Цели.
Обучающие:
- продолжить знакомство учащихся с творчеством Е.И.Чарушина;
- учить характеризовать персонажей по их действиям, поступкам;
- учить делению текста на части по событиям;
- учить озаглавливать части текста.
Развивающие:
- развивать интеллект младших школьников средствами литературы (развивать речь, логическое мышление, память, воображение, творческие способности, внимание);
- развивать навыки чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность).
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к родной литературе;
- воспитывать чувство доброты.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация урока, учебник “Родное слово”. 2-й класс.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Разминка.
(Пятиминутное жужжащее чтение дополнительной литературы)
III. Проверка домашнего задания.
1. Повторение знаний учащихся об изученном разделе.
- Какому времени года был посвящён изученный раздел?
- С произведениями, каких авторов, вы познакомились?
- Какие произведения устного народного творчества рассмотрели?
2. Чтение сочинений на тему “Моё отношение к лету”.
IV. Знакомство с новым разделом.
- Сегодня мы начинаем работу над новым разделом, который называется “Фантазёры”.
- Кто может объяснить значение этого слова? (Фантазёры – это люди, которые любят мечтать, выдумывать)
- Как вы думаете, а с какой целью люди фантазируют?
- Можно ли сказать, что они врут?
- В чём разница между ложью и фантазией?
- Как вы думаете, произведения каких авторов, мы будем читать в этом разделе? Почему?
- Откройте учебники на стр. 237 и проверьте свою догадку. Назовите авторов нового раздела.
V. Знакомство с писателем и его книгами.
Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 в Вятке. Его мать очень любила животных. Она была умелым садоводом. Отец часто брал сына в свои поездки по Вятской губернии, которая в те годы была покрыта лесными массивами и богата зверями и птицами. Мальчик пережил вместе с отцом в этих путешествиях настоящие приключения, попадая даже в опасные ситуации (им приходилось уходить от преследования волчьей стаи).
Евгений Чарушин был разнообразно одаренным человеком: обучался игре на скрипке, имел актерские способности, пробовал изобретать, сочинять стихи. Но вначале избрал дорогу отца: поступил на живописный факультет Ленинградской Академии художеств, которую успешно закончил в 1926 году, став художником - анималистом.
- Кто сможет объяснить, что означает слово анималист? (Анималист – художник, рисующий животных)
Затем работал в Ленинградском и Московском отделениях Детиздата и проиллюстрировал более 100 книг. Позже начал писать свои произведения, которые переводились на ряд других языков.
VI. Первичное целостное восприятие произведения.
- Сегодня мы познакомимся с рассказом Е.И.Чарушина “Томкины сны”.
- Помните ли вы, кто такой Томка? Что вы о нём знаете?
- Прочитаем рассказ и попробуем узнать о Томке кое-что новое.
1. Чтение рассказа учителем.
2. Проверка первичного восприятия.
- Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Понравился ли он вам?
- Какие моменты в рассказе вызвали улыбку?
VII. Физкультминутка.
VIII. Вторичное чтение и анализ.
- Перечитаем рассказ и поработаем над его содержанием.
1. Чтение и анализ первой части.
- От чьего лица ведётся повествование? (От лица автора - Чарушина)
- О чём спросили ребята Чарушина? Что их заинтересовало?
- Как ответил ребятам автор? Найдите в тексте и прочитайте.
- Почему отвечая, Чарушин использовал такие слова, как “наверно”, “какие-нибудь”? О чём это говорит? (Он не знал ответ наверняка; сделал предположение)
2. Чтение и анализ второй части.
- Ребята наблюдали за спящим Томкой.
- Как они смогли догадаться, что снится щенку? (Стали фантазировать; знали повадки щенка)
- Можно ли их назвать фантазёрами?
- Почему дети решили, что сначала Томка увидел во сне небольшого зайчонка? (Залаял тоненьким голоском)
- Изменился бы голос Томки, если бы во сне он увидел большого зайца?
- Почему дети решили, что Томка убегает именно от козы?
- А почему потом им показалось, что Томка собирается драться с медведем? (Томка повёл себя как взрослый пёс: зарычал, залаял)
- Почему дети решили разбудить спящего щенка? Что можно сказать о детях, поступивших подобным образом?
- А что ещё мог увидеть Томка во сне?
3. Озаглавливание частей текста.
- На сколько частей мы разделили текст при чтении?
- Что описывает первая часть? Дайте ей название.
- Что описывает вторая часть? Озаглавьте её.
IХ. Чтение текста по ролям. Работа в группе.
- А сейчас, давайте поработаем над выразительным чтением рассказа по ролям. Работать будем в группах.
- Какие роли можно выделить в рассказе?
- Распределите их между собой и поработайте над чтением.
Х. Подведение итогов.