Цель: на музыкальных примерах оценить преобразующую силу музыки Ф. Шопена. Воспитание у учащихся патриотических чувств к Родине.
План урока:
- «Полонез» Ф. Шопен
- «Вальс № 7» Ф. Шопен
- С. Ранда «Мальчишки»
ХОД УРОКА
Вход в класс. (Приложение 1, слайд 1)
Музыкальное приветствие.
Музыкальная загадка.
(Звучит «Полонез» Ф. Шопена)
– Название?
– Автор? (Приложение 1,
слайд 2)
– Что такое полонез? (Приложение
1, слайд 3)
– Весь наш сегодняшний урок мы будем
путешествовать во времени в рамках темы: стоп!
– Вспомните тему нашей четверти? (Преобразующая
сила музыки)
– Что означает слово «Преобразует»? (Изменяет) (Приложение 1, слайд 4)
– Назовите примеры в музыке, которые имели
влияние на людей? (П. Чайковский. Хирург С.С.
Юдин перед операциями обращался к партитуре
симфонии :№ 6 П. Чайковского. С. Прокофьев. Опера
«Повесть о настоящем человеке» рассказала о
летчике А. Мересьеве. М. Теодаракис. Греческий
народ вдохновлял своей музыкой на борьбу и т.д.).
(Приложение 1, слайды 5,
6, 7, 8)
– Посмотрим, как музыка Ф. Шопена могла влиять на
людей. Тема урока: «Преобразующая сила
музыки Ф. Шопена» (Приложение
1, слайд 9)
– Переносимся в 19 век.
(Звучит волшебная музыка – перенеслись во
времени)
– Ваше домашнее задание было найти интересную
информацию о жизни Ф. Шопена.
Проверка домашнего задания.
– В какой стране родился Ф. Шопен? (Приложение 1, слайд 10)
Блиц-опрос.
– О чем так сильно тосковал Ф. Шопен? (О
Родине).
– Да, первую половину своей жизни он жил
счастливо, потому, что жил на Родине, а
вынужденный переезд навсегда поселил в душе
желание вернуться, быть вместе с близкими ему
людьми. Время пребывания в 19 веке закончилось
и мы срочно должны переместиться в 20 век.
(Звучит волшебная музыка)
– 40-е годы 20 века. Россия. Какие события
происходили в это время в нашей стране? (Война)
(Приложение 1, слайд 11)
(Кадры военных действий, фотографии). (Приложение 1, слайды 12, 13,
14, 15, 16)
– 4 года русские солдаты мужественно сражались
против фашистов. Гнали до самого Берлина.
Представьте себе картину: Берлин. Начало мая.
Идут последние бои. Русские солдаты после
очередного боя решили в руинах одного дома
передохнуть. По чистой случайности в одной из
уцелевших комнат этого дома стоял рояль. Русские
солдаты мирно расположились около рояля, один из
солдат сел за инструмент и заиграл.
(Звучит «Вальс № 7» Ф. Шопен) (Приложение
1, слайд 17)
– Характер? (Обратиться к листу эмоций)
– Тип музыки: песенный, танцевальный, маршевый?
– Название танца? (Вальс)
– Для вас прозвучал вальс № 7 Фредерика Шопена. (Приложение 1, слайд 18)
– Чтобы ответить на следующий вопрос, нам надо
прослушать еще раз это произведение. Главный
вопрос урока: Зачем русский солдат исполнял
именно вальс Ф. Шопена?
(Повторное слушание «Вальс № 7» Ф. Шопен)
– Зачем русский солдат исполнял именно вальс Ф.
Шопена? (Тоска по Родине, мирное время)
– Действительно, война разлучила очень много
людей. Каждый из солдат вспоминал то, мирное
время, когда он был счастлив. Вальс стал
напоминанием мирного времени. Также русские
солдаты тосковали по Родине, ведь они находились
в Берлине, и им всем быстрее хотелось
вернуться с Победой домой! Машина времени
перемещает нас в 21 век. (Приложение
1, слайд 19)
(Волшебная музыка)
– Как здорово, что мы с вами живем в 21 веке. Но мы
не забудем подвиги наших дедов и прадедов,
которые постарались для нас, обеспечили мирное
будущее. Об этом новая песня.
Послушайте и придумайте ей название.
(Звучит песня «Мальчишки» С. Ранда) (Приложение 1, слайд 20)
– Название?
– Характер?
– Написала эту песню одна талантливая женщина из
Новосибирска Светлана Ранда. Песня называется
«Мальчишки». (Приложение
1, слайд 21)
Вокально-хоровая работа над песней.
Итог урока
– Как музыка Ф. Шопена могла влиять на людей? (Помогла русским солдатам вспомнить мирное время, в котором они были счастливы. Бороться до Победы!)
Домашнее задание (Приложение 1, слайд 22)
Отгремела война
Уже давней историей стала.
А никак не отпустит
Тревожную память бойца.
От фугасок и мин,
Мы очистили наши кварталы,
Но какой же сапер
Разминирует наши сердца.
(Виктор Кочетков)
– Подберите к этому стихотворению картину или фотографию. (Приложение 1, слайд 23)
Оценки детям. (Приложение 1, слайд 24)
Организованный выход по песню «Мальчишки».