Обобщающее занятие по технологии в 3-м классе. Тема: "Мозаика"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: «Мозаика».

Цели:

  • воспитание умения работать  в коллективе, личная ответственность за труд в коллективе;
  • закрепление, расширение, обобщение знания и умения при выполнении работы.
  • развитие творческой фантазии.

Оснащение:

  • учебно-наглядное пособие «Образцы видов мозаики»;
  • образцы – эталоны бумажных изделий, изделий из ткани;
  • инструкционно-технологические карты;
  • схемы работ.

Объект труда: натюрморт «Ваза с цветами».

Материалы: цветная бумага, рисунок – образец, бумага для черчения формат А4, пленка А3, нарезные кусочки ткани, клей-карандаш.

Оборудование, инструменты,  материалы:  рисунок – образец, скорлупа, гуашь, кисточка для нанесения клея ПВА, клей ПВА, технологическое стекло, приспособление для составления мозаики,  аудиозаписи, магнитофон, мультимедийный проектор, экран .

Наглядные пособия: образцы  мозаики, инструкционные карты.

Инструменты и приспособления: ножницы, линейки, карандаши для разметки, шаблоны, тряпочки для притирания.

Технические сведения: планирование работы, элементы  конструирования, правила работы в бригаде.

Тип работы: комбинированный.

Словарная работа: мозаика, шаблон, загадка.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– проверка готовности учащихся к уроку;
– чтение загадки (словарное слово по теме).

Учитель: Здравствуйте, сегодня Вы присутствуете на обобщающем уроке по технологии в третьем  классе. Цели нашего урока:

  • воспитание умения работать  в коллективе;
  • личная ответственность за труд в коллективе;
  • закрепление, расширение, обобщение знания и умения при выполнении работы;
  • развитие творческой фантазии.

– Работа будет проходить в нашей мастерской под единым девизом: Усердно трудись – результатами гордись! Гостем и помощником будет как всегда наш дружок Муравьишка. А вот и он. Поприветствуем его. Посмотрим, что он приготовил на сегодня? Загадку.

Словарная работа: Загадка.

Загадка – это разновидность устного народного творчества, записанного в стихотворной форме. Читателю предлагается найти отгадку.

Муравьишка:

Загадаю Вам загадку,
Про старинную укладку.
Эта техника проста,
В тоже время и сложна.
Пазлы ловко собери,
И рисунок получи.

Вызывается учащийся, составляет пазлы, получает слово:

'МОЗАИКА').

Словарная работа: Мозаика

  • Одна из самых древних техник декоративно-прикладного искусства.
  • Техника заполнения всего контура элементами из разных материалов.

II. Повторение пройденного материала

История мозаики

Мозаика берет начало в Древней Греции. В древнем Риме и Византии это искусство получило весьма широкое распространение, после чего было надолго забыто и возродилось лишь в середине XVIII века.

Русская мозаика

В середине XVIII века  русский ученый М. Ломоносов заново изобрел технику изготовления мозаики. В России было создано великое множество настенных панно в технике римской или византийской мозаики. На Урале по мере расширения добычи камня появилась русская мозаика, где в ход шли не только мрамор и  яшма, но и полудрагоценные самоцветы — малахит, лазурит и т. д.

Самая сложная из всех  мозаик — флорентийская.

Отличительная особенность флорентийской мозаики —  тщательная, без швов, подгонка каменных пластинок, расположенных в одной плоскости с использованием естественного рисунка камня.

Материал для мозаики:

  • Керамика.
  • Природный камень.
  • Искусственный гранит.
  • Смальта.
  • Венецианское стекло (цветное стекло).

III. Закрепление пройденного материала

Учитель: Давайте вспомним изученный нами материал прошлых уроков по теме «Мозаика».

  • Какая техника мозаики, использовалась на уроках:
  • Живописная мозаика из обрывных кусочков;
  • Объёмная мозаика из гофрированной бумаги;
  • Мозаика из:

1. Кусочков пластиковых трубочек.
2. Кусочков клеёнки.
3. Карандашных стружек.
4. Фольги.
5. Газетных комков.
6. Ватных шариков.
7. Яичной скорлупы.
8. Кусочков поролона.
9. Кусочков ткани.

  • Какие материалы мы применяли в работе.

Муравьишка:

Сейчас, друзья, послушайте меня.
Чтобы проверить знания,
Есть для Вас задания.
Вы внимательно смотрите,
И ответ свой говорите.

Муравьишка: Определи по семи имеющимся слайдам, какие техники и материалы мозаики применялись для выполнения той или иной работы. За каждый правильный ответ – один балл. 

Проведение теста.

img09.jpg (26545 bytes)

Мозаика из нарезных и обрывных кусочков

Мозаика из фольги

Мозаика из карандашных стружек

Мозаика из газетных комков

Мозаика из ватных шариков

Мозаика из кусочков фольги, поролона, яичной скорлупы

 

Мозаика из кусочков ткани

Муравьишка: Подсчитай количество правильных ответов:

  • если твоя цифра меньше 5 – тебе нужно повторить материал пройденных уроков;
  • если твоя цифра = 6,  ты хорошо знаешь технику мозаики;
  • если полученные ответы составляют цифру 7, ты – молодец!

IV. Практическая работа

Этап 1.

1. Распределение обязанностей в бригаде: мастер, бригадир, контролёр, члены бригады.
2. Определение заданий для бригад.
3. План выполнения заданий для бригад.
4.  Общий инструктаж учителя.
5.  Начало практической работы   «Весёлой мастерской».
6. Подведение итогов работы.

Этап 2.

Алгоритм работы в бригаде:

1) Определить элемент мозаики (Приложение 1);
2) Ознакомиться с формой работы в бригаде:

– каждый член бригады выполняет работу по должностным обязанностям;
– работа проходит по инструкционно-технологическим картам (Приложение 2).

3)  Организовать рабочее место (Приложение 3);
4)  Разметить и вырезать детали;
5) Наклеить деталь;
6) Вести контроль качества работы (приложение №4).

Объект труда: «Ваза с цветами».

Этап 3. Подведение итогов работы

  • Контролер докладывает о результатах выполненных работ (баллы);
  • Демонстрация выполненных работ;
  • Характеристика выполненной работы в бригаде (мастер).

Заключение

Подводя итог, отметим,
Вы, ребята, МОЛОДЦЫ!
Все бригады постарались,
Дружно вместе занимались,
Выполняя ряд работ.
В заключение осталось
Завершить работы ход

(Сюрпризный момент: соединив наложением друг на друга все полученные работы, мы получим оформленную вазу и большой букет роз).

Рефлексия (“Все в твоих руках”)

Большой – для меня было важным и интересным…
Указательный – получил конкретную рекомендацию…
Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
Мизинец – для меня было недостаточно…

На листе бумаги обводят левую руку.
Каждый палец – это какая-то позиция,
по которой надо высказать свое мнение.

Приложения

Презентация