Схема размещения участников в кабинете.
Цели мероприятия:
- Обучающие:
- обобщение и систематизация знаний учащихся по темам, пройденным на уроках дополнительного образования;
- ликвидация пробелов в знаниях и умениях учащихся;
- установление внутрипредметных и межпредметных связей изученных тем математики с русским языком и литературой;
- Развивающие:
- расширение кругозора учащихся, пополнение их словарного запаса; развитие интереса учащихся к предмету и смежным дисциплинам; развитие личностных качеств учащихся, их коммуникативных характеристик;
- Воспитательные:
- воспитание чувства коллективизма, товарищества, ответственности за порученное дело, воспитание воли, упорства в достижении поставленной цели.
Тип урока: соревнование, игра.
Оборудование:
- карточки-задания;
- плакаты;
- компьютер;
- проектор;
- презентация.
Оформление: железная дорога, нарисованная мелом на доске; плакаты с изображением вагончиков, с изображением пещеры; шлагбаум, сундук, деревья из бумаги, костюмы пирата, стрелочника, Бабы-Яги.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Организационный момент
Учащиеся формируют три команды по 6 человек в каждой, выбирают капитанов команд. Выбирают себе название и девиз. Остальные дети – болельщики. Родители участников, представители администрации – зрители.
Ведущий. Дорогие ребята, сегодня мы
вместе совершим путешествие по железной дороге
на веселом поезде! Цель нашего путешествия –
добраться до заветного сундука с сокровищами.
Нас ждут неожиданности, различные препятствия,
приключения! Каждое препятствие можно
преодолеть, решив предложенные задачи и
заработав баллы. Если задача решена полностью – 3
балла, в решении задачи есть несущественные
ошибки – 2 балла, в решении задачи
допущены грубые ошибки – 1 балл.
Оценивать работу будет наше многоуважаемое жюри
(в состав жюри входят учащиеся 6 – 7 классов).
А наши замечательные болельщики будут нам
помогать в течение всего пути. Любая задача,
решенная болельщиками, приносит 1 балл своей
команде.
Итак, в путь! Прошу занять свои места в нашем
веселом поезде!
Ведущий представляет команды, их капитанов,
каждая команда произносит свой девиз. Звучит
музыка «Голубой вагон».
Приложение 1.Слайд
1.
II. Препятствие первое
Ведущий.На нашем пути – река. Через реку есть мост. Смотрите, мост недостроенный! Дальше ехать нельзя! Чтобы перебраться на другой берег надо решить задачу [4].
Приложение 1.Слайд
2.
Во время решения задачи командами, ведущий работает с болельщиками.
Задание для болельщиков
Кто больше назовет пословиц и поговорок, связанных с математикой. В пословицах и поговорках заключена вековая мудрость русского народа, а числовые данные придают им более яркий, реальный смысл. Например: «Семь раз отмерь – один отрежь!» и т.д.
Ведущий. А сейчас давайте послушаем, что скажет наше уважаемое жюри и ознакомимся с решением задачи.
Приложение 1.Слайд
3.
Жюри подводит итоги первого состязания.
Ведущий. Итак, первое препятствие мы с вами преодолели! Едем дальше!
III. Препятствие второе
Ведущий. Смотрите! Впереди завал! Мы не сможем двигаться дальше, пока не уберем с дороги камни. Для этого необходимо решить задачу [4].
Приложение 1.Слайд
4.
– Пока команды решают, давайте дадим возможность болельщикам помочь свои командам заработать дополнительные баллы.
Задание для болельщиков
Ответьте на вопросы и назовите имена:
- Трех поросят из сказки «Три поросенка» (Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф). [1]
- Трех мушкетеров из романа Дюма (Атос, Портос и Арамис). [1]
- Трех былинных героев на картине художника Васнецова «Три богатыря» (Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец). [1]
- Трех медведей из сказки Льва Толстого « Три медведя». (Мишутка, Анастасия Петровна, Михаил Потапыч). [5]
- Имена четырех ребят из мультфильма « Утиные истории». (Вилли, Дилли, Билли и Поночка). [5]
- Имена трех толстяков из Сказки Ю. Олеши « Три толстяка». (Без имен).[5]
- Почему в поездах стоп – краны красные, а в самолетах голубые? (В самолетах их нет). [5]
- У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему 100лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Как это могло быть? (Этот человек родился 29 февраля, и день рождения у него бывает один раз в 4 года). [5]
- Как на Руси в 18 веке называли нуль? (Цифра). [5]
Ведущий. Наши команды уже решили задачу. Давайте мы ознакомимся с ее решением и заслушаем мнение жюри.
