Урок-соревнование "Математический турнир"

Разделы: Математика


Схема размещения участников в кабинете.

Цели мероприятия:

  • Обучающие:
    • обобщение и систематизация знаний учащихся по темам, пройденным на уроках дополнительного образования;
    • ликвидация пробелов в знаниях и умениях учащихся;
    • установление внутрипредметных и межпредметных связей изученных тем математики с русским языком и литературой;
  • Развивающие:
    • расширение кругозора учащихся, пополнение их словарного запаса; развитие интереса учащихся к предмету и смежным дисциплинам; развитие личностных качеств учащихся, их коммуникативных характеристик;
  • Воспитательные:
    • воспитание чувства коллективизма, товарищества, ответственности за порученное дело, воспитание воли, упорства в достижении поставленной цели.

Тип урока: соревнование, игра.

Оборудование:

  • карточки-задания;
  • плакаты;
  • компьютер;
  • проектор;
  • презентация.

Оформление: железная дорога, нарисованная мелом на доске; плакаты с изображением вагончиков, с изображением пещеры; шлагбаум, сундук, деревья из бумаги, костюмы пирата, стрелочника, Бабы-Яги.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Организационный момент

Учащиеся формируют три команды по 6 человек в каждой, выбирают капитанов команд. Выбирают себе название и девиз. Остальные дети – болельщики. Родители участников, представители администрации – зрители.

Ведущий. Дорогие ребята, сегодня мы вместе совершим путешествие по железной дороге на веселом поезде! Цель нашего путешествия – добраться до заветного сундука с сокровищами. Нас ждут неожиданности, различные препятствия, приключения! Каждое препятствие можно преодолеть, решив предложенные задачи и заработав баллы. Если задача решена полностью – 3 балла, в решении задачи есть несущественные ошибки – 2 балла, в решении задачи допущены грубые ошибки – 1 балл. Оценивать работу будет наше многоуважаемое жюри (в состав жюри входят учащиеся 6 – 7 классов).
А наши замечательные болельщики будут нам помогать в течение всего пути. Любая задача, решенная болельщиками, приносит 1 балл своей команде.
Итак, в путь! Прошу занять свои места в нашем веселом поезде!
Ведущий представляет команды, их капитанов, каждая команда произносит свой девиз. Звучит музыка «Голубой вагон».

Приложение 1.Слайд 1.

II. Препятствие первое

Ведущий.На нашем пути – река. Через реку есть мост. Смотрите, мост недостроенный! Дальше ехать нельзя! Чтобы перебраться на другой берег надо решить задачу [4].

Приложение 1.Слайд 2.

Во время решения задачи командами, ведущий работает с болельщиками.

Задание для болельщиков

Кто больше назовет пословиц и поговорок, связанных с математикой. В пословицах и поговорках заключена вековая мудрость русского народа, а числовые данные придают им более яркий, реальный смысл. Например: «Семь раз отмерь – один отрежь!» и т.д.

Ведущий. А сейчас давайте послушаем, что скажет наше уважаемое жюри и ознакомимся с решением задачи.

Приложение 1.Слайд 3.

Жюри подводит итоги первого состязания.

Ведущий. Итак, первое препятствие мы с вами преодолели! Едем дальше!

III. Препятствие второе

Ведущий. Смотрите! Впереди завал! Мы не сможем двигаться дальше, пока не уберем с дороги камни. Для этого необходимо решить задачу [4].

Приложение 1.Слайд 4.

– Пока команды решают, давайте дадим возможность болельщикам помочь свои командам заработать дополнительные баллы.

Задание для болельщиков

Ответьте на вопросы и назовите имена:

  • Трех поросят из сказки «Три поросенка» (Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф). [1]
  • Трех мушкетеров из романа Дюма (Атос, Портос и Арамис). [1]
  • Трех былинных героев на картине художника Васнецова «Три богатыря» (Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец). [1]
  • Трех медведей из сказки Льва Толстого « Три медведя». (Мишутка, Анастасия Петровна, Михаил Потапыч). [5]
  • Имена четырех ребят из мультфильма « Утиные истории». (Вилли, Дилли, Билли и Поночка). [5]
  • Имена трех толстяков из Сказки Ю. Олеши « Три толстяка». (Без имен).[5]
  • Почему в поездах стоп – краны красные, а в самолетах голубые? (В самолетах их нет). [5]
  • У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему 100лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Как это могло быть? (Этот человек родился 29 февраля, и день рождения у него бывает один раз в 4 года). [5]
  • Как на Руси в 18 веке называли нуль? (Цифра). [5]

Ведущий. Наши команды уже решили задачу. Давайте мы ознакомимся с ее решением и заслушаем мнение жюри.

