Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-путешествие.
Цели и задачи урока:
- Образовательные:
- дать представление учащимся об одном из главных направлений политики Ивана Грозного – присоединение Сибири на примере похода Ермака;
- показать процесс продвижения русских в неизведанный край и указать трудности в его освоении;
- раскрыть прогрессивное значение присоединения Сибири к России.
- Развивающие:
- развивать критическое и творческое мышление;
- формировать собственную историческую позицию, умение аргументировать и отстаивать её.
- Воспитательные:
- прививать интерес к истории родного края; уважение к людям – покорителям Сибири;
- воспитание чувства патриотизма и гражданского самосознания.
Методы: поисково-исследовательский, иллюстративный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
Оборудование: ИАД или ТСО (видеодвойка, видеофильм «Ермак» – отрывки); карты «Поход Ермака в Сибирь»; «Российское государство в 16в.», «Российское государство в 17в.»; иллюстрации: «Иван Грозный», «Ермак», «Ермак принимает дары»; « Поход Ермака в Сибирь»; макеты: стена острога, оружие казаков: бердыш, пернач, копьё, совня, кинжал, меч.; карточки с понятиями: царь, хан, атаман, казак, струги, ясак, карточки с отрывками из Строгановской и Румянцевской летописей 17в; жетоны, указка, магнитная доска.
Межпредметная связь: литература, география, русский язык.
ХОД УРОКА
1 этап. Введение в тему.
Слово учителя: Я рада сегодня вместе с
вами отправиться в путешествие в прошлое, в 16 век,
в эпоху Ивана
Грозного. За каждый правильный ответ вы будете
получать жетон, а в конце урока подведём итог, кто
больше получит жетонов, у того оценка будет выше.
Итак, кто знает, кто такой Иван Грозный? (Русский
царь)
– Давайте дадим определение «царь». (Правитель
государства)
– Сверяем ответ с определением, указанным в
карточке – прикрепляем на доску.
Обратите внимание на портрет Ивана Грозного:
скажите, что за человек был новый русский царь?
Что вы о нём знаете? <Рисунок 1>
(Рано приученный к самостоятельности,
образованный, много читающий, но с другой стороны
очень подозрительный, жестокий, завистливый).
– Совершенно верно, и можно добавить, любым
способом достигающий цели. И одним из своих
главных направлений на Востоке Иван Васильевич
считал присоединение Сибири к России, (показываю
на карте территорию России в 16 в. и Сибирь), так
как новый хан Кучум прекратил платить дань
Москве.
– Кто такой хан? (Правитель Сибирского ханства)
(Открываем следующую карточку на доске) и
возобновил набеги на русские земли в Приуралье,
где жили купцы Строгановы – богатые
солепромышленники, получившие от царя льготы,
так как правительство было заинтересовано в
развитии солеварения.
Таким образом, можно выделить в покорении и освоении Сибири следующие цели:
1) расширение государственных земель и
увеличение податного населения;
2) овладение пушным богатством Сибири – ещё одним
источником дохода для страны;
3) поиск руд ценных металлов
Альтернативная ситуация. В разгроме Кучума были заинтересованы и правительство Ивана Грозного и купцы Строгановы, но кто был инициатором похода казаков в Сибирь – осталось загадкой истории. И есть третья версия, народная, что поход в Сибирь казаков – результат решения их самих. Вам предстоит в путешествии самим решить, какой придерживаться версии, ведь главное здесь – результат: присоединилась Сибирь к России или нет (мы к этому вернёмся, когда завершим путешествие). А вот, чтобы узнать, кто возглавил поход казаков в Сибирь, давайте посмотрим небольшой видеосюжет.
(Идёт показ видеозаписи о создании храма «1000-е Руси», где наряду с царями, известными людьми России называется имя Ермака, ставшего народным героем).
