Тема урока: «Встречают по одёжке…».
В человеке всё должно быть красиво: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А.П.Чехов
Цели урока:
- Познавательные:
- познакомить учащихся с историей русского костюма;
- познакомить учащихся со словами, обозначающими детали одежды, и словами, которые вышли из употребления нашей речи.
- Развивающие:
- развивать чувство вкуса в выборе одежды;
- развивать языковые навыки, прививая любовь к русскому языку, к его истории.
- Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к традициям и обычаям русского народа;
- прививать навыки работы в группе, умение слушать и слышать рядом работающих учеников.
Приёмы и методы: «исследование», «групповой».
Оборудование: альбомные листы, фломастеры, рабочие тетради, рисунки с костюмами русского народа, раздаточный материал: карточки с заданиями и карточки-ключи, на каждом столе – лист ватмана.
Дети работают в группах по 4-5 человек.
ХОД УРОКА
Слово учителя: Сегодня мы отправимся путешествовать в далёкую Древнюю Русь и будем говорить об истории русского костюма. Эпиграфом к уроку возьмём слова Антона Павловича Чехова.
(Учитель просит прочитать кого-нибудь из учащихся эпиграф).
Все знают, как важно одеваться красиво, модно и
со вкусом. Об этом нам напоминает и великий
писатель. Ведь, хотя и «провожают по уму», всё ж
«встречают по одёжке».
А как одевались люди Древней Руси? Почему одежда
разных слоёв населения была неодинаковой? Чем
примечательна каждая деталь платья русского
человека? Какие элементы убранства дошли до
нашего времени? На эти и другие вопросы мы
постараемся ответить на нашем уроке.
Учитель обращает внимание учащихся на доску,
где записаны слова:
Подоплёка, обор, козырь, терлик, ферязь, епанча,
кафтан, зипун, кушак, онучи.
– Знаете ли вы значение этих слов? Обсудите в
группах свои ответы, а помогут вам узнать
значение пронумерованные карточки.
На столе у всех групп лежат комплекты
одинаковых карточек, на которых дано значение
каждого из написанных слов, но слово написано
только на доске. Например:
Карточка № 1
___________ – это подкладка, подшитая под рубашкой.
Карточка № 2
___________ – это одежда, напоминающая пальто.
Карточка № 3
___________ – это одежда, напоминающая пальто без воротника.
Карточка № 4
___________ – это стоячий воротник на одежде, напоминающей пальто.
Карточка № 5
___________ – это одежда, напоминающая пальто с длинными рукавами и широким, до 3-х метров подолом, отделанным мехом и выполненным из золоченной, бархатной и шёлковой ткани.
Карточка № 6
___________ – это одежда, напоминающая пальто с изображением двуглавого орла.
Карточка № 7
___________ – это плащ-накидка, пристёгивающаяся спереди застёжкой.
Карточка № 8
___________ – это длинный, в несколько метров, кусок ткани. которым обматывали себя вокруг талии.
Карточка № 9
___________ – это маленькая шапочка, напоминающая тюбетейку.
Карточка №10
___________ – это куски ткани, употребляемые для обматывания ног.
Карточка № 11
___________ – это шнурок, которым обвязывали куски ткани для обматывания ног.
Такой набор карточек заставит учащихся заняться поиском нужного слова, которое необходимо вписать в подчёркнутый пропуск. Когда дети эту работу выполнят, учитель предлагает им карточки-ключи:
Карточка № 1
Подоплёка – это подкладка, подшитая под рубашкой.
Карточка № 2
Кафтан – это одежда, напоминающая пальто.
Карточка № 3
Зипун – это одежда, напоминающая пальто без воротника.
Карточка № 4
Козырь – это стоячий, богато украшенный воротник на одежде, напоминающей пальто.
Карточка № 5
Ферязь – это одежда, напоминающая пальто с длинными рукавами и широким, до 3-х метров подолом, отделанным мехом и выполненным из золоченной, бархатной и шёлковой ткани.
Карточка № 6
Терлик – это одежда, напоминающая пальто с изображением двуглавого орла.
Карточка № 7
Епанча – это плащ-накидка, пристёгивающаяся спереди застёжкой.
Карточка № 8
Кушак – это длинный, в несколько метров, кусок ткани, которым обматывали себя вокруг талии.
Карточка № 9
Тафья – это маленькая шапочка, напоминающая тюбетейку.
Карточка № 10
Онучи – это куски ткани, употребляемые для обматывания ног.
Карточка № 11
Обор – это шнурок, которым обвязывали куски ткани для обматывания ног.
Сравнивая карточки, учащиеся вносят изменения, исправляя ошибочные записи. От каждой группы выступает один ученик, докладывая, сколько правильных ответов дали ребята в его группе.
Слово учителя: Названия одежды и деталей к ним, с которыми вы сейчас познакомились, хотя и вышли из употребления, внесли в русский язык устойчивые выражения, существующие и по сей день. Вспомните их, обсудите в группах и скажите, как называются слова, вышедшие из употребления в нашей речи.