Приложение 1.Слайд 5.

Жюри подводит итоги второго состязания.

– Ну, что ж, с заданием справились, камни с нашего пути убрали. Тогда в путь. (Звучит музыка « Голубой вагон».)

IV. Препятствие третье

Ведущий. Наша железная дорога пролегает через пещеру, в которой живет пират. (Звучит музыка, выходит пират).

Пират. Я старый пират! Я живу в пещере и вас не пропущу!!!

Ведущий. А почему ты нас не пропустишь?

Пират. У меня там спрятаны золотые монеты, драгоценные камни, оружие и еще много чего. Вдруг вы украдете. Я ведь старый стал. Не помню, что где лежит.– говорит пират.

Ведущий. А если мы тебе поможем разобраться. Тогда пропустишь?

Пират. Ну, ладно, вот вам моя задача.

Появляется слайд 6, и пират читает задачу. [3]

Пока решается задача, пират рассказывает историю болельщикам:

Как-то раз малоопытный водитель автофургона пытался проехать через пещеру, но неточно рассчитал его высоту. В результате машина оказалась заклиненной , да так, что не могла тронуться с места. Шофер то заводил машину, то выключал двигатель, пытался двигаться вперед, назад – все было безрезультатно. Так продолжалось до тех пор, пока я не помог ему и не подсказал как выйти из данной ситуации. После моих указаний шофер выполнил несложную работу и шофер без проблем проехал через пещеру. Скажите мне ребята, что я ему посоветовал? [3]
 (Ответ: приспустить машине шины)

Ведущий. Посмотри, пират, ребята наши решили задачу

Приложение 1.Слайд 7

Жюри подводит итоги третьего состязания.

Пират. Спасибо вам ребята, помогли вы мне. Проезжайте. (Уходит)

V. Препятствие четвертое

Ведущий.  А мы с вами ребята поехали дальше, но вот беда, шлагбаум закрыт. Как же нам быть?

Звучит песня «Голубой вагон» и появляется стрелочник.

Стрелочник. Поезд приехал! Не по расписанию! Я вас не пущу!!! Шлагбаум не открою! Некогда мне! Вчера было некогда, сегодня и завтра я тоже буду занят!

Ведущий. Чем же ты так занят?

Стрелочник. Который день пример решаю, никак цифры нужные подобрать не могу!

Ведущий. Давай мы тебе поможем, а ты нас пропустишь!

Стрелочник. Хорошо! Я подожду. (Присаживается).

Приложение 1. Cлайд 8.
[3]

Ведущий. Ну что, ребята, нашли нужные цифры.

Жюри подводит итоги и ставит оценки. Появляется решение задачи 9.

Приложение 1.Cлайд 9.

Стрелочник. Ну спасибо вам ребята, вот выручили! Теперь и работа своим чередом пойдет! Проезжайте!!!

Забирает шлагбаум и уходит.

VI. Препятствие пятое

Ведущий. А дальнейший наш путь пролегает через сказочный лес.

Песня «Бабки-Ёжки».

Баба-Яга. Привет, вы меня не ждали? А кто я?

Дети. Вы Баба-Яга.

Баба-Яга. Через лес хотите проехать? А я вам дорогу не открою! (думает). Или открою, если задачу решите.

Приложение 1.Слайд 10.
[2]

Баба-Яга. Вы пока решайте, а я отдохну с дороги, старая я стала, устала.

Присаживается и отдыхает. Команды решают задачи и ответ выкладывают на стол перед жюри. Баба-Яга подходит к жюри.

Баба-Яга.Ну, чего, решено там или нет?

Приложение 1.Слайд 11.

Жюри подводит итог и говорит баллы

Баба-Яга. Ну коли задачу решили, ладно проезжайте. (Забирает деревья и уходит. Звучит музыка « Голубой вагон»)

VII. Препятствие шестое

Ведущий. Вот, ребята, мы и добрались до пункта назначения, до сокровищницы, где спрятан сундук с подарками. Осталось только открыть замки! Для этого следует решить задачу.

Приложение 1.Слайд 12.
 [4]

Приложение 1. Слайд 13.

Жюри подсчитывает баллы и объявляет результат. Звучит музыка «Голубой вагон».

Ведущий. Все ребята молодцы, потрудились от души и поэтому все достойны вознаграждения, а особенно отличившейся команде – специальный приз. Наша цель достигнута, заветный сундук вскрыт, поезд дошел до станции назначения.

Команды получают призы и почетные грамоты. Все остальные участники получают призы.

 – Всем спасибо за участие.

Приложение 2

Приложение 3