Урок по технологии. Аппликация "Герб, геральдика"

Разделы: Технология


Тема: Герб. Геральдика.

Цели урока.

  • Обучающие:  
    • познакомить основным правилам геральдики: форма, цветовой фон, деление на части и фрагменты, подбор сочетающихся цветов, контрастных цветов, выбор геральдических фигур;
    • изготовить модель герба по замыслу, используя ранее изученные приёмы вырезывания (симметричное, контурное, внутриконтурное  вырезывание), комбинирование цвета, формы.
  • Развивающие:
    • закрепить навыки ранее сформированных умений вырезывания (симметричное, контурное, внутриконтурное) и аппликации;
  • Воспитывающие:
    • воспитывать  эстетический  вкус учащихся, уважение к символам государства.

Тип урока: формирование умений и навыков.

Вид работы: аппликация.

Демонстрационный материал: презентация «Гербы городов России», образцы моделей гербов.

Материалы: цветной картон, цветная бумага (белая и двухсторонняя).

Оборудование: карандаш, клей, ножницы, клеёнка, тряпочка.

Предварительная работа:  аппликация  с использованием различных приёмов вырезывания. Рассматривание изображение старинных и современных гербов.

Прогнозируемый результат: Изготовление аппликации в соответствии с заданной темой.  Выбор геральдических фигур в соответствии с собственным  замыслом.  Умение применять основные правила геральдики.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (10 мин.)

Слово учителя. Темы урока: «Герб» «Геральдика». Эта тема интересна не только с исторической точки зрения, но и художественного замысла. Что же такое Герб? (Беседа с учащимися).
Обобщение: Герб, а также гимн и флаг – самые главные отличительные знаки государства.

Просмотр презентации «Гербы городов России» и обсуждение

– Самый первый и главный герб – Герб Российской Федерации (Приложение, слайд 1)
– Где можно встретить изображение государственного герба? (Паспорт, флаг, денежные знаки, грамоты и дипломы и т.д.)
– Как выглядит герб? (Приложение, слайд 2): на квадрате красного цвета, с закруглёнными
вниз краями, образующими скобу,  изображён двуглавый орёл. Головы орлов увенчаны коронами Российской империи. Ещё одна корона сверху объединяет их, как символ единства государства. Не случайно для герба выбран орёл. Изображение этой гордой, независимой, красивой птицы символизирует  могущество, силу и смелость. В лапах орла символы государственной  власти: справа – скипетр, слева – держава.  На груди, как щит, ещё один герб. (Приложение, слайд 3)
На красном квадрате изображен всадник  в  голубой  плащанице на серебряном коне. Это  Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона (врага).
– Наверняка, этот герб тоже вам знаком. Это герб Москвы – столицы Российской Федерации. Возраст Герба Российской Федерации – чуть более 500 лет.
Если говорить о происхождение гербов, то необходимо обратиться к истории 12 века, времени рыцарских турниров и войн. Щит каждого рыцаря  выполнял    не только роль защиты, но и являлся знаком отличия, принадлежности к роду. По изображению разных фигур на гербе можно прочесть историю рода, семьи. Так появилась наука Геральдика – изучающая и составляющая гербы.    
– Герб  какого города вы видите? (Приложение, слайд 4). Это герб  Самары.  Голубой  щит с изображением горной козы (символ Самары). Легенда гласит, что это существо первым повстречалось путникам, которые основали город. А теперь познакомимся  с гербами других городов России (Приложение, слайды 5-10)

2. Изучение нового материала (5 мин.)

– Вы обратили внимание,  все гербы выполнены в едином стиле. В Геральдике есть обязательные  правила (11 слайд). Мы выяснили, что герб имеют  страны, города, но герб может быть составлен специально для спортивного клуба, команды, школы, класса, семьи. А теперь с помощью аппликации, используя уже знакомые приёмы вырезывания, создайте модель герба (школы, семьи, свой личный) так, чтобы отразить в нём свои интересы, увлечения.
Рассмотрите образцы моделей.  Какие приёмы вырезывания используются для изображения геральдических знаков? Симметричное, контурное и внутриконтурное вырезывание.
Техника изготовления некоторых сложных фигур.
Симметричное вырезывание: цветок, звезда, птица.

3. Закрепление новых понятий (2 мин.)

– Ещё раз повторим этапы работы:

  • Продумать эскиз, подобрать материал.
  • Вырезать детали для создания композиции.
  • Составить композицию.
  • Приклеить детали аппликации.
  • Продумать дополнительные элементы.
  • Навести порядок на рабочем месте.

4. Гимнастика для рук «Пружинка»

Пружинистые движения сомкнутыми пальцами рук.

5. Самостоятельная  творческая работа учащихся (20 мин.)

6. Оценка и анализ результатов работы (3 мин.)

Самоконтроль. Учащиеся должны отметить качество выполнения аппликации, интересный замысел, использование различных приёмов вырезывания для его осуществления, соблюдение правил геральдики, аккуратность выполнения работы.

7. Домашнее задание (2 мин.)

– К следующему подобрать иллюстрации и картинки с изображением фруктов, овощей, предметов посуды. Подготовить цветную и текстурную бумагу, картон, клей.

8. Рефлексия