Приложение 1.Слайд
5.
Жюри подводит итоги второго состязания.
– Ну, что ж, с заданием справились, камни с нашего пути убрали. Тогда в путь. (Звучит музыка « Голубой вагон».)
IV. Препятствие третье
Ведущий. Наша железная дорога пролегает через пещеру, в которой живет пират. (Звучит музыка, выходит пират).
Пират. Я старый пират! Я живу в пещере и вас не пропущу!!!
Ведущий. А почему ты нас не пропустишь?
Пират. У меня там спрятаны золотые монеты, драгоценные камни, оружие и еще много чего. Вдруг вы украдете. Я ведь старый стал. Не помню, что где лежит.– говорит пират.
Ведущий. А если мы тебе поможем разобраться. Тогда пропустишь?
Пират. Ну, ладно, вот вам моя задача.
Появляется слайд 6, и пират читает задачу. [3]
Пока решается задача, пират рассказывает историю болельщикам:
Как-то раз малоопытный водитель автофургона
пытался проехать через пещеру, но неточно
рассчитал его высоту. В результате машина
оказалась заклиненной , да так, что не могла
тронуться с места. Шофер то заводил машину, то
выключал двигатель, пытался двигаться вперед,
назад – все было безрезультатно. Так
продолжалось до тех пор, пока я не помог ему и не
подсказал как выйти из данной ситуации. После
моих указаний шофер выполнил несложную работу и
шофер без проблем проехал через пещеру. Скажите
мне ребята, что я ему посоветовал? [3]
(Ответ: приспустить машине шины)
Ведущий. Посмотри, пират, ребята наши решили задачу
Приложение 1.Слайд
7
Жюри подводит итоги третьего состязания.
Пират. Спасибо вам ребята, помогли вы мне. Проезжайте. (Уходит)
V. Препятствие четвертое
Ведущий. А мы с вами ребята поехали дальше, но вот беда, шлагбаум закрыт. Как же нам быть?
Звучит песня «Голубой вагон» и появляется стрелочник.
Стрелочник. Поезд приехал! Не по расписанию! Я вас не пущу!!! Шлагбаум не открою! Некогда мне! Вчера было некогда, сегодня и завтра я тоже буду занят!
Ведущий. Чем же ты так занят?
Стрелочник. Который день пример решаю, никак цифры нужные подобрать не могу!
Ведущий. Давай мы тебе поможем, а ты нас пропустишь!
Стрелочник. Хорошо! Я подожду. (Присаживается).
Приложение 1.
Cлайд 8.
[3]
Ведущий. Ну что, ребята, нашли нужные цифры.
Жюри подводит итоги и ставит оценки. Появляется решение задачи 9.
Приложение 1.Cлайд
9.
Стрелочник. Ну спасибо вам ребята, вот выручили! Теперь и работа своим чередом пойдет! Проезжайте!!!
Забирает шлагбаум и уходит.
VI. Препятствие пятое
Ведущий. А дальнейший наш путь пролегает через сказочный лес.
Песня «Бабки-Ёжки».
Баба-Яга. Привет, вы меня не ждали? А кто я?
Дети. Вы Баба-Яга.
Баба-Яга. Через лес хотите проехать? А я вам дорогу не открою! (думает). Или открою, если задачу решите.
Приложение 1.Слайд
10.
[2]
Баба-Яга. Вы пока решайте, а я отдохну с дороги, старая я стала, устала.
Присаживается и отдыхает. Команды решают задачи и ответ выкладывают на стол перед жюри. Баба-Яга подходит к жюри.
Баба-Яга.Ну, чего, решено там или нет?
Приложение 1.Слайд
11.
Жюри подводит итог и говорит баллы
Баба-Яга. Ну коли задачу решили, ладно проезжайте. (Забирает деревья и уходит. Звучит музыка « Голубой вагон»)
VII. Препятствие шестое
Ведущий. Вот, ребята, мы и добрались до пункта назначения, до сокровищницы, где спрятан сундук с подарками. Осталось только открыть замки! Для этого следует решить задачу.
Приложение 1.Слайд
12.
[4]
Приложение 1. Слайд 13.
Жюри подсчитывает баллы и объявляет результат. Звучит музыка «Голубой вагон».
Ведущий. Все ребята молодцы, потрудились от души и поэтому все достойны вознаграждения, а особенно отличившейся команде – специальный приз. Наша цель достигнута, заветный сундук вскрыт, поезд дошел до станции назначения.
Команды получают призы и почетные грамоты. Все остальные участники получают призы.
– Всем спасибо за участие.