Урок русского языка по теме "Имя существительное"

Разделы: Начальная школа


Тема. «Имя существительное».

Цели: Ознакомление  учащихся с признаками имен существительных; формирование умения распознавать имена существительные; развитие  речи  учащихся, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.

Учебные материалы: Учебник «Русский язык», 2 класс (авт. Рамзаева Т.Г.); предметные картинки, сигнальные диски, корзина с игрушками, магнитные карточки, большой конверт,  презентация урока со слайдами.

Тип урока: получение новых знаний с применением технологии УДЕ.

ХОД УРОКА

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация знаний

Учитель. Вчера, ребята, вы познакомились с частями речи. Какие части речи вы знаете?

Дети. Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение.

Учитель. Ребята, одна из частей речи пригласила нас к себе в гости. Ученые подсчитали, что у этой части речи всех больше слов. И эта часть речи – имя существительное. Имена существительные называют людей, животных, вещи, явления природы.
(Приложение, 1 слайд)
Поедем  в страну имени существительного мы на таком красивом поезде.
(Приложение, 2 слайд)
Мы будем останавливаться в разных городах, и узнавать что-то  новое об этой части речи.
Вы готовы к путешествию? Сели удобно, покажем машинисту сигналами, что можно отправляться,  поезд отправляется.
(Приложение, 3 слайд)

ІІІ. Знакомство с новым материалом

(Приложение, 4 слайд) Учитель. Мы прибыли в город Вопросов. Чтобы узнать о жителях этого города нам надо выполнить такое задание.

1. Отгадать загадки, грамотно написать отгадки.

– Чтобы в цель попасть не раз,
Зоркий требуется … (глаз)

– Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)

–  Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)

– Просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в берлоге снеговой. (Медведь)

Учитель. Проверьте, правильно ли вы написали. Покажите сигналами (зеленый – верно, красный – ошибка).
(Приложение, слайд 5)
Ребята, а какую орфограмму мы с вами сейчас повторили?
Дети. Написание парных звонких и глухих согласных на конце слов.
Учитель. Посмотрите внимательно на слова,  на какие две группы можно их разделить.
Дети. Живые и неживые предметы.  Одни отвечают на вопрос кто? Другие –  на вопрос что?
(Приложение, слайд 6)
Учитель. Те слова, которые отвечают на вопрос кто?– одушевленные имена существительные, на вопрос что? – неодушевленные.
(Приложение, слайд 7)
У вас на столах предметные картинки. Посмотрите внимательно, найдите слова, которые отвечают на вопрос кто? Ребята 1 ряда покажите эти картинки, 3 ряда, 2 ряда. Молодцы!
Как называются имена существительные, которые живут в городе Вопросов?
Дети. Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? называются одушевленные, на вопрос что? – неодушевленные.
Учитель. Ребята мы отправляемся с вами дальше, дадим машинисту сигнал. (Дети поднимают зеленый сигнал).  И вот мы прибываем в город Числовой.
Жители этого города просят вас написать проверочные слова к словам, которые написаны у вас в тетради. (Дети пишут самостоятельно)
Прочитаем эти слова.
Дети. Глаза, ежи, грибы, медведи.
Учитель. Молодцы! Верно, проверили слова.
Запомните: если существительное обозначает один (единственный) предмет, то это существительное единственного числа, а если обозначает много предметов, то это существительное множественного числа. Посмотрите на свои  предметные картинки и выйдите к доске, у кого имена существительные множественного числа.
Итак, что мы еще узнали об имени существительном?
(Приложение, слайд 8)

ІV. Физминутка

Учитель. Ребята, если я называю имя существительное во мн. ч.,  то вы приседаете, ед.ч. – встаете.
Двери, стол, доска, парты, книги, цветок, ручки.
Учитель. Продолжаем наше путешествие, сигнал машинисту, поехали. Мы прибываем  в город Род. Давайте прочитаем, какие слова здесь живут на трех улицах.
(Приложение, слайд 9)
Ребята, подумайте к каким словам можно подобрать слова он, мой?  К каким –  она, моя? Оно, мое? (Дети говорят свои варианты)
(Приложение, слайд 10)
Учитель.

Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя»
И запомню  род мужской
И опять скажу: «он – мой»
Средний род: «Оно – мое!»
Это правило – твое.

Игра «Угадай род»

– Давайте поиграем. В корзине предметы. Ученик достает любой, определяет род. Итак, на какие три  группы делятся имена существительные? Давайте потренируемся в определении рода имен существительных. Откроем учебник,  стр. 5, упр. 227. (В тетради, с комментированием)

М.р. – конь, кот, лев, лист.
Ж.р. – оса, ель, сова, девочка.
Ср.р. – ведро, окно, солнце, зеркало.

Учитель. Посмотрите, ребята, как много мы узнали сегодня об имени существительном. (Приложение, слайд 11)
Давайте попробуем рассказать  о существительном  – кот, пользуясь теми знаниями, которые мы узнали об этой части речи.

(Дети говорят, а учитель на доске выставляет карточки)

Кот – сущ., одуш., ед.ч., м.р.

V. Итог урока

Учитель. Закончилось наше путешествие. Давайте соберем все наши знания в конверт  и отправим Имени существительному. Игра «Конверт». (Ребята передают конверт и говорят, что  узнали об имени существительном)

VІ. Домашнее задание

1 в. Ребята, попробуйте дома рассказать родителям о существительных – лиса, заяц, море.
2 в. Стр.7, упр. 230.