После просмотра вопросы учащимся: назовите имя человека, покорителя Сибири (Ермак); открывается портрет, написанный со скульптуры М. М. Антокольского «Ермак». <Рисунок 2>
– Давайте обратимся к портрету: каким Ермак был человеком, раз стал народным героем? (Мужественный, смелый, обладающий могучим телосложением).
2 этап. Получение инструкций и путешествие в Сибирь в 16 век
(Столы и стулья расставлены в виде гребного судна).
– Итак, вы уже заняли свои места в струге, а кто
знает, что это такое? (Гребные деревянные суда)
(Открываем карточку с понятием на доске). Раз мы
будем следовать за дружиной Ермака, вы должны
быть очень внимательными, собрать всю информацию
до мельчайших деталей, выделить главное в
увиденном и услышанном.
Я буду вашим руководителем, а моим помощником
будет один из вас. Его задача состоит в том, чтобы
никто не отстал в пути, а если появятся вопросы,
передавать мне.
Представьте себе, что глаза ваши – это
фотоаппарат, они всё снимают, а уши ваши – это
магнитофон, всё записывают, (учитель показывает
на себе и просит учащихся сделать то же самое),
молодцы. В конце путешествия мы посмотрим, у кого
получились лучшие снимки, и как вы умеете вести
запись. А для того, чтобы определить дату похода
вам предстоит сейчас поработать с отрывками из
источников – летописей 17 в. (Строгановская,
Румянцевская), они лежат перед вами (Приложение 1)
Самостоятельная работа
Цель – научить работать с источником.
– Какую информацию можно почерпнуть из источника?
Работа по группам
– Cкажите, когда начался поход в Сибирь? (1581 г.,
другая версия – 1582 г.)
– Кто был организатором похода? (1 гр. – Иван
Грозный, 2гр. – купцы Строгановы)
– Cколько человек участвовало в походе? (1 гр. –
549 человек, 2 гр. – 840 человек)
– Кто возглавил поход? (Ермак Тимофеев, атаман
казаков)
– Кто такой атаман? (Главный воинский чин в
казачестве, предводитель) (Прикрепляем
карточку).
– Итак, какой вывод из летописей можно сделать? (Существует
две версии о походе Ермака, но ведь летописи –
это не достоверный источник сведений о событии,
так как авторы могли либо преувеличить заслуги
участников похода, либо преуменьшить, но
историки не пришли к единой точке зрения и
большинство из них остановились на дате – 1
сентября 1581 год.)
– Действительно, эта проблема ещё не изучена до
конца, и современные историки продолжают искать
точные ответы о походе Ермака. Всё к походу
готово, обратим внимание на посадку, выпрямили
спинки, подняли головы, всем удобно в струге? Можно
и отправляться, тем более Строгановы снабдили
участников похода продовольствием и оружием, а
кроме огнестрельного оружия: пушек и пищалей у
казаков было и холодное оружие.
– А кто объяснит нам слово «казак» (Вольный
человек)
– Правильно (прикрепляем карточку на доску).
Обратите внимание на макеты холодного оружия <Рисунок 3>
Называю и передаю в руки мальчиков – бердыш,
пернач, копьё, совня, меч, кинжал.
– Ещё раз назовите, что у вас в руках (учащиеся
по-очереди называют).
– Хорошо, а теперь наблюдаем путь казаков и
представим себе, как мы на струге плывём следом
за ними – работаем по карте <Рисунок
4>
– В руке у меня бумажный струг – и мы плывём
вверх по реке Чусовая, затем по её притоку реке
Серебрянке доходим до перевалов. Теперь будьте
очень внимательны – давайте посмотрим
видеозапись данного пути. (Включается
видеозапись).
– Давайте сделаем остановку за перевалом:
скажите:
– Как выглядели казачьи суда?
– Как вы определили, кто среди них Ермак?
