Цели урока:
- Обобщение и актуализация знаний по теме “Природные источники углеводородов (газ, нефть, уголь)”.
- Формирование компетентностного подхода к изучению материала краеведческого характера.
- Воспитание бережного отношения к природе.
Участники: учащиеся 10 класса.
Положение о игре – Приложение 1.
Оформление зала:
- физические карты России и Свердловской области,
- плакат “Россия Сибирью прирастать будет”,
- плакат “75 лет Свердловской области”,
- табло-экран для фиксирования баллов,
- гонг (звучит в начале и конце каждого конкурса),
- мультимедийное оборудование (для показа презентации на тему “Природные источники углеводородов”),
- столы и стулья для команд.
Помощники: учащиеся 8 класса – раздают материалы для проведения каждого конкурса и передают жюри выполненные задания.
Ход игры
Ведущий: Добрый день! Я сегодня приветствую в этом зале смелых, отважных, творческих, любознательных и, наконец, самых-самых химических! Я знаю, что Вы увлекаетесь наукой – химией и готовы сегодня к любым испытаниям! Готовы?
Конечно, Вы верите в удачу, и готовы померяться силами друг с другом! Так поприветствуем же всех в зале дружными аплодисментами!
МУЗЫКА
Ведущий: Наша игра называется “Россия Сибирью, прирастать будет”, которая посвящена 75-летнему юбилею Свердловской области.
Сегодняшнюю игру оценивает многоуважаемое жюри (представление жюри).
МУЗЫКА
Ведущий: 1 конкурс “Укажи месторождение”.
У химии большие перспективы,
Она во всем на помощь к нам идет.
Чтоб жил народ и лучше и красивей,
Чтоб шагал уверенно вперед.
Химики открыли материалы,
Топливо особое нашли.
Внимание!
Уважаемые химики- конкурсанты игры! Вам предстоит указать месторождения нефти и газа, только нефти и только газа на Урале и в Сибири, используя физическую карту. Для этого Вам раздается таблица, где Вы указываете знаком “+” месторождение.
Название месторождения |
На Урале |
В Сибири |
Нефть и газ |
нефть |
газ |
уголь |
Оренбург |
||||||
Сургут |
||||||
Игрим |
||||||
Иркутский бассейн |
||||||
Камбарка |
||||||
Ямбург |
||||||
Бугуруслан |
||||||
Нижневартовск |
||||||
Кокуйское |
||||||
Салехард |
||||||
Кузбасс |
||||||
Ханты-Мансийск |
||||||
Сосьвинско-Салехардский бассейн |
||||||
Канско-Ачинский бассейн |
||||||
Новый Уренгой |
||||||
Южно-Уральский бассейн |
||||||
Октябрьский |
Оценивание первого конкурса: за каждый правильный ответ – 1 балл. Продолжительность конкурса 10 минут.
Уважаемые команды, внимательно слушайте задание. Повторяю! (повторяется задание).
ВРЕМЯ! (Звучит гонг).
( Ответ: Приложение 2.)
Ведущий: 2 конкурс называется “Есть вопрос, найди ответ!”
Девиз этого конкурса “Ученье – путь к уменью!” Ведь как говорил мудрейший ученый Аристотель: “Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать свои знания в деле”. Давайте попробуем их показать. Внимание!
Задание: На выданных листах находятся тестовые задания. Выберите ответы, за каждый правильный ответ – 1 балл. Продолжительность конкурса 7 минут.
Тест “Природные источники углеводородов”
1.Он считал, что нефть является черным сырьем для производства многих органических продуктов:
а) Менделеев Д.И.; в) Нобель А.; б) Лебедев С.В.; г) Зинин Н.Н.
2. Основной компонент природных, попутно – нефтяных, рудничного и болотного газа:
а) Бутан; в) Этан; б) Пропан; г) Метан.
3. Какой из видов топлива нужно высушить после добычи:
а) Газ; б) Нефть; в) Уголь.
4. Каменноугольный кокс – это:
а) Топливо и восстановитель железной руды в
производстве чугуна
б) Материал для изготовления электродов и
коррозионно–устойчивой аппаратуры
в) Основа материала, который используется для
изготовления кирпичей и строительных блоков
5. Основу для косметических средств и лекарств получают при переработке:
а) Газ; б) Нефть; в) Уголь.
