Включение родителей в систему работы
представляется крайне важным звеном в создании
благоприятных условий для развития детей.
Повышение психологической компетентности
родителей посредством проведения лекций, бесед
– важная форма работы, но недостаточная. Ввиду
того, что уровень воздействия как на изменение
характера родительско-детских отношений, так и
на уровень мотивации родителей на работу с
классным руководителем незначителен. Поэтому в
своей деятельности, как классный
руководитель, часто использую форму –
детско-родительское собрание.
Детско-родительские собрания являются
нестандартным инновационным методом работы с
родителями. Активное вовлечение родителей
играет важную роль в сплочении классного
коллектива. На таких мероприятиях формируются
умения учащихся и родителей вести дискуссию,
общаться, оценивать результаты деятельности,
прививаются навыки доброжелательного отношения
друг к другу, и самое главное понимание друг
друга.
Тема собрания: «Есть ли проблемы у детей в 5 классе?»
Цель: формирование психологической компетентности родителей; анализ трудностей учащихся, возникающих при переходе в среднее звено; формирование чувства близости между родителями и детьми; умения сопереживать и понимать чувства другого.
Предварительная подготовка: родителям рассылаются приглашения на собрание (Приложение 1), дети пишут открытое письмо родителям, педагог-психолог оформляет для родителей буклет «Мой ребёнок – пятиклассник».
ХОД СОБРАНИЯ
Звучит музыка. Как только дети и родители входят в класс, рассаживаем их напротив друг друга.
– Здравствуйте дорогие родители и дети! Сегодня состоится наше первое детско-родительское собрание.
Упражнение «Поменяться ролями»
– Ребята, ответьте на вопрос: «Хотите ли вы быть
взрослыми?» (Выслушиваются все ответы).
– А вы уважаемые родители хотите ли стать детьми,
вернуться в детство? (Выслушиваются ответы).
– Ребята, попробуйте представить себя взрослыми.
Какие вы, какие по характеру, с кем живёте, во что
одеты, есть ли дети, сколько денег у вас в кармане?
– А теперь давайте узнаем у родителей, какие
моменты они себе представляют, когда они дети
(школа, море, праздники и т.д.). Сейчас вы
поменяетесь ролями – дети станут взрослыми, а
родители их детьми.
1 ситуация
– Дети, вы учили весь вечер стих. В школе не
успели повторить, стихотворение забыли и
получили 2. Ваши чувства? Не думаете ли вы о
родителях?
– Уважаемые взрослые, ваш ребёнок получил
двойку, что вы сделаете?
– Какой ответ вам понравился больше всего?
2 ситуация
– Вы очень сильно устали после учебного
(рабочего) дня, как хотите, чтобы было дома? (Спрашиваем
взрослых и детей).
– Какой вывод мы можем сделать после данного
упражнения (у всех существуют проблемы, надо
уметь поставить себя на место другого).
Упражнение «Незаконченные предложения»
Родителям и детям выдаются анкеты для заполнения (звучит музыка).
Анкета для детей
Фамилия, имя: ………………………………………………………………
- Школа для меня – это …
- Классный руководитель для меня – это человек, который …
- Мои одноклассники – это …
- Предметы, которые мне нравятся, это …
- Предметы, которые мне не нравятся, это …
- В нашем классе ….новеньких учеников.
- Сейчас меня учат …..учителей, а в 4 классе учили…… педагогов.
Анкета для родителей
ФИО ………………………………………………………………………………
- Школа, в которой учится мой ребенок, это …
- Классный руководитель моего ребёнка – это человек, который…
- Одноклассники моего ребенка, это …
- Учебные предметы, которые нравятся моему ребенку, это …
- Предметы, которые не нравятся моему ребенку, это …
- В классе моего ребёнка……новых учеников.
- В 5 классе моего ребёнка учат…. педагогов, а в 4 классе было…..педагогов.
– Оставьте свои работы на столе, выходите, пожалуйста, и становитесь в круг.
Упражнение «Трудности пятиклассника»
– Мы с вами будем передавать игрушку по кругу,
отвечая на вопрос «С какими трудностями пришлось
столкнуться мне (моему ребёнку) в 5 классе?».
– Ребята, возьмите свои листочки с анкетами и
садитесь вместе с родителями, сравните ответы на
вопросы. Чья семья знает всё друг о друге? (Обсуждение
ответов).
– Дорогие родители, ребята написали письмо для
вас о себе в 5 классе. Из них я думаю, вы ещё
больше узнаете о своих детях (Приложение
2).
–Возможно, прочитав письма своих детей, вы
смогли по-иному взглянуть на их трудности,
почувствовали их проблемы. Поэтому для многих
вполне естествен вопрос: а как можно помочь
ребенку-пятикласснику?
Прежде всего, родителям нужно уметь видеть
первые признаки «проблемного» поведения
ребенка-пятиклассника. Все они отражены в
памятках, которые мы подготовили для вас (Приложение 3). Очень
важно, чтобы ребенок чувствовал поддержку
родителей в трудных ситуациях.
Мы, взрослые, должны максимально помочь детям в
решении совершенно определенных задач: принятии
и понимании новой системы требований,
налаживании отношений с педагогами, нахождении
своего места в классном коллективе и в школе.
Упражнение «Избавляемся от трудностей»
– Уважаемые родители, напишите совместно со
своими детьми на листочке, что стало для них
самым трудным в 5 классе, от каких проблем они
хотели бы избавиться.
– Подумайте об этой проблеме вместе,
представьте, что она уходит из жизни вашего
ребёнка. Давайте сомнём листок с написанной
проблемой, бросьте его на поднос. Сейчас мы
сожжём все наши проблемы, избавимся от них. (Классный
руководитель собирает все листочки-проблемы на
поднос и сжигает).
– Сгорели наши проблемы, что вы чувствуете?
Упражнение «Ладошка успеха»
– На листе бумаги обведите свою ладошку и
напишите вместе с родителями в пальчиках ладони 5
причин (качеств, достоинств), которые помогут
добиться успехов в учёбе.
– А в центре ладошки, уважаемые родители,
напишите своему ребёнку пожелание, которое
поможет ему учиться!
– Дорогие ребята, возьмите с собой ваши
ладошки, они помогут вам справляться с
трудностями.
– Спасибо за работу. Желаю счастья вам и вашим
детям, а так же взаимопонимания в семье.