Образовательные задачи:
- Повторить изученное по теме “Лексика”. Межпредметные связи: повторить малые жанры фольклора (пословицы, загадки).
- Познавательные - ознакомление с антонимами, их ролью в языке.
- Практические – формирование умений подбирать антонимы, находить их в тексте, употреблять антонимы в своей речи с определенными целями, обогащать словарный состав языка.
Развивающая: развить творческое мышление, активность учащихся.
Воспитательная: повысить интерес к русскому языку, к лексике, антонимам.
Тип урока: комбинированный урок: закрепление и применение новых знаний на практике. Для выполнения всех видов работ на уроке и их проверки используется мультимедиапрезентация.
Форма урока: урок-путешествие. Урок по теме “Лексика”, проводится по тематическому планированию. Это последняя тема изучения нового материала по данному разделу.
Методы и приёмы: терминологический диктант, работа со словарями, поисковая деятельность, сопоставление слов и понятий, мотивация задаётся при помощи парусов и карты путешествия.
Структура урока (слайд тема урока)
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка задачи (под музыку “Яблочко”)
Ребята, сегодня мы продолжаем путешествие по стране “Лексикология”. И хотя путешествие будет только по карте, зато задания, которые встретятся на пути, - самые настоящие. К любому путешествию надо тщательно готовиться: проверить снаряжения (полученные знания на прошедших уроках), за что вы получите карту путешествия по новой теме (жёлтого цвета).
II. Повторение изученного.
1. Терминологический диктант(слайд, в котором нужно досказать нужное слово)
Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)
Словарный состав языка называется …(лексика)
То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)
Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)
Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное)
Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)
2. Найди слово, которое употреблено в переносном значении в обоих словосочетаниях, подчеркни (слайд)
А) каменное сердце, строить мост
Б) жар солнца, каменное здание
В) золотые слова, строить планы
Прямое значение прямо указывает на предмет, действие, явление.
Переносное, переносит прямое значение слова на другой предмет
3. Каково значение слова ключ (слайд) О каком ключе идёт речь?
Там, где нужен ключ обычный,
Не поможет ключ скрипичный.
И лесным ключом, поверь,
Не откроешь эту дверь. (Ключ инструмент; ключ для
того, чтобы открыть замок, ключ соль; родник)
(Слайд, расшифрованный с картинками ключей)
Как называются такие слова? Омонимы - слова далёкие по значению, но одинаковые по написанию и звучанию.
- На каких полях не сеют и не пашут? (Поля тетради и поля земли)
- Какой рукав нельзя пришить? (Рукав платья и рукав реки)
- Из какого крана нельзя напиться? (Кран строительный и кран водопроводный)
(шутливые вопросы построены на явлении омонимии)
4. Почему бежало судно, а пристать велят кораблю? (слайд)
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна…
И знакомая страна
Вот уж издали видна…
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Это слова синонимы, они использованы для большей выразительности.
( Судно и корабль – это слова-синонимы, они использованы для большей выразительности и чтобы не было повтора)
Синонимы – это слова одной и той же части речи, обозначает одно и тоже лексическое значение или схожее значение, но по-разному пишется.
III. Изучение нового материала
Наши корабли отправляются к новому городу под названием “Антонимы” (слайд)
Корабли наши красивы, но что-то у него не хватает. (Слайд) Кто догадался? Парусов. Чтобы они появились, нужно их поднять при помощи ваших правильных ответов, за каждый правильный ответ вы получаете парус и работаете вместе командой, а в конце пути узнаем, какой экипаж помог судну быстрее добраться до финиша.
Каждый корабль должен иметь своё название, поэтому первой команде я даю название трусливые, а второй команде слабые, это пока, но вы можете изменить себе название, а как узнаете потом.
Мы распределились на два экипажа, а какой экипаж без капитана. Капитаны получают настоящую бескозырку, а команда надевает настоящий морской воротник. Поднимать паруса будет капитан, приклеивая парус тому, кто правильно ответит. В путь!
(Работа по группам и индивидуально)
1. Мы подъезжаем к новому городу. Под названием антонимы. По дороге сыграем в игру “Наоборот”.
Стихотворение Д.Чиард. “ Ещё одно эхо ”? (доскажи словечко)
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру “ Наоборот ”.
Скажу я слово
ВЫСОКО,
А ты ответишь
……… .
Скажу я слово
ДАЛЕКО,
А ты ответишь
……… .
Скажу я слово
ПОТОЛОК,
А ты ответишь
………. .
Скажу я слово
ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты
………. .
Скажу тебе я слово
ТРУС,
Ответишь ты
…….. .
Теперь
НАЧАЛО
Я скажу.
Ну, отвечай:
……… .
Слова, которые мы говорили наоборот и называются антонимы. Обратимся к карте и выполним первое задание.
- Антонимы – это… (слайд)
Слово произошло от слов анти- против, онима- имя.
- Существует словарь антонимов, в нём вы можете найти ответы на вызвавшие затруднения вопросы.
