Человеческая деятельность и ее многообразие
Тема: Человеческая деятельность и её многообразие. Обществознание 10 класс.
Цели:
- раскрыть содержания понятие деятельность;
- дать общую ее характеристику и раскрыть структуру деятельности;
- показать деятельность как способ бытия человека и общества;
- дать представление о многообразии видов деятельности;
- продолжить работу по формированию специальных умений и навыков (по подготовке к ЕГЭ);
- подвести учащихся к самостоятельному выводу об отличии деятельности человека от поведения других существ.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Изучение новой темы
Мы начинаем изучение ряда тем, характеризующих деятельность как способ бытия человека и общества. При изучении темы «Человеческая деятельность и ее многообразие» необходимо раскрыть содержание понятия деятельность, рассмотреть ее структуру, познакомится с различными классификациями деятельности.
План урока.
- Деятельность, ее роль в развитии общества.
- Отличие деятельности человека от поведения других живых существ.
- Структура деятельности.
- Мотивы деятельности и потребности.
- Виды деятельности.
По завершению изучения первой части темы учащиеся должны ответить на вопрос: «Чем деятельность человека отличается от поведения других живых существ?»
Вопрос первый. Изучение первого вопроса плана начнем с сопоставления двух фраз.
Задание 1. Сопоставьте две фразы.
- Развитие общества – результат деятельности людей.
- Общественная деятельность находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными: в истории человечества были периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями; со временем изменения стали нарастать.
Вопрос: Сопоставьте две эти фразы. Какую роль в непрерывных изменениях общества играет деятельность людей?
Вопрос классу: В каком значении в повседневной жизни мы употребляем слово деятельность? (Активность, действия, поступки, занятия человека)
Деятельность в широком смысле употребляется в значении
активности кого-либо или чего-либо. Деятельность в узком смысле
слова означает занятие, человеческий труд.
В науках изучающих человека и общество понятие деятельность
наполнено специальным содержанием, с которым мы и будем
работать.
Второй вопрос. Все живые существа
взаимодействуют с окружающей средой. Животные приспосабливаются к
окружающей среде. Они употребляют природный материал в качестве
орудий, в общем, используют всё, что дает природа. Человек не
только приспосабливается к окружающей среде, но и преобразует
ее. Только человеку присуща такая активность как деятельность.
Человек использует не только природные предметы, но и средства
создаваемые самим человеком. И поведение животных и деятельность
человека сообразуется с целью, но в основе поведения животных
– биологическая программа, т.е. инстинкты, а человеческая
деятельность характеризуется исторически сложившейся
программой, т.е. обобщением опыта предшествующих поколений.
Таким образом деятельность – это присущая только человеку форма
взаимодействия с окружающим миром, основанная на изменении и
преобразовании мира в интересах людей, направленная на созидание
того, чего нет в природе , на производство продукта материальной и
духовной культуры.
Вопрос третий. Со структурой деятельности
познакомимся на основании текста М.В. Демина «Структура
деятельности» и текст учебника.
«Структура деятельности». М. В. Демин – современный российский
ученый.
Если отвлечься от особенностей, имеющих частное значение, то элементы структуры человеческой деятельности в ее общем виде можно представить следующим образом:
1) люди как субъекты деятельности;
2) их потребности и интересы, определяющие мотивы деятельности;
3) цели как идеальные прообразы потребных предметов;
4) средства деятельности, как идеальные, так и материальные;
5) объект деятельности;
6) сама деятельность как целесообразная активность, как процесс
приложения материальных и духовных сил людей.
Вопросы:
1. Сопоставьте представленную в тексте структуру с
характеристикой структуры деятельности в учебнике.
2. Следует ли включать в структуру деятельности результат?
Аргументируйте свой ответ.
На доске выписывается структура представленная в учебнике Боголюбова и структура представленная в тексте Демина.
| Демин М.В. «Структура деятельности». | Боголюбов «Обществознание 10 класс». |
| Субъект деятельности. | Субъект деятельности. |
| Потребности, интересы, мотивы деятельности. | Объект деятельности. |
| Цели деятельности. | Цель деятельности. |
| Средства деятельности. | Средства достижения |
| Объект деятельности. | Действия, направленные на достижение цели |
| Сама деятельность | Результат деятельности. |
Разберем подробно структуру деятельности (работа с учебником,
запись понятий в тетрадь).
Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность.
Пример: отдельная личность, организация, государство.
Объект – это то, на что направлена деятельность.
Пример: различные предметы, области жизни, другие люди.
Цель – это осознанный образ предполагаемого
результата, на достижение которого направлена деятельность.
Задание.
- Подумайте над словами французского философа Д.Дидро (1713-1784): «Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна».
- Может ли человек делать что-либо без цели?
- У архитектора цель выступает в образе задуманного сооружения. А какой может быть цель государственного деятеля? Полководца?
Средства – это приемы, способы действий, орудия, приспособленные для осуществления деятельности.
Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу высказывания известного средневекового философа Макиавелли «…цель оправдывает средства…»
Задание.
- «Цель, для которой требуются неправильные средства, не есть правая цель».
Немецкий философ К. Маркс.
- «Характер средств должен быть таков же, как характер цели, только тогда средства могут вести к цели… Дурные средства годятся только для дурной цели».
Русский философ Н.Г. Чернышевский.
Вопрос: В чем смысл этих суждений?
Следующий компонент структуры – это действия. Любая деятельность состоит из действий. Пример: учебная деятельность состоит из таких действий как запись лекций, чтения книг, решения задач и т.д.
Результат – это то, что получаем в завершении
деятельности.
Результат воплощает задуманное, соответствует поставленной
цели.