– С какими трудностями столкнулись казаки,
переправляясь через перевал? (Огромные,
гребные, деревянные суда; Ермак выделяется своим
ростом, телосложением, стоит на корме, подавая
команды; через перевал казакам пришлось
перетаскивать струги и груз на плечах,
предварительно прорубая просеки, а это вёрст 10)
– Продолжим путешествие: теперь казаки поплыли
по Туре и Тоболу и выплыли на простор Иртыша, где
увидели берег, заполненный татарами. Но, несмотря
на то, что войска неприятеля выглядели
внушительно – было принято решение штурмовать
Кашлык – столицу Сибирского ханства (ещё раз
обратимся к видеозаписи – приготовили свои
«фотоаппараты», внимание на экран. (Идёт
видеозапись боя за Кашлык).
– А теперь обратите своё внимание на картину
Сурикова В.И. « Поход Ермака в Сибирь» (учебник,
с.207) и, объединив увиденное вами, расскажите:
– Как проходил бой за Кашлык?
– Какое использовалось оружие во время боя?
– Что вам больше всего запомнилось? (Татар было
очень много, но казаки сражались смело,
использовали разную тактику в сражении,
применяли пушки, пищали – это им очень помогло, а
затем в рукопашном бою использовали и холодное
оружие: копья, мечи, совни.)
– Молодцы, вы действительно всё правильно
указали. Во время боя был ранен предводитель
татарского войска Маметкул, это вызвало панику в
войске татар, они обратились в бегство, и Кучум
решил отступить в глубь ханства, оставив Кашлык.
– Итак, посмотрим, как встретили Ермака местные
жители: обратимся к иллюстрации « Ермак
принимает дары» – <Рисунок 5>
Учащиеся указывают на подарки: рыба, меха. Это
можно считать предложением дружбы и мира.
Сибирские народы, такие как ханты и манси
признали себя подданными русского царя. Но ведь
главное не завоевать территорию, а удержать.
Ермак понимал, что силами своего отряда ему не
удержать завоёванное и принимает решение
послать в Москву казачье посольство во главе с
опытным и бесстрашным Иваном Кольцо и полный
струг пушнины. Посольство должно было известить,
что Сибирское ханство теперь принадлежит царю, а
местные жители согласны платить ясак, так в
Сибири называли дань.
– Кто из вас объяснит это слово? (Плата
продуктами или другим товаром), верно. Можно
объяснить и по другому (открываем карточку
«ясак» – натуральный налог с народов Сибири).
– Наступили морозы, стало очень холодно. Давайте
и мы с вами погреемся: проводим разминку –
обхватили плечи руками и растираем их; греем уши,
щёки с помощью растирания, руки; так, хорошо, всем
стало тепло.
– Ведём наблюдение дальше. Пока казаки ждали
подкрепления, отряду Ермака пришлось
столкнуться с новыми трудностями: не хватало
продуктов, повсюду сновали отряды Кучума и
нападали на казаков из засады. Три зимы провёл
Ермак в Сибири и весной 1585 г. обессиленные и
больные казаки спустили струги на воду и
двинулись вверх по Иртышу (показываю на карте
путь казаков), а когда разразилась буря,
остановились на ночёвку в устье Вагая.
Ревела буря, дождь шумел
Во мраке молнии летали
Бесперерывно гром гремел
И ветры в дебрях бушевали
Ко славе страстию дыша
В стране суровой и угрюмой
На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой.`
(Учитель зачитывает отрывок из поэмы Рылеева «Смерть Ермака») [4]
– А разведка Кучума уже следила за отрядом. И
вот 5 августа 1585 г. произошёл бой: татар было
намного больше, появились убитые. Ермак приказал
отступать и садиться в струги, однако сам он,
отражая удары многочисленных врагов был ранен, и
как описывают в летописях, утонул в реке, так как
тело его не было обнаружено на берегу (на карте
показываю место гибели Ермака). <Рисунок
4> Оставшиеся в живых казаки вернулись в
Россию. Они не знали, что в это время к Кашлыку
приближался посланный правительством отряд – 700
человек во главе с воеводой Мансуровым. Был
срублен первый временный пункт русских – Обский
городок, а в 1586 г. – Тюменский острог, в 1587 г . –
Тобольский острог.
