"Наш край – часть большой страны". Мир вокруг нас

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Сформировать представление обучающихся о родном крае
  • Развивать умение работать с картой и дополнительной литературой, познакомить с административной картой России
  • Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, любовь к своему краю

Оборудование: административная карта России; карта родного края; раздаточный материал; фотографии и рисунки с изображение родного края, ТСО - аудио (видео) техника.

Ход урока

Орг. момент, сообщение темы и целей урока.

(звучит запись песни "Наш край")

-Почему сегодня наш урок начался так необычно? Как вы думаете, почему прозвучала эта песня (Потому что говорить сегодня мы будем о нашем крае)

-Да, совершенно верно. Тема сегодняшнего урока "Родной край-часть большой страны".

-Какой он наш край? Как живут и чем занимаются люди? Что окружает нас? Вот об этом мы будем с вами говорить сегодня.

О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем!

Работа над новой темой.

-Давайте, познакомимся с административной картой России (настенная карта, учебник стр. 144,145). Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (Ответы детей)

-Что вам говорят условные обозначения?

-Посмотрите,сколько республик, краев, автономных округов и областей в составе нашей страны. Что вы можете сказать о территориях, которые они занимают? (Ответы детей)

-Найдите самые крупные республики, края, округа. (Якутия, Хабаровский край, Краснодарский край и т.д.)

-Где, в основном, находятся эти большие по территории края, республики, округа?

(Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье)

-А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равнине? (На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей)

-Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов.

-Найдите на карте территорию, где мы живем (Ученик с помощью учителя показывает на настенной карте)

-Какой город является главным на нашей территории? (Находят на карте)

-Это наш край, наша маленькая родина.

-А что вам вспоминается, если звучит слово "родина" (Ответы детей)

-Да, каждому из нас вспоминается что-то свое, самое дорогое: свой двор, свой дом, родители, друзья, своя школа, класс. Но что-то объединяет всех людей, живущих в нашем городе.

Где расположена наша маленькая Родина?

-Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с соседями? С другими округами, республиками, краями?

-В какой природной зоне мы живем?

-А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края. Что можно сказать о нашей территории, глядя на карту?

-Перечислите города, реки, населенные пункты.

-Найдите город в котором мы живем.

-Чем богат наш край?

-Какие отрасли производства у нас развиты?(в области 1 место-машиностроение, 2 место -пищевая промышленность, затем химическая, электроэнергетика, производство строительных материалов)

Дорог мне город любимый мой
И в ненастье, и в стужу, и в зной.
И о нем услышим сейчас
Юных горожан рассказ.

-А сейчас послушаем сообщения, которые подготовили некоторые ученики (Что расскажу иностранцам о моем крае)

-Чей рассказ на ваш взгляд был более подробным? Ваши дополнения.

Обобщающий рассказ учителя о родном крае.

Физкультминутка.

По родному краю
Дружно мы шагаем.
Справа от нас- зеленый луг.
Слева находится лес.
Солнце над березами светит нам.
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок.
Филин крыльями машет.Ух!
Аж захватывает дух!
Мы рады ягодам, грибам.

Работа по теме.

1. Работа в рабочей тетради. Стр 47 №1

-Прочитайте. Напишите где вы живете.

Стр 47 №2. Прочитайте.

Вступительная беседа.

Подмосковье... Древняя и вечно молодая русская земля. Сегодня она предстаёт нашему взору как цветущий, полный кипучей жизни край, раскинувшийся в центре Русской равнины. Бесчисленным множеством живительных артерий связано Подмосковье с сердцем своим - Москвой, столицей нашей великой Отчизны.

Подмосковье... Словно вся Россия сошлась здесь в неповторимом природном многообразии. Мерно шумят сосновые боры и дубравы, ласкают глаз нарядные берёзовые рощи, манят речные долины и взгорья, цветистые поляны и луга.

Площадь Московской области - 46,1 тысячи квадратных километров. Это больше, чем территория таких европейских государств, как Бельгия, Швейцария, Нидерланды. Население Подмосковья - более 6 миллионов человек. По числу жителей Московская область превосходит Норвегию, Финляндию, Данию.

Подмосковье - край лесов. Они занимают более трети его территории. В них водятся лоси, кабаны, олени, лисицы, горностаи, рыси, куницы... В подмосковных лесах много всевозможных птиц. И весь этот разнообразный животный мир бережно охраняется и приумножается.

