Занятие № 1
Задачи: учить детей владеть своими эмоциями; развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека, адекватно выражать своё; воспитывать ответственность за проявление своих негативных эмоций.
Материал: цветные карандаши, графические рисунки с изображением трех лиц в разных настроениях (грустное, веселое, сердитое).
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение Э. Мошковской “Странные вещи”.
Странные вещи со мною случаются:
Я огорчаюсь – все огорчаются
И огорченные люди встречаются
И огорченно деревья качаются.
Я улыбаюсь – горе кончается!
Всюду веселые лица встречаются,
Всюду деревья от смеха качаются
Ну почему же так получается?
Воспитатель:
– Ребята, а почему человек бывает грустным, огорченным? (варианты ответов детей).
– А когда он бывает сердитым? Почему он может быть сердитым?
– А почему человек бывает веселым?
– Если тебе бежит навстречу собачка и виляет хвостиком, то, у нее какое настроение? А как собачка показывает, что она сердится? Можно в это время к ней подходить?
Далее детям предлагаются рисунки с изображением трех лиц (веселого, грустного, сердитого).
Воспитатель:
– Посмотрите на рисунки! Какое настроение на лицах? С кем бы вы подружились, а с кем нет? Почему?
– Возьмите три цветных карандаша – красный, желтый и зеленый. Раскрасьте сердитое лицо красным цветом, грустное – желтым, веселое – зеленым. У нас получился светофор настроений.
– Давайте придумаем правила общения:
Красный – стой, к нему не подходи,
может обидеть.
Желтый – подумай, что происходит с человеком.
Зеленый – ура! с ним можно играть.
Далее детям предлагается подумать и мимически изобразить настроение человека. Один ребенок показывает – другие, – отгадывают какое настроение изображено. Помимо этого детям нужно предложить варианты: как развеселить грустного человека, как утешить печального, как из сердитого сделать доброго.
В заключительной части занятия могут быть предложены задания:
- нарисовать что-нибудь самое грустное;
- нарисуй что- нибудь самое радостное.
Занятие № 2
Задачи: учить детей умению общаться, дружить, контролировать свои эмоции; воспитывать культуру общения и поведения.
Материал: листы бумаги, карандаши.
Ход занятияВоспитатель:
– Ребята, давайте вспомним, что такое светофор настроений? (дети вспоминают: красный – стой, не подходи; желтый – подумай, о чем человек грустит; зеленый – ура, с ним можно играть).
– Ребята, с каким человеком всегда приятно играть, общаться? (ответы детей: с добрым, веселым, нежадным, негрубым и т.д.).
– А с каким человеком не хочется дружить, играть, общаться? (ответы детей: с грубым, капризным, жадным и т.д.).
– Ребята, а кого называют другом? (ответы детей). А у вас есть друзья? Как их зовут? Расскажите, какой он ваш друг?
– Нарисуйте портрет своего друга в том настроении, в каком вы его видите.
Далее детям предлагается рассказать, что они нарисовали и почему их друг (весел, сердит или обижен).
Воспитатель:
– Ребята, а вы ссоритесь со своими друзьями? Почему? Как вы миритесь? Что нужно сделать, чтобы помириться? (дети предлагают свои способы).
– А какую песню о дружбе вы знаете? Давайте, теперь все вместе споём песню о дружбе.
– Дружба крепкая
Не сломается
Не расклеится
От дождя и вьюг,
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий,
Верный друг.
– Ребята, а вы знаете, что нужно делать, чтобы никогда не ссориться? (дети делятся своими мыслями). Давайте запомним правила дружбы:
- помогай всегда своим товарищам;
- не жадничай, делись с другом;
- останови друга, если он делает что- то плохое;
- почаще говори: “Давай дружить, давай играть вместе”.
Воспитатель подчёркивает, что если все дети будут выполнять эти правила, то на земле всегда будет царить мир и дружба.
Занятие № 3
Задачи: учить детей понимать, что такое вежливость; формировать навыки вежливого поведения; воспитывать культуру поведения.
Материал: построенный из крупного строительного материала корабль; картины с изображением морских обитателей.
Ход занятияВоспитатель:
– Ребята, сейчас мы с вами совершим путешествие в страну Вежливости. Но прежде чем отправиться туда, подумайте и скажите – что такое вежливость? Кого можно назвать вежливым человеком? (дети предлагают варианты ответов). А вы вежливые люди?
– Заходите, пожалуйста, на наш корабль. Рассаживайтесь поудобнее. Ребята, а кого нужно пропустить вперед? (девочек, воспитателя).
Дети “плывут” на корабле, по пути “встречают” морских обитателей, делятся своими знаниями о них.
Воспитатель:
– Но вот и страна Вежливости. Она приветствует детей словами: “Здравствуйте, рада приветствовать вас! Добро пожаловать в страну Вежливости. Как ваше здоровье? Как прошло ваше путешествие? (дети отвечают, воспитатель побуждает детей отвечать вежливо на все вопросы).
