Цели:
- познакомить учащихся со стихотворениями А.Л. Барто “Две сестры глядят на брата” и Я. Акима “Мой брат Миша”, обучение выразительному чтению (постановка логических ударений, соблюдение пауз, выбор интонации, темпа чтения); учить чувствовать и понимать образный язык и выразительные средства;
- развивать поэтический слух детей;
- воспитание художественного вкуса и эмоциональной отзывчивости, обогащение чувственного опыта, уважение к родителям, братикам и сестрам.
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Новая тема.
– Ребята, посмотрите на доску и отгадайте ребус. Какое слово я спрятала?
(Слайд)
(7 я Семья)
– Да, это слово “семья”.
– А что такое семья? Правильно это папа, мама, вы и ваши сестры и братья.
– У кого есть младшие братья и сестрички? Поднимите руку.
– Главное в жизни вашей и ваших родителей иметь дружную семью. И тема нашего сегодняшнего урока так и называется “О младших сестренках и братишках”
(Слайд)
(Читают хором)
– Но прежде, чем познакомиться с поэтами и произведениями, которые они написали, мы с вами должны подготовить наш речевой аппарат.
3. Речевая разминка
(Слайд)
– Давайте с вами прочитаем слова по слогам, а затем все слово вместе.
– А теперь я прочту скороговорку и мы все вместе попробуем ее проговорить медленно, а затем увеличивая темп, по рядам, девочки, мальчики.
4. Знакомство с писательницей А. Л. Барто и ее стихотворением
– Давайте с вами вспомним некоторые стихи, которые вы знаете с детства.
(“Бычок”, “Зайка”, “Таня”, “Мишка” и т.д.)
– А написала все эти стихи для детей русская поэтесса А. Л. Барто.
(Слайд)
– При рождении Агния Львовна носила фамилию Волова, а родилась она 4 февраля 1906года в Москве. Когда она вышла за муж, то приняла фамилию Барто.Во время Вов многие люди потеряли друг друга, и Агния Львовна вела на радио передачу, помогая людям встретиться и найти свою семью. Она была русской поэтессой, писательницей, киносценаристом. Умерла А, Л, Барто 1 апреля 1981 в Москве.
5. Выставка книг.
(Слайд)
– Я вам показываю некоторые книги в которые вошли ее стихотворения.
– Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворение поэтессы “Две сестры глядят на братца”, но прежде чем я вам его прочту нам надо разобрать некоторые слова.
6. Лексическая работа.
(Слайд)
– Глядят (ГЛЯДЕТЬ, гляжу, глядишь; глядя; То же, что смотреть)
– Неловкий (НЕЛОВКИЙ, 1. Лишенный ловкости, неуклюжий, неудобный. Н. прыжок. Неловкие руки (нескладные). Писать лежа неловко (в знач. сказ.). 2. Неприятный, неудобный в моральном отношении, стеснительный. Попасть в неловкое положение.)
– Хмурит (ХМУРИТЬ, Угрюмо или задумчиво морщить (лицо, брови). Х. лоб)
– Спросонок (СПРОСОНОК и СПРОСОНЬЯ, Будучи в полусонном состоянии, не совсем проснувшись.)
7. Первичное восприятие стихотворения.
– Подумайте почему оно так называется и какие чувства оно у вас вызывает.
(Чтение учениками, которые умеют хорошо читать)
8. Работа по иллюстрации.
– Посмотрите на иллюстрацию над стихотворением. Какие строчки к ней подходят?
– Что делает мама?
– Как играют с братиком девочки?
– Как они на него смотрят?
9. Физминутка.
(Слайд)
10. Знакомство с творчеством Я. Акима.
(Слайд)
– Кому понравилось стихотворение А. Л. Барто? А сейчас мы с вами познакомимся с еще одним поэтом, который писал для детей и о детях. Это Яков Лазаревич Аким. Он родился 15 декабря1923 года в г. Галич Костромской области. Яков Лазаревич написал много стихов, которые собраны в сборники для детей.
(Слайд)
(Выставка книг)
11. Знакомство со стихотворением “Мой брат Миша”.
12. Лексическая работа.
(Слайд)
– Ресницы (РЕСНИЦЫ, Волоски, растущие по краям век. Длинные, густые р.)
– Непослушным (НЕПОСЛУШАНИЕ, Нежелание, отказ слушаться кого-н., повиноваться ко-му-н. Наказать ребенка за н.)
– Хлопочет (ХЛОПОТАТЬ, 1. Заниматься чем-н. усердно, находясь в движении, переходя от одного к другому. Х. по хозяйству. Х. с обедом. 2. о чем или с союзом "адпобы". Добиваться чего-н. Х. о пособии. 3. о ком и за кого. Стараться помочь кому-н. в чем-н., ходатайствуя перед кем-н. Х. о приятеле. Х. за друга.)
– Мигом (МИГОМ, Очень быстро, скоро или сразу. М. сбегаю. М. понял, в чем дело)
– В один присест (ПРИСЕСТ, в один или за один присест – не вставая с места, за один раз. Съесть все в один присест. За один присест написал статью)
13. Первичное восприятие стихотворения.
– Подумайте и ответьте мне, как мальчик относится к своему братику.
– Как вы думаете, с чем сравнивает его мальчик, говоря, что он рыжий? Подсказка у вас на иллюстрации.
14. Закрепление.
(Слайд)
– На доске задание к стихотворениям. Давайте его выполним.
– Какие чувства испытывают герои стихотворений по отношению к своим младшим братишкам? Соедините линиями.
15. Итог.
(Слайд)
– Итак, давайте вспомним со стихотворениями, каких поэтов мы с вами познакомились? Как они называются? Кто их написал?