буду охранять.
От злых поступков защищать!
Мальчик-хулиган:
Давайте будем дружить друг с другом, (Слайд № 42)
Как птица – с небом,
Как поле – с плугом,
Как ветер – с морем, (Слайд № 43)
Трава – с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
(Все участники сцены поют песню «Не дразните собак». Участники спектакля выходят на сцену.)
Мальчик-грибник: (Слайд № 44)
Есть просто храм.
Есть храм науки.
А есть еще природы храм – (Слайд № 45)
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года, (Слайд № 46)
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!
Ученица:
Не разоряйте птичьего гнезда, – (Слайд № 47)
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора: (Слайд № 48)
Оно высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует все живое.
(Слайд № 49) (Все исполняют песню на мелодию «Бременские музыканты».)
(Слайд № 50)
Ничего на свете лучше нету,
Чем спасти от гибели планету,
Будет лес любимый свеж и зелен,
Эту радость мы с тобой разделим (2 раза).
(Слайд №51)
Береги ты все живое рядом
И на все смотри хозяйским взглядом.
Знают даже маленькие дети –
Должен быть порядок на планете (2 раза).
(Слайд № 52)
Пусть вода всегда в реке струится,
Пусть всегда поют над нами птицы,
И природе сами мы поможем,
Эту радость мы с тобой умножим (2 раза).
1-й грибник: (Слайд № 53)
Мы милостей не ждали от природы.
Мы брали их, решая боем спор. (Слайд № 54)
И перед нами расступались воды,
И пятились медвежьи кряжи гор.
Ученица: (Слайд № 55)
Пред ней – такие слабые вначале, –
До окаема вытоптавши круг,
Мы так боролись, что леса трещали
В объятьях наших мускулистых рук.
Охотник:
Владевшая шестью материками,
Природа защищалась до конца. (Слайд № 56)
Она лежит сегодня перед нами –
Отекшая от дыма и свинца.
Поэт:
Нам было одолеть ее не просто,
Но в рукопашной с нею, глаз на глаз.
Мы проявили силу и упорство...
А где же милосердие у нас?
Мальчик-хулиган: (Слайд № 57)
В пустыню превращалась вся Земля,
И изводился лес, мелели реки.
...Осиротеем – может быть тогда
Переосмыслим мы свои «успехи».
1-й турист: (Слайд № 58)
И каждую былинку сберегать
Мы как зеницу ока сразу станем, (Слайд № 59)
Всю Землю превратить в цветущий сад –
Такую цель перед собой поставим.
2-й турист:
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у нас в руках,
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету.
Черные – сотрешь ли, человек?
(Слайд № 60) (Песня о родном крае.)
(Слайд № 61)
- Что может быть лучше России:
Черемух в цвету, да в снегу,
И речки, что лентою синей
Лежит на зелёном лугу.
Припев:
Спросите у рощи весенней,
Где ночью не спит соловей:
«Что может быть лучше России
Единственной песни моей?»
(Слайд № 62)
- Что может быть лучше России:
Когда, не грустя ни о ком,
По утренней кромке росистой
Мальчишка бежит босиком.
Припев:
Спросите у белой березы, (Слайд № 63)
У ясного неба над ней:
«Что может быть лучше России,
Любви безграничной моей?»
(Слайд № 64)
- Что может быть лучше России,
Когда на сентябрьском ветру,
В малиновой краске осинник
Роняет листву по утру.
Припев:
Спросите у туч поднебесных
У желтых созревших полей
«Что может быть лучше России,
Родимой Отчизны моей?»
(Слайд № 65)
- Что может быть лучше России
Когда в январе по ночам,
Над белой равниною зимней
Озябшие звезды молчат.
Припев (повторяется 2 раза):
Спросите об этом у дома,
Где мать ждет всегда сыновей
«Что может быть лучше России,
Судьбы и надежды моей.
Судьбы и надежды моей?»
(Слайд № 66)
Приложение Вы можете получить у автора статьи.