Теперь вы узнали, что такое антонимы, подберите антоним своей команде, и ваш корабль будет называться по-другому! (смелые и сильные)
Продвигаемся по карте дальше…(показывают стрелочкой)
2 . У одного и того же слова в зависимости от того, в каком значении оно употребляется, могут быть разные антонимы.
(Слайд)
Старый капитан – молодой, старый корабль – новый (вместе)
Проверка слайд, работа по карточке-зачёту.
Лёгкое задание – тяжёлое, лёгкая ноша – тяжёлая ( 1 мин.)
3. Слова противопоставляются по одному признаку. (Слайд). Устно.
Время | Пространство | Чувства, характер человека |
Рано (поздно) | далекий (близкий) | веселый (грустный) |
Утро (вечер) | длинный (короткий) | умный (глупый) |
День (ночь) | узкий (широкий) | добрый (злой) |
(Проверка слайд)
4. Закрепление по карте.
Напишите, какие из данных ниже пар слов, противоположных по смыслу, обозначают вес, место, цвет, время, действие.
Легкий – тяжелый, белый – черный, здесь – там, утром – вечером, зажечь – потушить.
(Карточка – зачёт), проверка на слайд. На работу отводиться 1 мин.
Разминка
К словам из левого столбика подберите слова, противоположные по значению, из правого столбика. Соедините линиями (по цепочке), оценка парусом.
Подвижная форма работы
Север | болезнь |
Высокий | ленивый |
Уехать | польза |
легкий | |
Завязать | закрыть |
Прилежный | юг |
Светлый | низкий |
Вред | приехать |
Здоровье | темный |
Открыть | |
Тяжелый | развязать |
Мокрый сухой |
Следующая станция.
5. Активно антонимы используются в жанрах фольклора: пословицах и поговорках. Найдите в пословицах слова антонимы. (Слайд)
Старый друг лучше новых двух.
Раздружиться друг – хуже недруга.
На какую тему эти пословицы? (дружба). Да, действительно, моряки должны быть дружными, ведь они долгое время путешествуют вместе. А ещё они какие, мы узнаем из следующих пословиц.
Антонимы используются для большей выразительности и понимания пословицы.
Закрепление по карте (слайд), проверка (слайд)
Перед вами некоторые из них, выпиши антонимы, объясни пословицу.
Дело веди, а безделье гони.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Маленькое дело лучше большого безделья.
На какую тему данные пословицы?
Продолжим путь!
6. Антонимы используют и в поэтических текстах.
Ты морячка – я моряк.
Ты рыбачка – я рыбак.
Ты на суше – я на море.
Нам не встретиться никак.
На каких словах построен отрывок из стихотворения? На противопоставлении. Этот художественный приём в литературе называется антитеза.
Антитеза – противопоставление понятий и явлений (слайд)
Работа по карточке-зачёту, запись определения.
Закрепление. Найдите в стихотворении антитезу и выпишете из стихотворения: (слайд)
Всюду мелькают белые чайки.
Чайки - молчалки, чайки – кричалки.
Чайки в порту, несомненно, хозяйки!
Глупую мысль навевают мне чайки –
Эти, бесспорно, умные птички:
Да неужели они, негодяйки,
Ловят рыбёшку в мутной водичке.
Борис Заходер.
7. Нам пришло послание из другого острова, где живут необычные люди, они любят говорить наоборот. Чтобы понять их жизнь, нужно к выделенным словам подобрать антонимы, и тогда мы узнаем об них правду.
В стране “Наоборот” живут враждебные ( ) люди. Они обожают солёную
( )пищу по натуре очень ленивые ( ), ведут больной
( ) образ жизни. Нелюбимое ( )их занятие – прогулка ночью ( ). В их стране всегда очень холодно ( ), поэтому растут невкусные ( ) фрукты.
На работу отводится 2 минуты, какая команда быстрее справится?
Проверка по слайдам. Группе, которая быстрее выполнила работу, по одному парусу. (С парусами)
А сейчас мы подведём итог нашего путешествия и посмотрим, какой экипаж набрал большее количество парусов, но те участники, кто получил большее количество парусов получают тоже отметку “5”, ведь благодаря им мы быстро вернулись домой.
Молодцы, хорошо потрудились!
В какой стране мы побывали? Что нового узнали? Что такое антонимы? Понравилась ли вам эта тема? О каком словаре мы узнали?
IV. Рефлексия.
Мне хочется у вас узнать, какое настроение было во время путешествия? И какая погода сопутствовала нам в дороге? Если вы подымете солнце, то хорошо поработали, если туча и солнце (пасмурно), то надо потрудиться, если туча, то плохо поработал.
V. Домашнее задание.
Состоит из 3 –х частей
1) Подчеркнуть антонимы в пословицах и загадках.
Устно объяснить значение пословиц и угадать
загадки.
2) Выписать приём антитезы из текста.
3) Подобрать пословицы, стихи с антонимами или
подобрать слова, к которым нужно подобрать
антонимы.