Сегодня мы с вами совершим увлекательную прогулку по нашему родному Подмосковью, по его полям, лесам. Нас в этом путешествии будут сопровождать ежик и олененок. Они пришли к нам в гости из Одинцовского экополиса и будут нашими экскурсоводами, помощниками, консультантами. Но сначала давайте поговорим об экополисе Одинцовский.

Что же такое экополис?(Ответы детей)

Да, экополис- это прежде всего отношения людей друг с другом и природой.

А теперь мы можем отправляться в путешествие.

Ученик:

Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!

Но прежде чем зайти в лес давайте вспомним, как надо вести себя там. От вашего поведения в лесу зависит жизнь растений, птиц зверей, насекомых и других обитателей леса. Для этого ежик и олененок приготовили для вас карточки с проблемными ситуациями.

Карточка.

Подумайте и допишите, как вы поступите

- если ты встретил на тропинке птенца:

- если набрёл на земляничную поляну:

- если на твоём пути встретился большой муравейник:

- если ты взял с собой походный приёмник:

- если ты увидел на поляне красивые цветы:

Давайте подведём небольшие итоги по правилам поведения в лесу:

1. Нельзя сорить и бросать мусор.

2. Нельзя рвать цветы и травы охапками. Среди них могут оказаться очень редкие или лекарственные, которые могут пригодиться людям или животным, Цветами лучше любоваться в лесу, ведь дома в вазе они не будут радовать нас долго.

З. Деревья и ветки ломать ни в коем случае нельзя.

4. Нельзя сбивать мухоморы, т.к. ими питаются животные и птицы.

5. Да и громко петь и кричать тоже нельзя, потому что можно напугать лесных жителей.

6. Нельзя брать домой маленьких животных и птенчиков.

7. Нельзя разорять муравейники, так как муравьи - санитары леса.

8. Запрещается разорять гнёзда птиц, бросать в них камни.

9. Нельзя разводить костер без надобности! Костер нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Дети не должны разводить костёр без старших.

Я, наверное, привела не все правила поведения в лесу, но надеюсь, что вы мне поможете.

Молодцы! Вы все справились с этим заданием. Мы входим в лес. Что мы видим перед собой?

- Ой, смотрите сорока! А что это у неё в клюве? Ребята, это телеграмма 4В классу школы №8. (Прошу ребёнка прочитать телеграмму)

Добро пожаловать в наш дом, но прежде чем войти в него отгадайте загадки.

Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)

- Какие деревья растут в Подмосковных лесах?

- Про какие деревья эти загадки?

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках целый год. (Ель, сосна)

Ствол окрашен в белый цвет,
И на ветках шишек нет,
А кудрявятся на нём
Листья мелкие кругом. (Берёза)

Тёмной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной,
А на кончиках ветвей,
Много - много жёлудей. (Дуб)

Вы сумели отгадать все загадки, а на мои вопросы сумеете ответить?

- Чем отличаются сосна от берёзы? (Сосна - хвойное дерево, а берёза - лиственное.)

- Какие хвойные деревья растут в наших лесах?

- А лиственные?

- Как будет называться лес, в котором растут все эти деревья? (Смешанный)

- Как будет называться лес, где растут одни лиственные деревья? (Лиственный)

- Как будет называться лес, где растут одни берёзы? Дубы? Ели? (Берёзовая роща, дубрава, ельник)

Скажите, зачем люди ходят в лес? (За грибами, за ягодами, за хорошим настроением, послушать пение птиц, послушать тишину, подышать свежим воздухом, полюбоваться красотой природы:)

МИНИ-ВИКТОРИНА О ЛЕСЕ.

Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что если отправиться в лес по загадки? Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки еще интересней искать. Что там грибы, орехи! Соберешь, успокоишься. А как загадки разыскиваешь - так покой потеряешь. А как нашел загадку так отгадку подай значит в лес иди, отгадку ищи. Пока ищешь - две новых загадки найдешь. И пошло-поехало конца не видно!

Старый дуб, что растёт на большой поляне, прислал вам небольшую викторину. Если, сказал он, вы будете знать ответы на эти вопросы, то не станете ломать веточки и рвать листочки с деревьев понапрасну.