Вопрос: всегда ли результат соответствует поставленной цели?
Почему?
Вопрос четвертый. Побуждает к деятельности мотив. Это побуждение к какой- либо деятельности, связанное с удовлетворением потребностей.
Задание. Что движет человеческой деятельностью? Определите, используя таблицу.
| Философское направление. | Основная мысль. |
| Географическое направление. | Географические условия обуславливают характер и склонности людей. |
| Социологическое направление. | «Идеи правят миром». |
| Исторический материализм. | Деятельность людей определяется материальными условиями, прежде всего изменениями в производстве. |
| Технологическое направление. | Определяющий фактор движения общества – техника и технология. |
| Психологическое направление. | Объяснения социальных процессов с точки зрения психологии больших социальных групп. |
В мотивах деятельности проявляются потребности. Потребности – это переживаемая и осознанная нужда человека, в чем-либо. Американский психолог А. Маслоу выделил следующие потребности:
| Первичные (врожденные) | Вторичные (приобретенные) |
| Физиологические (потребность в пище, воде и т.п.) | Социальные (общение) |
| Экзистенциальные (безопасное существование) | Престижные (уважение) |
| Духовные (самовыражение) |
После всего рассмотренного, вернемся к вопросу, чем
деятельность человека отличается от поведения других живых
существ?
Ответы учащихся.
Вопрос пятый. Виды деятельности.
Деятельность
В зависимости от особенностей отношения к окружающему миру
| Духовная (связана с изменением сознания людей) Познавательная (отражает действительность в художественной и научной форме) Ценностно- ориентированная (формирует мировоззрение) Прогностическая (планирование, предвидение результатов) |
Практическая |
В зависимости от сфер общественной жизни
|
экономическая |
политическая |
социальная |
духовная |
В зависимости от общекультурных ценностей и социальных норм.
| законная |
моральная |
аморальная |
В соотношении с ходом истории
| прогрессивная |
регрессивная |
В зависимости от потенциала нового
| инновационная |
творческая |
изобретательская |
|
трудовая |
творческая |
игра |
Формы деятельности
|
коллективная |
массовая |
индивидуальная |
Работа с текстом. С.А. Шмаков – современный ученый –
педагог.
Игра сейчас встает в строй самых жгучих проблем человечества. Без
нее невозможно нормальное развитие мозга и тела. Неиграющий ребенок
– опасно болен… Экспериментально проверено на молодняке животных,
если их сознательно лишают игровой двигательности, их вес
резко уменьшается, мозг развивается хуже. То же и у детей. Лишенные
игр, они теряют те или иные качества мышления, попросту не
развиваются. По свидетельству психологов, дети, только что
поступившие в первый класс, недостаточно наблюдательны: не могут
точно, интересно, подходя с разных сторон, рассказать о птице или
растении, на которое смотрят. Диагноз – «НЕДОИГРАЛ».
…Фантазия, логика, воображение, интуиция, реактивность – все это из
игры. Одна из высочайших ценностей участия в играх – обогащение
эмоциями.
Игра заставляет находить неожиданные, правильные, неправильные и
потому часто особенно интересные решения. Становится очевидным, что
часы, потраченные на игры, - не потеря времени на глупости, а
обретение важной человеческой способности – самому принимать
решения. Привлекательность игр и заключается в риске выбора
решения, в «испытании» судьбы. Игры важны именно для воспитания
склонностей, привычек принимать решения своеобразно
обстановке, имеющейся информации… СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ есть главный
социальный капитал игры.
Вопросы:
1. Какая связь между игровой деятельностью и развитием
живого организма?
2. На основе текста составьте перечень «высочайших ценностей»
игры.
3. Что, на ваш взгляд, роднит игру с исследовательской
деятельностью?
Тест на закрепление изученного материала
1. К видам деятельности, характерным для человека, относится:
А) организация питания;
Б) обучение потомства;
В) изменение условий своего существования;
Г) групповое взаимодействия.
2. Признаком человеческой деятельности, отличающей ее от поведения животных, является:
А) проявление активности;
Б) целеполагание;
В) приспособление к окружающему миру;
Г) взаимодействие с природой.
3. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:
А) среда должна соответствовать целям;
Б) результатом является создание нового продукта;
В) цель состоит в получении нового знания;
Г) субъектом выступает отдельная личность.
4. Cоотнесите вид деятельности и особенности его проявления.
| Особенности проявления видов деятельности человека
1) создание необходимых людям благ; |
Вид деятельности
1) игра |
Ответы запишите в таблицу:
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5. Запишите слово, пропущенное в приведенной схеме.
6. Деятельность, которая связана с преобразованием объектов природы, называется:
А) духовной;
Б) потребительской;
В) ценностно-ориентированной;
Г) практической.
7. Установите соответствие видов деятельности и определений:
| Вид деятельности
1) игра; |
Определения
А) освоение опыта предшествующих поколений; |
Ответы запишите в таблицу:
|
1 |
2 |
3 |
4 |
8. Общее в деятельности изобретателей и писателей то, что она является:
А) предметной;
Б) практической;
В) материальной;
Г) творческой.
9. Деятельность человека отличается от поведения животных тем, что она всегда:
А) неразрывно связана с окружающей средой;
Б) является жестко запрограммированной;
В) основывается на осознанном выборе;
Г) связана с проявлением эмоций.
Литература:
- «Человек и общество. Обществознание». Учебник для 10-11 классов под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. В 2-х частях: часть 1 – 10 класс; часть 2 – 11 класс.
- Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» под редакцией Л.Н. Боголюбова. В 2-х частях: часть 1 – 10 класс; часть 2 – 11 класс.
- Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Т.А. Кинкулькина.