Пояснительная записка
Элективный курс “Народные промыслы. Изонить” разработан для учеников 9-х классов и рассчитан на 17 часов, из них теории - 5часов, практических работ – 8часов, подготовка и защита проекта – 4 часа. Программа ориентирована на попытку воспитания у подростков стремления к творческому восприятию своего труда и развития чувства красоты, гармонии; познакомить учащихся с профессией вышивальщицы определить их возможности в углубленном изучении разделов “Технологии” и допрофессиональной подготовки школьников в рамках часовой вариативной части учебного плана.
Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям ДПИ, реализовать свои природные задатки. Что должно способствовать осознанному выбору профессии.
Актуальность программы - это связь искусства с жизнью человека, его роль в повседневном быту. Элективный курс тесно связан с изучением народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа. На данный момент пользуются большим спросом изделия эксклюзивные, оригинальные и неповторимые, выполненные индивидуально вручную, украшающие интерьер жилища.
Новизну курсу придает знакомство с конструированием и изготовлением картин необычного жанра с помощью цветных ниток и декоративных гвоздей – ниточным дизайном. В упрощённой версии данная техника выполняется как вышивка по картону и носит название “Изонить” или хордовой вышивки, или ниткографии. Такие картины весьма эффектны, вызывают восторг и удивление. Создание вышитых панно становится в последние годы все более популярным занятием
Цель программы – занятия направлены на развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей учащихся; создание условий для самореализации ученика в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; познакомить с профессиями вышивальщицы, художника-дизайнера, оформителя; знакомство с творчеством народных умельцев города и края;
Задачи программы:
Обучающие:
- Ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства,
- продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных форм;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Воспитательные:
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственного воображения;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству вышивальщицы, художника-оформителя, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности;
Тематическое планирование
№п/п | Содержание | Кол-во часов | Вид деятельности |
I | Теоретическая часть. | 5 | |
1. | Особенности русской вышивки. История изонити. | 1 | Лекция. Беседа. Рефераты учащихся. |
2. | Материалы и инструменты. Знакомство с техникой безопасности при работе с основными инструментами. | 1 | Лекция. Сообщения. Показ. Игра. |
3. | Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла. | 1 | Показ презентации, рассказ, демонстрация проектов |
4. | Приём в технике изонити. Заполнение дуги и окружности. | 2 | Сообщения, показ слайдов, готовые образцы |
II | Практическая часть. | 8 | |
1. | Изготовление закладки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение угла | 1 | Инструктаж, Практическая работа. |
2. | Изготовление открытки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение окружности | 1 | Инструктаж, Практическая работа. |
3. | Орнамент в основном приеме изонити: заполнение дуги. | 1 | Инструктаж, Практическая работа. |
4. | Изготовление открытки, панно. | 5 | Практическая работа. |
III | Работа над проектом. | 4 | |
1. | Выбор темы, создание эскиза, изготовление проекта | 3 | Практическая работа. Консультации. |
2. | Защита проектов. | 1 | Презентации. |
Итого | 17 |
Содержание программы
Тема 1. Особенности национальной вышивки. История изонити.
Цели и задачи курса. Презентация курса “Народные промыслы. Изонить”. План и особенности работы курса “Народные промыслы. Изонить”; История художественной культуры русского народа и нитяной графики, изонити, ниточного дизайна. Знакомство с работами мастеров родного города и Кубани. Профессия вышивальщица.
Тема 2. Материалы и инструменты. Знакомство с техникой безопасности при работе с основными инструментами (игла, ножницы, циркуль).
Цели и задачи курса. Техника изонити.Термины и определения. Необходимые материалы и инструменты. Условные обозначения.Техника безопасности при работе с инструментами на занятиях. Перевод рисунка на фон. Виды переводов рисунка. Копировальная бумага. Калька. Переводной карандаш. Шаблоны.
Тема 3. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла.
Цели и задачи курса. Подготовка к работе. Техника изонити. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла. Последовательность выполнения работы и оформление закладок для книг. Основы цветоведения. Понятие композиции.
Тема 4. Приём в технике изонити. Заполнение окружности.
Цели и задачи курса. Техника изонити. Приём в технике изонити. Заполнение окружности. Последовательность выполнения работы и оформление открыток. Профессия художник-оформитель.
Тема 5. Приём в технике изонити. Заполнение дуги.
Цели и задачи курса. Техника изонити. Приём в технике изонити. Заполнение дуги.
Подготовка эскиза рисунка в технике изонити с заполнением угла для открытки.
Тема 6 Изготовление закладки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение угла
Практическая работа: Подготовка эскиза рисунка в технике изонити с заполнением угла для закладки. Выполнение схемы. Изготовление закладки.
Тема 7. Изготовление открытки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение окружности
Цели и задачи курса. Последовательность изготовление открытки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение окружности
Практическая работа: Подготовка эскиза рисунка в технике изонити с заполнением окружности для открытки.
Выполнение схемы. Выполнение шаблона. Изготовление открытки.
Тема 8. Орнамент в основном приеме изонити: заполнение дуги.
Цели и задачи курса. Основные закономерности орнамента. Основы композиции. Средства выражения художественного образа. История орнамента. Композиция в работе, ее особенности. Основные этапы проектирования и создание изделия в технике “Изонить” – заполнения дуги.Орнамент в основном приеме изонити. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение дуги.
Практическая работа. Составление эскизов, схем, шаблонов. Изготовление орнамента в закладке для книг.
Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла.
Тема 9. Изготовление открытки, панно
Цели и задачи курса. Познакомить учащихся с последовательностью выполнения открытки в технике изонити, закреплять умение пользоваться иглой, ножницами.