– Ребята, а как нужно вести себя в гостях? (не шуметь, ничего не трогать и т.д.).
Далее обыгрывается ситуация: фея Вежливости роняет платок. Догадаются ли дети поднять его? (фея благодарит того, кто поднял платок).
Фея приглашает гостей к столу. Воспитатель обращает внимание на то, что первыми садятся девочки, мальчики должны помочь им сесть.
После чаепития воспитатель говорит, что нужно сделать с фантиками от конфет, можно ли бросать их на пол?
Воспитатель:
– Ребята, а что говорят воспитанные, вежливые дети, когда выходят из-за стола?
Фея Вежливости отмечает, что все дети умеют вести себя в гостях и за это она прочитает рассказ Осеевой “Волшебное слово”.
После прочтения воспитатель спрашивает: “Какое волшебное слово помогло Павлику? Почему оно волшебное?”
– Ну вот, ребята, нам пора возвращаться домой. Что мы забыли сказать фее Вежливости? (спасибо за гостеприимство, до свидания, приезжайте к нам в гости).
Воспитатель подводит итог. В какой стране мы с вами были? Что же такое вежливость? Запомните: вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Занятие №4
Задачи: учить детей разбираться в поступках людей, делать выводы о своем поведении; формировать понятие о честности; воспитывать нравственные качества.
Ход занятияВоспитатель предлагает вниманию детей рассказ Л. Толстого “Лгун”.
При обсуждении воспитатель спрашивает:
– Почему взрослые не поверили мальчику? (потому, что он их несколько раз обманул). А как называют человека, который обманывает? (лгун). Случалось ли вам когда-нибудь обманывать? Лгун – это хорошо или плохо? Почему плохо? А как называют человека, который всегда говорит правду?” (честный человек).
– Есть ли среди вас честные люди? В чем и когда вам приходилось честно признаваться?
– Почему говорят: “Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь?”
Воспитатель объясняет детям, что малая ложь обязательно потянет за собой большую и человек запутается.
– А почему говорят “Сколько веревочке не виться, а кончику быть” (воспитатель корректирует ответы детей).
Воспитатель поясняет детям, что даже самый тяжелый проступок прощается, если человек признался честно.
Далее воспитатель предлагает послушать рассказ Носова “Фантазеры” и ответить на вопросы:
– В чем разница между фантазией и ложью?
– Можно ли назвать ложью то, о чем говорили мальчики? (нет, они сочиняли, фантазировали).
– А как поступил мальчик, который сам съел варенье, а сказал на сестру? (он соврал).
Воспитатель подводит детей пониманию того, что от фантазий мальчики веселились, развлекались, а от вранья Игоря пострадала маленькая сестренка. Ложь – это очень плохое качество человека. Нужно всегда стараться говорить правду.
Занятие № 5
Задачи: познакомить детей с понятием “доброта”; формировать доброжелательные отношения друг к другу; воспитывать отрицательное отношение к грубости.
Материал: иллюстрации по теме, книга Барто “Вовка – добрая душа”, аудио запись песни Кота Леопольда “Если добрый ты – то всегда легко, а когда наоборот – трудно”.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение А.Барто “Вовка – добрая душа”, далее задаёт вопросы детям:
– Почему Вовку все называли “добрая душа”.
– Какие добрые дела совершал Вовка? Можно ли сказать про Вовку “Он добрый человек?”
– Какого человека называют добрым? (человека, который всем оказывает помощь, проявляет сострадание).
– Можете ли вы назвать себя добрым человеком? Какие добрые дела вам приходилось совершать? (ответы детей).
Далее детям предлагается подумать, как поступить в той или иной ситуации.
– Что вы сделаете, если увидите на улице жалобно мяукающего котенка?
– Как поступить, если старушка с палочкой боится перейти дорогу?
– Как вы поступите, если увидите незнакомого плачущего малыша?
– Что нужно сделать, если девочка в нашей группе не может сама завязать шнурки на ботинках?
После обсуждения ситуаций, детям предлагается послушать песню Кота Леопольда “Если добрый ты – то всегда легко, а когда наоборот – трудно”.
Воспитатель:
– Почему доброму человеку жить легко? (потому что ему все благодарны, его все любят). Не надо бояться делать добрые дела.
– А какого человека называют смелым? (ответы детей).
Рассмааривание картины и её обсуждение.
Воспитатель:
– Обратите внимание на картину. Что сделала девочка? (отогнала большую собаку)
– Как можно назвать её поступок? (смелый поступок). А девочку? (смелая, храбрая, решительная)
– А вы совершали смелые поступки? Расскажите, какие. Можете ли вы назвать себя смелым? Почему? (ответы детей)
– А как называют человека, который всего боится? (трус, трусливый человек)
– А чего боитесь вы? (ответы детей). Как вы думаете, можно ли преодолеть страх? (ответы детей)
Подводя итоги занятия, воспитатель предлагает детям вместе оформить альбом “Наши добрые дела”.