Идёт обсуждение в группах, учащиеся называют правило: «Слова, вышедшие из употребления в русском языке, называются историзмами». Ребята могут вспомнить такие устойчивые выражения:
«Подоплёка дела», т.е. его суть, не лежащая на
поверхности.
«Походы за зипунами» – устойчивое выражение,
вошедшее в обиход русской речи после казачьих
нападений под предводительством Стеньки Разина.
«Ходить козырем», то есть гордо, высокомерно.
«Работать спустя рукава», то есть плохо. Одежду с
длинными рукавами носили богатые люди, им не
нужно было работать, т.к. у них были слуги. Поэтому
это выражение употребляется сегодня тогда, когда
работа выполнена плохо.
Слово учителя: А теперь, ребята, когда мы с вами убедились, что русский язык и сегодня сохранил некоторые названия русской одежды и её деталей в поговорках и устойчивых словосочетаниях, давайте подумаем, каково основное назначение одежды? (Защищать человека от холода и непогоды). Но в далёкие времена люди придавали одежде ещё одно для них немаловажное значение. Какое? Посмотрите на рисунки одежды человека Древней Руси. Что вы видите на каждом платье?
Учащиеся рассматривают картинки и делают выводы сначала в группе, а потом выступают перед классом:
Одежда была украшена вышивками, оберегающими от всякой нечисти. Вышивка считалась обязательным элементом, и размещалась она по низу рукавов, по подолу (дол – это низ) платьев, кафтанов и на воротнике. Люди во все времена любили природу и поэтому считали, что изображения листьев, цветов, птиц и зверей на одежде будут защищать их от сглаза нехороших людей, от плохой погоды и всяких необъяснимых природных явлений. Вышивали и различные замысловатые узоры, которые тоже должны были украшать одежду и защищать её хозяина.
Учитель: Итак, одеждой люди не только
оберегали от холода и непогоды своё тело, но и
старались украсить её оберегами-рисунками, что,
конечно, было красиво. Значит, человек, одевая
себя, и в те далёкие времена стремился и к
красоте.
Сейчас в каждой группе нарисуйте модели одежды,
которую, по вашему мнению, носили люди Древней
Руси. Рядом с каждым рисунком попробуйте создать
такой наряд, в котором бы и сегодня можно было бы
выйти на подиум и в котором были бы использованы
элементы платья человека Древней Руси .
В течение 10-15 минут дети рисуют кафтаны, зипуны, рубахи, а рядом современную одежду, потом представляют свои работы перед классом, закрепив рисунки магнитами на доске и рассказывая о них. Можно предложить работать на одном ватмане всей группе. Учитель подводит итог работы по моделированию одежды, обращая внимание на лучшие наряды. Возможно распределение мест, награждение призами.
Учитель: А теперь познакомьтесь с текстами и проиллюстрируйте их. Используйте также для раскрашивания и рисунки, предложенные для просмотра на уроке.
Учащиеся знакомятся с текстами, в группах распределяют работу. В заключение представляют её перед классом. Учитель подводит итог всего урока.
«По Сеньке шапка»
Важным как в женском, так и в мужском наряде был
головной убор. Знать предпочитала так называемые
горлатные шапки, сшитые из "горловой части
меха куницы или чернобурой лисы (отсюда и
название — горлатная). По форме эти шапки
напоминали расширяющийся кверху цилиндр высотой
почти в полметра. Носил такие шапки и сам царь.
В торжественных случаях на голове у боярина было
несколько шапок: тафья — маленькая шапочка
наподобие восточной тюбетейки, поверх нее еще
один головной убор, напоминающий островерхий
колпак, и, наконец, горлатная шапка.
Знатный боярин не снимал шапки ни за столом, ни
даже в присутствии царя. Лишь возвратившись
домой, он напяливал ее на специальный деревянный
болванец, часто разрисованный иконописцем. По:
шапке всегда можно было догадаться о
происхождении и достоинстве человека. В те
времена и родилась поговорка: "По Сеньке и
шапка".
«Эх ты, лапоть!»
По достатку выбирали и обувь. Крестьяне обычно ходили в лаптях. Плели их из липового лыка или бересты. Надевая лапоть, крестьянин предварительно обматывал ногу куском ткани — онучем, и обвязывал ее длинным шнурком — обором. Лапти были дешевы, удобны. Каждый крестьянин мог изготовить их. Горожане носили преимущественно сапоги. Знать могла позволить себе сапожки из мягкой цветной кожи, расшитой жемчугом, на высоких каблуках, с острыми, загнутыми кверху носами, подбитые серебряными подковками.
Красный – значит красивый, а красивый – значит красный
Древнерусские наряды отличались яркостью и многоцветием. Особенно почитался на Руси красный цвет. Первоначальное значение этого слова было, как известно, "красивый", и лишь позже словом "красный" стали обозначать цвет. Среди наиболее распространенных цветов были лазоревый, зеленый, вишневый. Самым же нарядным, торжественным считался золотой. В 1683 г., на праздник Пасхи, юные цари Иван и Петр ходили к заутрене в Успенский собор Кремля в окружении бояр и думных людей, одетых исключительно в золотые одежды. Стрельцам было дано указание, чтобы "никакой человек без золотых кафтанов... в церковь не входил».