Практическая работа: Подготовка эскиза рисунка в технике изонити для открытки.
Выполнение схемы. Изготовление открытки “Цветы и деревья”, “Колокольчик”, “Одуванчик”, “Пальма”.
Тема 10-13. Изготовление открытки, панно, картины.
Цели и задачи курса. Лекция. Демонстрация приемов и операций. Технология производства открытки, панно. Техника изготовления изделий – открытки и панно в технике изонити.
Практическая работа. Изготовление панно по готовому эскизу, схеме, шаблону “Животные”, “Зайчик”, “Бабочка”, “Кошка”, “Цыплята”
Тема 14. Работа над проектом. Выбор темы. Создание эскиза.
Цели и задачи курса. Лекция. Последовательность выполнения проекта. Постановка проблемы, исследование ее. Ответы на вопросы
Практическая работа. Подготовка материалов, инструментов и оборудования к практической работе. Создание эскиза проекта. Изготовление схемы, шаблонов. Освоение последовательности технологических приемов и операций. Изготовление проектируемого изделия.
Тема 15. Работа над проектом. Технология изготовления изделия. Выбор техники исполнения.
Консультации индивидуальные: Ответы на вопросы
Практическая работа. Технология изготовления изделия. Выбор техники исполнения. Оформление изделия. Контроль качества изделия. Изготовление проектируемого изделия.
Тема 16. Работа над проектом. Изготовление проекта.
Консультации индивидуальные: Ответы на вопросы
Практическая работа. Изготовление изделия Соблюдение правил техники безопасности, организация рабочего места для выполнения проектов. Освоение последовательности технологических приемов и операций. Себестоимость готового изделия. Мини-маркетинг. Изготовление проектируемого изделия. Окончательные выборы.
Тема 17. Защита проектов.
Цели и задачи курса. Презентации проектов. Организация выставки проектов. Подведение итогов.
Вид урока: урок деловой игры, защита проектов. Форма проведения урока: Творческая мастерская по обмену опытом “Новые технологии ДПИ. Изонить.”. На уроке моделируется ситуация деловой игры: ученики производят презентацию своих проектов, которые они выполнили заранее по выбору в зависимости от уровня знания и желания ознакомиться с технологией декоративно- прикладного искусства: изонить.
1. На каком содержательном материале построен курс? | В содержание данного курса вошли народные традиции, обряды, легенды, особенности национального интерьера, а также виды, способы, технологии выполнения ремесел. |
2. Чем содержание курса будет отличаться от базового курса. | Содержание курса более глубоко и полно раскроет историю, особенности разновидности вышивки - изонити, её традиции и обычаи, Курс направлен на возможность закрепления на практике полученных знаний, что повлияет на положительную мотивацию учащихся к данной программе, на приобщение к народной культуре. Данный курс явится одним из источников познавательного и нравственного развития учащихся. |
3. Определение результатов обучения по предполагаемой программе. | Планируемый результат: Учитывая
возраст детей и новизну материала, для успешного
освоения программы занятия в группе должны
сочетаться с индивидуальной помощью педагога
каждому ребенку. Оптимальное количество детей в
группе должно быть не более 12-15 человек. В
результате проведенного учебного курса учащиеся
должны иметь представление: должны знать:
должны уметь
|
4. Определение видов учебной деятельности. |
|
5.Определение времени, требуемого на изучение отдельных разделов и тем всей программы в целом. | Программа курса предлагает три раздела.
|
6. Система оценивания достижений учащихся. |
" 5 " --- 100 балов и более. |
7. Разработка контролирующих материалов, являющихся средством оценки степени обученности ученика, работающего по программе. | Оценить степень обученности учащихся помогут: тестирование, рефераты по предложенным темам, выполнение проектов, результаты практической работы. |
8. Какова доля самостоятельной работы ученика по данному курсу, в чем он может проявить инициативу. | Самостоятельная работа учащихся будет осуществляться при работе над проектом “Изонить”. Где ученицы могут применить полученные знания и проявить своё творчество, а также во время выполнения практических работ по изготовлению открыток и панно. |
9. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к данному курсу? | Анкетирование учащихся в начале и конце курса, регулярность посещения занятий, результаты деятельности учеников. |
Планируемый результат:
На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Предполагается расширить кругозор учащихся, познакомить с видами ДПИ, национальной вышивки, с обычаями оформления интерьера, вызвать интерес к профессии вышивальщицы, дизайнера, мастера - ремесленника, художника-оформителя, воспитывать интерес к истокам народной культуры, стремление возродить забытые традиции, связанные с украшением интерьера помещения.
Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.
Данный курс явится одним из источников познавательного и нравственного развития учащихся
Список литературы для учителя:
- СД - диск “Вышивка по картону (Знаки зодиака)”. - @ Alisa Studio, 2002.
- Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. - С.-П.: Литеро, 2005.
- Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993.
- Журналы FacilFacil, Super Kit.
- Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - С.-П.: , Детство-Пресс, 2007.
- Golden Hands. Nore Pictures with pins. Книга по изонити на английском языке.
- Использованы ресурсы: http:// www. it – n. ru/
http://handmade.idvz.ru/forum/forum_posts.asp?TID=469&PN=2&TPN=1
http://museum.trecom.tomsk.ru/win/sashko/sashko.htm
Список литературы для ученика:
- Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - С.-П.: Детство-Пресс, 2007.
- Использованы ресурсы: http:// www. it – n. ru/ http://handmade.idvz.ru/forum/forum_posts.asp?TID=469&PN=2&TPN=1