Тип проекта: социальный проект, отражающий проблемы, волнующие подростков
I этап.
Проблема: низкая правовая культура школьников.
На уроках обществознанческого цикла изучаются вопросы права. Учащиеся знают, что такое право, знакомятся с отраслями права, с основными положениями Конституции РФ, с правами ребенка, имеют представление о правовой культуре. Но в жизни детей возникает множество проблем, связанных с взаимоотношениями со взрослыми людьми, родителями, сверстниками, осознанием своей неполноценности или внутреннего страха.
Тех знаний, которые ребята получают на уроках обществознания, политики и права им недостаточно, так как там познаются только теоретические основы. А как же быть с практическим применением правовых знаний?
Проведя анкетирование, среди старшеклассников школы (272 чел.), по данному вопросу, я получила следующие результаты:
Вопросы анкеты |
«Да» (%) |
«Нет» (%) |
Знакомы ли вы с международными и российскими документами по правам человека? | 42 | 58 |
Знакомы ли вы с Уставом школы и его локальными актами? | 5 | 95 |
Знаете ли вы все свои права и обязанности? | 34 | 66 |
Возникают ли у вас конфликтные ситуации с родителями? | 92 | 8 |
Возникают ли конфликтные ситуации с учителями? | 59 | 41 |
Возникают ли конфликты со сверстниками? | 63 | 37 |
Знаете ли вы, куда обратиться за помощью в решении конфликтных ситуаций | 5 | 95 |
Проанализировав ситуацию, я пришла к выводу,
что подавляющее большинство старшеклассников не
знакомы с основными документами школы - Уставом
школы и локальными актами; не знают к кому
обратиться за помощью в решении конфликтных
ситуаций, как достойно выйти из них. Так же многие
не знают своих прав и обязанностей.
Следовательно, учащиеся школы недостаточно
грамотны в сфере правовых отношений.
Итак, возникла проблема: низкая правовая культура школьников. Просто знаний по праву недостаточно, нужно нечто более высокое по уровню, более соответствующее сложностям времени, в котором мы живем. Это – овладение правовой культурой. Правовая культура не может быть полноценной без усвоения элементов нравственной культуры: совесть, честь, правдивость, доброта, чувство собственного достоинства – являются её основными добродетелями.
Необходимо овладеть основами правовой
культуры, юридическими знаниями и развивать
правовые чувства (чувства справедливости и
уважения к праву), чувство законности.
Овладеть правовой культурой школьников нашей
школы, призвано объединение «Правовая
служба школы».
Пролема: низкая правовая культура школьников.
Цели проекта:
- формирование устойчивого правосознания школьников;
- расширение правовой базы знаний;
- разрешение конфликтных ситуаций в школе
Задачи проекта:
- изучить международные и российские законодательные акты, защищающие права и свободы человека.
- познакомить учащихся с Уставом школы и локальными актами.
- изучить права и обязанности школьников.
- улучшить моральный климат в школе.
- создать страницу в Интернете на школьном сайте «Правовая служба школы».
Ожидаемые результаты:
- овладение учащимися школы умением практического применения правовых
- знаний в жизненных ситуациях;
- формирование в каждом ученике гражданско-патриотической,
- нравственной позиции, уважение к правам и свободам человека, толерантного
- отношения к окружающим.
II этап.
Обучение членов команды
№ | Команда | Определение обязанностей и их распределение |
1. | Журба И.В. учитель истории, права, руководитель объединения | Руководит объединением учащихся «Правовая служба школы»; проводит теоретические занятия по изучению правовых вопросов; готовит членов службы для проведения единых классных часов. |
2. | Тушенцова Юлия, председатель объединения | Отвечает за посещение объединения «Правовая служба школы»; проводит анкетирование среди учащихся школы; ответственная за проведение классных часов. |
3. | Грищенко А.,10 «А» кл., Барсегян С., 9 «Б» кл. редколлегия | Один раз в четверть выпускают газету «Вы спрашивали? Правовая служба отвечает!». Раз в месяц выпускают информационный бюллетень. |
4. | Миненко К., 9 А» кл., Ячменева С., 10 «А» кл. | Отвечают за разбор почты «Ящика доверия» |
5. | Проценко Е. М., школьный психолог | Проводит консультации, тренинги, помогает в разборе почты «Ящика доверия» |
III этап.
Разработка системы оценки проекта
- Провести тестирование среди членов объединения «Правовая служба школы» по теоретическим вопросам.
- На педагогическом совете и советах старшеклассников подводить итоги проведения тематических единых классных часов по формированию правовой культуры школьников.
- После каждого проведенного мероприятия, на заседаниях «Правовой службы», проводить анализ проделанной работы, стремиться к высоким результатам.
- Наградить учащихся за активное участие в работе объединения почетными грамотами и благодарностями.
IV этап.
Формирование общественного мнения
- Выступить на школьной конференции о проблеме низкой правовой культуры школьников и создании объединения «Правовая служба школы». Предложить избрать в состав объединения по два представителя от каждого класса (с 8 по 11 кл.)
- Выступить на заседании педагогического совета о значимости работы объединения «Правовая служба школы», регулярно давать информацию об общих проблемах учащихся, поступающих из почты «Ящика доверия».
- Вести правовое просвещение учащихся школы и их родителей через систему единых классных часов, родительских лекториев, внеклассных мероприятий.
- Привлекать к работе, в период изучения теоретических правовых вопросов, сотрудников правоохранительных органов.
- Через газету «Вы спрашивали? Правовая служба отвечает!» раскрывать наиболее значимые вопросы по формированию у учащихся правовой культуры.
Определение необходимых ресурсов:
- Материальные:
- юридическая и методическая литература;
- правовые документы;
- бумага для офисной техники;
- краска для принтера;
- компьютер.
- Ресурсы социального партнерства:
- встречи с работниками правоохранительных органов;
- работа в тесном контакте с психологом школы;
- получение квалифицированной помощи от юристовпрактиков.
- Перспективы дальнейшего развития
- расширение сферы деятельности Правовой службы школы, постановка дополнительных целей и задач, связанных с оказанием всемерного содействия в социализации личности в условиях законности и правопорядка по принципу «Школа – территория закона»;
- введение Правовой службы в органы школьного самоуправления как министерства Юстиции.
Нормативно-правовая база:
1. Всеобщая декларация прав человека.
2. Конституция РФ.
3. Конвенция ООН о правах ребенка.
4. Устав школы.
5. Локальные акты школы.
6. Закон «Об образовании».
7. Положение «Об итоговой аттестации учащихся».
8. Кодекс об административных правонарушениях РФ
9. Трудовой кодекс РФ
10.Уголовный кодекс РФ
Презентация «Правовая служба школы»
Список использованной литературы: Великородная В.А., Жиренко О.Е. , Кумицкая Т.М. «Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию» М. ВАКО, 2006.