Урок русского языка в 4-м классе: "Наречие"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Осмысление уже полученных знаний о наречии (разряды наречий, правописание наречий)
  • Выработка умений и навыков по правописанию наречий
  • Развитие мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение, анализ, синтез)
  • Воспитание культуры общения на уроке.

Оборудование:

  • мультимедиа-проектор;
  • презентация (Приложение 1);
  • карточки с индивидуальными заданиями.
  • карточки  с заданиями для групп

План урока.

  1. Что такое наречие?
  2. Разряды наречий (места действия, причины, времени действия, цели, образа действия, степени качества)
  3. Образование наречий (от  прилагательных, от сочетаний слов, от существительных)
  4. Правописание наречий.
  5. Тип связи – примыкание.
  6. Роль наречий в предложении (Приложение 1)

(план-презентация раскрывается постепенно)

ХОД УРОКА

1. Организация класса на урок

2. Сообщение темы и целей урока

(Приложение 1) Слайд 1

Ребусы – разгадать.

(Ответы: внизу, вокруг, сзади, внутри, рядом, около)

На доске: Бурно, светлый, писать, издалека, свет, первый

– Какие два слова из этой группы можно выделить в одну группу? (бурно, издалека)
– Что это за слова?
– Сегодня на уроке мы будем закреплять и систематизировать знания о наречиях.
– Будем работать по плану.

(Приложение 1) Слайд 2

3. Проверка домашнего задания, № 222

– Откройте тетради. Выполняя домашнее задание, какие сведения о наречии вы должны были вспомнить?
– Что такое наречие?
(1 пункт плана)
– Что объединяет наречия в каждую группу?
– Какие разряды наречий вы выделили?

(Приложение 1) Слайд 3

– Прочитайте наречия места действия. (Вперёд, здесь, туда, сюда, везде, там, вблизи, нигде)
– О всех ли разрядах наречий шла речь в данном упражнении?
– Как вы думаете, какие слова здесь прикрыты? (Причины, цели – в плане)
– Кто даст полный ответ по второму пункту плана? (2 пункт плана)

4. Образование наречий

(Приложение 1) Слайд 4

Я называю вам наречия. Ваша задача записать антонимы к каждому наречию в один столбик и выделить орфограммы.
Весело, высоко, трудно (грустно, низко, легко)
– Какое слово лишнее?
– Что общего у этих наречий? (Способ образования от прилагательных)
– Сейчас я буду вам читать существительные, а вы записываете наречия.
Круг, время, день (кругом, вовремя, днём)
– Какой способ образования наречий ещё не открыт в нашем плане? (Из сочетаний слов)
– Назовите эти наречия (Сейчас, сегодня, тотчас)
Учебник,  № 223
В каждый столбик запишите по 2-3 слова из упражнения.
Расскажите полностью об образовании наречий с примерами.

5. Правописание наречий

(Приложение 1) Слайд 5

– Для чего изучаем тему «Наречие»? (правильно писать, правильно и уместно употреблять в речи)

Свежо, неуклюже, горячо, …
Справа, издалека, добела, …
Влево, направо, засветло, …
По-лисьи , по-дружески, по-новому, …

– Продолжите цепочку слов.
– Объясните орфограммы.
– Вставьте пропущенные буквы

Издавн. , (по) новому, насух . , жгуч . , невтерпё . , хорош . , снов . , вправ . , (по) прежнему

– Какое слово лишнее? Почему?
– Кто расскажет о правописании  наречий?

Слайд 6 (индивидуальные задания на карточках)

– Одно из наречий лишнее. Почему?

1. Работать – быстро, издалека, плохо, много.
2. Писать – аккуратно, чисто, громко, разборчиво.

(Приложение 1) Слайд 7

6. Физпауза

Пляцковский. «Танцуй сидя» (Приложение 2)

7. Работа в группах

Задания: 

1 группа – Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

Посмотреть  вправ... , идти  справ… , посмотреть направ… , вытереть досух ... , накормить досыт ... , встречаться  изредк ... , накрепк..., повернуть  влев... , проснуться  засветл ... , свалиться замертв... .

(Подставлять для проверки вместо наречия существительное с тем же предлогом, что и приставка в наречии)

2 группа – Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

В лесу ещ… свеж… и сыр… от утренней росы. Мокрые ветки то слев…, то справ… ложатся на плеч…, а высокая крапива то и дело слегка жжёт ноги. Сейчас нужно повернуть направ…, и через двадцать шагов будет родник. Вода хрустальным ключом бьёт из-под куста. Теперь можн… отдохнуть, попить холодной водички. Но нужн… быть внимательным: здесь водятся гадюки. Правда людей они не трогают, боятся. Но ногой лучш… на неё не наступать. Горазд…   интереснее издалек…  наблюдать, как из высокой травы зловещ…  глянет на тебя серо-зелёная гадючка. Угрожающ… прошипит что-то на своём гадючьем языке быстр… скроется в зарослях.

(В наречиях, образованных от прилагательных с помощью приставок и суффиксов, после приставок в-, на-, за- пишется суффикс – о, а после приставок с-, из-,до- пишется суффикс – а)

3 группа – Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

Нестись вскач…., зорко стереч…, хлеб горяч…., убежать проч…, покрасить сплош …, ударить  наотмаш…, воздух свеж…, становится невтерпёж….

(В конце наречий после шипящих, кроме Ж, всегда пишется мягкий знак. А после Ж он пишется всегда в одном наречии НАСТЕЖЬ.)

8. Тип связи – примыкание

– Что знаете о примыкании?

(Приложение 1) Слайд 8 – картина «Зима»

– Составьте предложение, чтобы в нём было словосочетание, в котором подчинительная связь- примыкание.
– Запишите предложение.

9. Роль наречий в предложении

Из истории наречий

Авось  – может быть.
Исконно русское авоська – плетёная или вязаная сумочка (сетка) под продукты питания или иные нетяжёлые предметы, которую берут на всякий случай, на авось (показать).

(Приложение 1) Слайд  9

– Разберите предложение по членам предложения.
– Каким членом предложения чаще всего является наречие? (Обстоятельством)

(Индивидуальные задания на карточках)

– Вставить наречие, разобрать по членам предложения. 

1 уч. – Заяц смотрит …
2 уч.– Ребята … играют в хоккей.
3 уч. Солнце светит …

(Приложение 1) Слайд 10

10. Домашнее задание

(Приложение 1) Слайд 11

1 группа – Выписать из словаря наречия, составить и записать 3 предложения.
2 группа – Составить текст на тему «Зима» с использованием наречий.
3 группа – № 224.

11. Итог  урока

– Кто расскажет полностью о наречии?
– Какое задание вам  показалось самым легким?
– Самым трудным?
– Самым интересным?
–  Как вы чувствовали себя на уроке? Скажите наречиями.

Литература: Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336 с.