Внеклассное мероприятие "Спасибо, Азбука, тебе!" (урок-праздник)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1) обеспечить радостное и комфортное настроение для учащихся и их родителей;
2) способствовать формированию благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в коллективе первоклассников;
3) способствовать развитию познавательных процессов у учащихся, развивать интерес и любовь к книге, чтению, учить пользоваться книгой.

Оборудование: выставка рисунков учащихся “Ожившая буква”, учебник “Русская азбука”, книга “Детская энциклопедия”, карта страны “Литературия”, задания литературных героев.

Под фонограмму песни В. Шаинского “Чему учат в школе” дети занимают свои места за игровыми столами.

Учитель:

За окном снежинки вьются,
День приветливый такой.
Нынче праздник в первом классе:
День прощания с азбукой!

– Итак, наша встреча посвящена дню прощания с первой учебной книгой “Русская азбука”.

1-й ученик

В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли,
Азбуки (для всех подарок)
На столах своих нашли.

2-й ученик

Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли!

3-й ученик

Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
И уже на книжной полке
Нас другие книги ждут.

4-й ученик

Среди ярких толстых книжек,
Неприметна и скромна,
Но зато читать – в полгода! –
Научила нас она.

Девочка (в роли азбуки).

Я – азбука. Учу читать,
Меня никак нельзя не знать,
Меня изучишь хорошо,
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.

Девочка (с книгой “Детская энциклопедия”).

А в книгах есть про все, про все:
Про реки и моря,
И что у неба нет конца,
И круглая Земля
Про космонавтов,
Что выше всех летали много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет, тепло и газ.

5-й ученик.

Все когда-то в первый раз,
Приходили в первый класс.
Все за партами сидели,
Все на азбуку глядели.

Учитель. И не просто глядели, а серьезно ее изучали. Давайте сегодня еще раз мысленно перелистаем свой первый учебник и вспомним, чему же учила нас азбука.

Ученики (по очереди) Азбука учила нас читать, познакомила с русским алфавитом, с “первоучителями словенскими” Кириллом и Мефодием; с первопечатником – составителем первой русской печатной азбуки Иваном Федоровым.

– Азбука учила нас быть аккуратными, трудолюбивыми, заботливыми воспитанными людьми.

– Книга эта учила нас дружить, помогать друг другу.

Дети исполняют песню М. Пляцковского “Мир похож на цветной луг”.

Учитель. Давайте вспомним, с какими чертами характера мы познакомились на уроках обучения грамоте.

Алфавит “Что хотели бы видеть в тебе твои одноклассники, родители и окружающие тебя люди”.

А – аккуратность, активность,
Б – благородство, бодрость, благоразумие,
В–верность, воспитанность, веселье, вежливость, внимательность,
Г – гуманность, галантность, героизм,
Д – доброта, дружба, доброжелательность,
Е – единодушие,
Ж – жалость, жизнерадостность, жизнелюбие,
З – здоровье, задор,
И – искренность, инициатива,
К – культура, красота, красноречие,
Л – любовь, легкость,
М – милосердие, мужество, мудрость, мечтательность,
Н – нежность, надежность, нравственность,
О – опрятность, осторожность, образованность,
П – преданность, постоянство, патриотизм,
Р – радость, рассудительность, решительность,
С – справедливость, скромность, сознательность, смелость, сочувствие,
Т – терпение, трудолюбие,
У – уважение, ум, упорство,
Ф – фантазия,
Х – храбрость,
Ц – целеустремленность,
Ч – честность, чуткость, человеколюбие,
Ш – широта души,
Щ – щедрость,
Э – элегантность, энергичность,
Ю – юмор,
Я – яркость, ясность ума.

Учитель. Ребята, все ли буквы были названы? Какие отсутствуют? Почему?

А сколько всего букв в алфавите? Сколько гласных? Сколько согласных? (Дети рассказывают стихи о гласных и согласных звуках ).

Гласные тянутся песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать
В темном лесу звать и аукать
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.

Раздается стук в дверь.

Учитель

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С “АБВ” на медной бляшке
И на форменной фуражке?

Дети (хором)

Это он! Это он!
Букваринский почтальон.

Входит почтальон.

Получите! Вам письмо!
Очень срочное оно!

Вручает письмо учителю.

К вам я прибыл издалека,
Из Волшебной стороны.
Ни минуты не теряя,
Вы в путь отправиться должны!

Учитель читает письмо

“Дорогие ребята!

Вот вы и выучили все буквы. Мы знаем, что у вас сегодня праздник, поэтому хотим пригласить вас в наш замечательный город Литературия. Только путь в наш город заколдован. Чтобы расколдовать дорогу в наш город, вам следует выполнить ряд заданий, подготовленных литературными героями. Желаем вам удачи и ждем вас. Жители города”.

