Интегрированная игра-соревнование "Россия Сибирью прирастать будет", тема "Природные источники углеводородов"

Разделы: Химия


Цели урока:

  • Обобщение и актуализация знаний по теме “Природные источники углеводородов (газ, нефть, уголь)”.
  • Формирование компетентностного подхода к изучению материала краеведческого характера.
  • Воспитание бережного отношения к природе.

Участники: учащиеся 10 класса.

Положение о игре – Приложение 1.

Оформление зала:

  • физические карты России и Свердловской области,
  • плакат “Россия Сибирью прирастать будет”,
  • плакат “75 лет Свердловской области”,
  • табло-экран для фиксирования баллов,
  • гонг (звучит в начале и конце каждого конкурса),
  • мультимедийное оборудование (для показа презентации на тему “Природные источники углеводородов”),
  • столы и стулья для команд.

Помощники: учащиеся 8 класса – раздают материалы для проведения каждого конкурса и передают жюри выполненные задания.

Ход игры

Ведущий: Добрый день! Я сегодня приветствую в этом зале смелых, отважных, творческих, любознательных и, наконец, самых-самых химических! Я знаю, что Вы увлекаетесь наукой – химией и готовы сегодня к любым испытаниям! Готовы?

Конечно, Вы верите в удачу, и готовы померяться силами друг с другом! Так поприветствуем же всех в зале дружными аплодисментами!

МУЗЫКА

Ведущий: Наша игра называется “Россия Сибирью, прирастать будет”, которая посвящена 75-летнему юбилею Свердловской области.

Сегодняшнюю игру оценивает многоуважаемое жюри (представление жюри).

МУЗЫКА

Ведущий: 1 конкурс “Укажи месторождение”.

У химии большие перспективы,
Она во всем на помощь к нам идет.
Чтоб жил народ и лучше и красивей,
Чтоб шагал уверенно вперед.
Химики открыли материалы,
Топливо особое нашли.

Внимание!

Уважаемые химики- конкурсанты игры! Вам предстоит указать месторождения нефти и газа, только нефти и только газа на Урале и в Сибири, используя физическую карту. Для этого Вам раздается таблица, где Вы указываете знаком “+” месторождение.

Название месторождения

На Урале

В Сибири

Нефть и газ

нефть

газ

уголь

Оренбург

           

Сургут

           

Игрим

           

Иркутский бассейн

           

Камбарка

           

Ямбург

           

Бугуруслан

           

Нижневартовск

           

Кокуйское

           

Салехард

           

Кузбасс

           

Ханты-Мансийск

           

Сосьвинско-Салехардский бассейн

           

Канско-Ачинский бассейн

           

Новый Уренгой

           

Южно-Уральский бассейн

           

Октябрьский

           

Оценивание первого конкурса: за каждый правильный ответ – 1 балл. Продолжительность конкурса 10 минут.

Уважаемые команды, внимательно слушайте задание. Повторяю! (повторяется задание).

ВРЕМЯ! (Звучит гонг).

( Ответ: Приложение 2.)

Ведущий: 2 конкурс называется “Есть вопрос, найди ответ!”

Девиз этого конкурса “Ученье – путь к уменью!” Ведь как говорил мудрейший ученый Аристотель: “Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать свои знания в деле”. Давайте попробуем их показать. Внимание!

Задание: На выданных листах находятся тестовые задания. Выберите ответы, за каждый правильный ответ – 1 балл. Продолжительность конкурса 7 минут.

Тест “Природные источники углеводородов”

1.Он считал, что нефть является черным сырьем для производства многих органических продуктов:

а) Менделеев Д.И.; в) Нобель А.; б) Лебедев С.В.; г) Зинин Н.Н.

2. Основной компонент природных, попутно – нефтяных, рудничного и болотного газа:

а) Бутан; в) Этан; б) Пропан; г) Метан.

3. Какой из видов топлива нужно высушить после добычи:

а) Газ; б) Нефть; в) Уголь.

4. Каменноугольный кокс – это:

а) Топливо и восстановитель железной руды в производстве чугуна
б) Материал для изготовления электродов и коррозионно–устойчивой аппаратуры
в) Основа материала, который используется для изготовления кирпичей и строительных блоков

5. Основу для косметических средств и лекарств получают при переработке:

а) Газ; б) Нефть; в) Уголь.