(отмечаю на карте флажками названные пункты и на
примере макета, объясняю, что такое острог –
деревянная крепость, стены которой делали из
заострённых брёвен). <Рисунок 6>
Строительство острогов создавало базу для
продвижения русских дальше в Сибирь. Таким
образом, походы Ермака положили начало
присоединения Сибири к России и выполнению
задач, поставленных перед правительством Ивана
Грозного.
(Возвращаемся из прошлого и проверим свои наблюдения)
3 этап. Результаты путешествия
– Давайте посмотрим и послушаем ваши мнения о
том, как шло присоединение Сибири? Выполнила ли
задачи в покорении Сибири дружина Ермака?
1) Обратите внимание на карты России – 16 век и 17
век. Какую вы здесь отметите разницу? (Да,
территория расширилась, так как в 16 веке до
походов Ермака на Востоке граница России
доходила до Уральских гор, а после похода
продвинулась до реки Оби, в 17 веке русские
освоили и присоединили к России территорию до
Тихого океана).
2) В освоении Сибири были трудности: переход через
Уральские горы, многочисленные враги – татары,
холод, отсутствие необходимых продуктов,
задержка помощи со стороны правительства, но
дружина Ермака выполнила поставленные задачи;
3) Значение присоединения Сибири к России:
– ускорение социально-экономического развития
народов Сибири;
– новые земли, пушнина, налоги; появление новых
городов.
4 этап. Итог урока (высказываются учащиеся и учитель)
– Итак, мы познакомились с одним из э тапов
освоения Сибири, о продвижении русских на Восток
во 2 половине 16 века на примере похода Ермака. А
сейчас я попросила бы вас высказать свою версию
– кто же был организатором похода Ермака в
Сибирь?
Ответы:
а) Иван Грозный, так как он был заинтересован в
расширении земель и отправил для закрепления
здесь русских отряды стрельцов;
б) купцы Строгановы, так как они страдали от
набегов татар и не могли заниматься торговлей и
поиском руд ценных металлов;
в) решение казаков, так как в Сибири они
чувствовали бы себя полностью свободными, и
земли здесь хватило бы на всех.
– Какие есть ко мне вопросы? Что непонятно?
– Отмечаю работу класса во время урока,
подсчитайте свои жетоны – называются самые
активные ученики, объявляются оценки.
5 этап. Выводы по уроку (делают учащиеся)
– Что нового вы узнали на уроке? Чтобы вы ощущали, если бы оказались в отряде Ермака? Что вас больше всего удивило? Хотели бы вы быть похожими на Ермака?
6 этап. Домашнее задание.
– Откройте учебник с.204-205 по карте проследите маршрут похода Ермака. Подготовьте выразительное чтение поэмы «Смерть Ермака», можно по желанию выучить отрывок наизусть.
7 этап. Заключительное слово учителя
Благодарность ученикам за работу. Свои пожелания.
Литература:
1. Костылев В.И. Иван Грозный: В 2-х томах. Т.I.
Книга I. Москва в походе. Книга II. Море (часть I)
Предисл.А.С.Куремова. – М.: Пресса.1992.
2. Кузнецова Ф.С. История Сибири. Часть I.
Присоединение к России: Учебное пособие для 7
класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд.
– Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 1999.
3. Пашков Б.Г. Русь – Россия – Российская
империя. Хроника правлений и событий 8 62 – 1917гг. –
2 издание. М.: ЦентрКом, 1997.
4. Рылеев К.Ф. Полное собрание сочинений. Л.,
Советский писатель (Библиотека поэта. Большая
серия), 1971.
5. Энциклопедия для детей: Т.5, ч 1 (История России и
её ближайших соседей). – Сост. С.Г.Исмаилова . –
М.:Аванта+, 1995.