– Ребята, готовы ли вы отправиться в путь?

I.

Итак, первое задание от литературных героев Крокодила Гены и Чебурашки:

Доскажи имя литературного героя.

Кот (В сапогах, Леопольд, Матроскин), Домовёнок (Кузя), Папа (Карло), Дед (Мороз), Старуха (Шапокляк), Дядя (Степа, Федор), Али (Баба), Винни (Пух), Иванушка (Дурачок), Красная (Шапочка), Муха (Цокотуха), Черепаха (Тортила)

II.

– Молодцы! Следующее задание подготовили герои А.Гайдара “Тимур и его команда”. Они уверены, что вы знаете много пословиц о труде и вам нетрудно будет собрать их половинки.

Каков мастер,
Кончил дело,
Скучен день до вечера,
Что посеешь,
Терпенье и труд
Всякому молодцу
Без труда,
Кто любит трудиться,

гуляй смело
такова и работа
то и пожнешь
коли делать нечего
ремесло к лицу
все перетрут
тому без дела не сидится
не вынешь и рыбку из пруда

III.

– Хорошо, ребята! Быстро управились с этим заданием. А проказница Старуха Шапокляк запутала известные стихи, которые вам предстоит разгадать:

Уронили зайку (мишку) на пол,
Оторвали зайке (мишке) лапу,
Все равно его не брошу –
Потому что он хороший.

Идет медведь (бычок) качается,
Вздыхает на ходу:
– Ох, доска кончается
сейчас я упаду.

Наша Лена (Таня) громко плачет:
Уронила в печку (речку) мячик.
– Тише, Леночка (Танечка), не плачь,
не утонет в печке (речке) мяч.

Зайку бросила лентяйка (хозяйка),-
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог
Весь до ниточки промок.

Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак
Но зато ему потом
На крючок попался дом (сом)

Врач напомнил дяде Мите:
- Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель (капель) перед сном!

IV.

– Молодцы, ребята. Показали старухе Шапокляк, какие вы смышленые и хорошо знаете стихи детских писателей. Следуем дальше. Лентяй Емеля. лежа на печи, подготовил кроссворд, желая узнать, известны ли вам названия рыб и кто из вас с папой ездит на рыбалку? 

 

V.

– Какой длинный путь вы проделали. Осталось совсем немного. Следующее задание от деревянного мальчика с длинным носом, который предлагает вам разгадать …(показывается плакат, дети угадывают задание) – ребусы

VI.

Как легко справились с ребусами. Идем дальше. Наш любимый литературный герой – добрый доктор Айболит, знает, что вы очень любите сказки, внимательно их читаете и понимаете прочитанное. Задание так и называется “Кому принадлежат эти стихи?”

Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный
По амбару метен,

По сусекам скребён,
На сметане мешён,
На окошке стужён.

Мальвина бежала в чужие края,
Мальвина пропала, невеста моя,
Рыдаю, не знаю – куда мне деваться
Не лучше ли с кукольной жизнью расстаться?

Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!

VII.

А вот и последнее задание от Федоры. Она предлагает вам вставить выпавшие слова из стихотворения

Я нос уткнул в оконное …
Осенним утром муху….
Она снаружи на окне…
И на меня внимательно…
Я думаю, что мухе ….
И интересно, и ногам ….

(Стекло, глядит, принесло, тепло, сидит, повезло)

Учитель: Вот и одолели мы нелегкий путь к городу с замечательным названием Литературия. Кто же сопровождал нас в дороге? (литературные герои)

– А где еще можно их встретить? (в книгах)

– Верно. А как называется хранилище для книг? (Библиотека)

– Ребята, а в нашем лицее тоже есть библиотека. Хозяйку ее зовут Анна Михайловна Климина. Я хочу предоставить ей слово…….

Учитель: Наверное, все наши гости убедились в том, что азбука научила нас многому. Давайте за все это и скажем нашему учебнику спасибо!

Дети: (хором). За все, чему ты нас учила, спасибо, азбука, тебе!

1-й ученик.

Учебник закрывается,
Пора с ним распроститься…
Он верным другом был для нас.
Прощаясь с ним.
Грустит наш класс.
Но долго нам грустить нельзя
Другие книги ждут, друзья!

2-й ученик.

Азбуку прочли до корки.
Нам по чтению пятерки.
Позади нелегкий труд
Слогового чтения.

3-й ученик.

Сегодня праздник необычный,
Спасибо, азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.

4-й ученик.

До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придет.

Исполняется песня А.Некрасовой “Прощание с букварем”.

5-й ученик.

Нам сегодня выдают удостоверения
В том, что азбуку прочли.
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.

Учитель: Мы переходим к самой важной торжественной части нашего праздника – вручению вам удостоверений и подарков.

Чаепитие.