- Из какого дерева делают спички? (Из осины).

- Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза).

- Какое дерево цветет первым, а какое последним? (Ольха и липа).

- У каких деревьев осенью листья красные? (У клена и рябины).

- Почему так говорят: дуб летний, дуб зимний? (Зимний сбрасывает листву весной во время набухания почек, а летний - осенью).

- Какое дерево чаще всего высаживают в городах? (Липу).

- Почему заяц зимой гложет осинку, ведь она горькая? (да, она горькая, но в осиновой коре содержится 10% жира).

Мы поговорили о растениях наших лесов, а теперь вспомним о животных.

Ежик и олененок предлагают игру на время. На ваших партах лежат листочки. За 3 минуты вы должны написать как можно больше названий животных, живущих в лесах Подмосковья.

- А теперь, мы будем с вами срывать волшебные желуди-загадки с нашего дуба и отгадывать их. Если название этого животного вы написали, то его вычёркиваем.

ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА.

Если знаешь лес, зверей,
Назови их поскорей.
В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за мёдом и малиной
Отправляется... (медведь).

Хитрая плутовка
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её... (лиса)

Он, как ёлка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей,
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живет, но вхож
И в сады, отважный... (ёж).

Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он,
Видно, жёлуди искал.
Я пугать его не стал,
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был.. (кабан).

Меньше тигра, но немножко
Больше крупной, рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждет добычу
Не робей, но берегись:
В том лесу, где бродит... (рысь).

Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого довелось
Встретить, знайте, это... (лось)

У кого из вас остались не вычеркнутые животные?

Назовите их. А теперь расскажите, что вы знаете об этом животном. (Слушаем рассказы детей)

Сегодня мы с вами путешествовали по нашему родному подмосковному лесу. Мы старались правильно вести себя в нём. Не сорить, не кричать, уважать тех, кто живёт в "зелёном замке".

Ученик:

Прозрачно Подмосковье, как росинка
На крохотном березовом листе.
В росинке отражается Россия
Во всей своей прозрачной красоте.
Прозрачно елок синее сиянье.
Проталины прозрачны, и ручьи.
И песни, что слагают россияне,
И первые весенние грачи.
Идешь ли по грибы или на лыжах,
Прямым путем или тропинкой вкось,-
Рябининка, снежинка, каждый рыжик
Просвечивают стеклышком насквозь.
И человек, что был глухим, незрячим,
Становится вдруг светел и прозрачен...

Растительный мир Подмосковья очень богат и разнообразен. Есть вечнозеленые растения: багульник, брусника и др. Среди лесных пород более всего берез, потом идет осина, ель, сосна, а вот дубов, ясеней, ольхи осталось совсем мало.

Не случайно в Подмосковье многие лесные территории объявлены заповедниками. Красота Подмосковья привлекает многих, но есть еще люди, которые засоряют леса, поляны, безжалостно ломают деревья. Леса горят, их вырубают, они засыхают, не справившись с отходами производства. Но есть люди, которые не дают природе погибнуть. Они сажают новые, охраняют старые деревья. И стоят среди молодой поросли вековые старые дубы, сосны и ели.

Поглядите на вербу, где вьют гнезда птицы, - она густая, раскидистая. Самые счастливые деревья, наверное, те, на которых птицы вьют гнезда.

Птицы летят густо, как январские снега. Скворцы, журавли, серые гуси: Пролетели над головой, оставляя за собою длинные тени.

Итак, зимой - лыжники, весной - любители подснежников и черёмухи, летом - туристы, осенью - грибники. Подмосковье щедро их одаряет - и морозным воздухом, и теплом рек и озер своих, и боровиками под старомодными широкополыми шляпами. А сколько всякой ягоды рассыпано в подмосковных лесах возле речек Десна, Истра, Клязьма - земляника, брусника, ежевика, черника, чей прохладный сок обжигает губы! До самой зимы, до самых каленых морозов, будет пылать все ярче и ярче стеснительная ягода на рябинах. Так и кажется в сумерках, что вот-вот от нее зажжется новый день.

Природа - одна из самых верных хранительниц красоты. И если природу человек оберегает от потерь и урона, то и природа благодарно сохраняет в нем чувство красоты, чувство земли и, значит, чувство родины.

Итог урока.