6. Установка гидрирования угля под высоким давлением была введена в Германии:
а) в 1923 г.; в) в 1943 г.; б) в 1933 г.; г) в 1963 г.
7. Промышленная переработка нефти, в результате которой происходит разложение компонентов нефти с образованием более легких продуктов:
а) Перегонка; в) Крекинг; б) Ректификация; г) Ферментация.
8. Условная характеристика детонационной стойкости бензина:
а) Октановое число; в) Кислотное число; б) Йодное число; г) Координационное число.
9. Его широко применяют в дорожном строительстве:
а) Мазут; в) Гудрон; б) Парафин; г) Кокс.
10. Продукт перегонки сложной жидкой смеси, полученный при определенной температуре на ректификационной установке:
а) Аликвота; в) Порция; б) Экстракция; г) Фракция.
11. Вещества и их смеси при низкой температуре замерзания, применяемые в качестве охлаждающей жидкости в двигателях внутреннего сгорания и других установках:
а) Антигены; в) Антифризы; б) Антисептики; г) Антидоты.
Ведущий повторяет задание. Звучит гонг.
(Ответы: Приложение 3)
Ведущий: 3 конкурс: “Предложи…”
Нефть – густая и черная.
Вот, что о ней мы знаем.
А для химиков это богатство
А где мы ее применяем?
Предложите основные направления по применению и использованию нефти, схему можно продолжить дополнительными стрелками.
Ваше творчество оценит любознательное и справедливое жюри. Продолжительность конкурса 5 минут.
Ведущий повторяет задание. Звучит гонг.
(Возможные ответы: Приложение 4.)
Ведущий: 4 конкурс сегодняшних соревнований пройдет под девизом “Найди выход”.
При этом напомню: незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз.
Роль химии заметней год от года,
Решить задач ей много предстоит.
Растет число химических заводов,
И химия упорно входит в быт.
Внимание! Задание: Вам предлагается записать по пунктам Ваши действия в ситуации: Вы заходите в свой подъезд и чувствуйте запах бытового газа. Время этапа ограничено!
Продолжительность конкурса 5 минут.
Ведущий повторяет задание. Звучит гонг.
(Возможные ответы: Приложение 5.)
Ведущий: Михаил Васильевич Ломоносов говорил: “Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции”.
Вам, друзья предстоит творческий конкурс, который мы назвали: “Плакатная реклама”.
Внимание! Задание: Предложите, изобразите, нарисуйте на бумаге альтернативные источники энергии. Творите! Дерзайте! Продолжительность конкурса 5 минут.
Звучит гонг.
(Возможные ответы: Приложение 6.)
МУЗЫКА
Ведущий: Закончились основные конкурсы, и жюри подводит итоги.
Вы судите справедливо,
Мыслите неторопливо,
И, оценки ставя нам,
Прибавляйте один балл!
Дорогие ребята, мы с вами поиграем в химическую перестрелку! Желающие есть? Отлично, химики-энтузиасты, знатоки всегда на месте! Готовы?
- Из чего получают кокс? (из угля)
- Первичная переработка нефти. ( перегонка)
- Остаток перегонки мазута? (гудрон)
- Чем выражается детонационная стойкость бензина? (октановым числом)
- Основная составная часть природного газа? (метан)
- Смесь жидких и твердых углеводородов? (нефть)
- Аппарат перегонки нефти. (ректификационная колонна)
- Число атомов углерода в основных компонентах бензина? (5-12)
- Процесс разложения углеводородов нефти на более летучие вещества. (крекинг)
- Наука, изучающая взаимоотношения живых организмов с окружающей средой? (экология)
- Его труд называется “Исследования кавказской нефти” (Марковников Владимир Васильевич)
- Он изучал нефтяные месторождения в России и Пенсильванские нефтяные залежи в Америке. (Д.И.Менделеев)
- “Пища” для автомобилей (бензин).
Знаем мы, что встреча наша – лишь игра,
И расставаться нам пришла пора.
Будем мы с улыбкой вспоминать,
Как пытались баллы добывать.
Но не важен в баллах результат,
Дружба побеждает – это факт.
А находчивость по жизни нас ведет,
Знатокам всегда, везде везет!
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И УЧАСТНИКОВ.