6. Установка гидрирования угля под высоким давлением была введена в Германии:

а) в 1923 г.; в) в 1943 г.; б) в 1933 г.; г) в 1963 г.

7. Промышленная переработка нефти, в результате которой происходит разложение компонентов нефти с образованием более легких продуктов:

а) Перегонка; в) Крекинг; б) Ректификация; г) Ферментация.

8. Условная характеристика детонационной стойкости бензина:

а) Октановое число; в) Кислотное число; б) Йодное число; г) Координационное число.

9. Его широко применяют в дорожном строительстве:

а) Мазут; в) Гудрон; б) Парафин; г) Кокс.

10. Продукт перегонки сложной жидкой смеси, полученный при определенной температуре на ректификационной установке:

а) Аликвота; в) Порция; б) Экстракция; г) Фракция.

11. Вещества и их смеси при низкой температуре замерзания, применяемые в качестве охлаждающей жидкости в двигателях внутреннего сгорания и других установках:

а) Антигены; в) Антифризы; б) Антисептики; г) Антидоты.

Ведущий повторяет задание. Звучит гонг.

(Ответы: Приложение 3)

Ведущий: 3 конкурс: “Предложи…”

Нефть – густая и черная.
Вот, что о ней мы знаем.
А для химиков это богатство
А где мы ее применяем?

Предложите основные направления по применению и использованию нефти, схему можно продолжить дополнительными стрелками.

Ваше творчество оценит любознательное и справедливое жюри. Продолжительность конкурса 5 минут.

Ведущий повторяет задание. Звучит гонг.

(Возможные ответы: Приложение 4.)

Ведущий: 4 конкурс сегодняшних соревнований пройдет под девизом “Найди выход”.

При этом напомню: незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз.

Роль химии заметней год от года,
Решить задач ей много предстоит.
Растет число химических заводов,
И химия упорно входит в быт.

Внимание! Задание: Вам предлагается записать по пунктам Ваши действия в ситуации: Вы заходите в свой подъезд и чувствуйте запах бытового газа. Время этапа ограничено!

Продолжительность конкурса 5 минут.

Ведущий повторяет задание. Звучит гонг.

(Возможные ответы: Приложение 5.)

Ведущий: Михаил Васильевич Ломоносов говорил: “Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции”.

Вам, друзья предстоит творческий конкурс, который мы назвали: “Плакатная реклама”.

Внимание! Задание: Предложите, изобразите, нарисуйте на бумаге альтернативные источники энергии. Творите! Дерзайте! Продолжительность конкурса 5 минут.

Звучит гонг.

(Возможные ответы: Приложение 6.)

МУЗЫКА

Ведущий: Закончились основные конкурсы, и жюри подводит итоги.

Вы судите справедливо,
Мыслите неторопливо,
И, оценки ставя нам,
Прибавляйте один балл!

Дорогие ребята, мы с вами поиграем в химическую перестрелку! Желающие есть? Отлично, химики-энтузиасты, знатоки всегда на месте! Готовы?

  1. Из чего получают кокс? (из угля)
  2. Первичная переработка нефти. ( перегонка)
  3. Остаток перегонки мазута? (гудрон)
  4. Чем выражается детонационная стойкость бензина? (октановым числом)
  5. Основная составная часть природного газа? (метан)
  6. Смесь жидких и твердых углеводородов? (нефть)
  7. Аппарат перегонки нефти. (ректификационная колонна)
  8. Число атомов углерода в основных компонентах бензина? (5-12)
  9. Процесс разложения углеводородов нефти на более летучие вещества. (крекинг)
  10. Наука, изучающая взаимоотношения живых организмов с окружающей средой? (экология)
  11. Его труд называется “Исследования кавказской нефти” (Марковников Владимир Васильевич)
  12. Он изучал нефтяные месторождения в России и Пенсильванские нефтяные залежи в Америке. (Д.И.Менделеев)
  13. “Пища” для автомобилей (бензин).

Знаем мы, что встреча наша – лишь игра,
И расставаться нам пришла пора.
Будем мы с улыбкой вспоминать,
Как пытались баллы добывать.
Но не важен в баллах результат,
Дружба побеждает – это факт.
А находчивость по жизни нас ведет,
Знатокам всегда, везде везет!

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И УЧАСТНИКОВ.