Тема. «Имя существительное».
Цели: Ознакомление учащихся с признаками имен существительных; формирование умения распознавать имена существительные; развитие речи учащихся, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.
Учебные материалы: Учебник «Русский язык», 2 класс (авт. Рамзаева Т.Г.); предметные картинки, сигнальные диски, корзина с игрушками, магнитные карточки, большой конверт, презентация урока со слайдами.
Тип урока: получение новых знаний с применением технологии УДЕ.
ХОД УРОКА
І. Организационный момент
ІІ. Актуализация знаний
Учитель. Вчера, ребята, вы познакомились с частями речи. Какие части речи вы знаете?
Дети. Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение.
Учитель. Ребята, одна из частей речи
пригласила нас к себе в гости. Ученые подсчитали,
что у этой части речи всех больше слов. И эта
часть речи – имя существительное. Имена
существительные называют людей, животных, вещи,
явления природы.
(Приложение, 1 слайд)
Поедем в страну имени существительного мы на
таком красивом поезде.
(Приложение, 2 слайд)
Мы будем останавливаться в разных городах, и
узнавать что-то новое об этой части речи.
Вы готовы к путешествию? Сели удобно, покажем
машинисту сигналами, что можно отправляться,
поезд отправляется.
(Приложение, 3 слайд)
ІІІ. Знакомство с новым материалом
(Приложение, 4 слайд) Учитель. Мы прибыли в город Вопросов. Чтобы узнать о жителях этого города нам надо выполнить такое задание.
1. Отгадать загадки, грамотно написать отгадки.
– Чтобы в цель попасть не раз,
Зоркий требуется … (глаз)
– Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)
– Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)
– Просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в берлоге снеговой. (Медведь)
Учитель. Проверьте, правильно ли вы
написали. Покажите сигналами (зеленый – верно,
красный – ошибка).
(Приложение, слайд 5)
Ребята, а какую орфограмму мы с вами сейчас
повторили?
Дети. Написание парных звонких и глухих
согласных на конце слов.
Учитель. Посмотрите внимательно на
слова, на какие две группы можно их
разделить.
Дети. Живые и неживые предметы. Одни
отвечают на вопрос кто? Другие – на вопрос
что?
(Приложение, слайд 6)
Учитель. Те слова, которые отвечают на
вопрос кто?– одушевленные имена
существительные, на вопрос что? –
неодушевленные.
(Приложение, слайд 7)
У вас на столах предметные картинки. Посмотрите
внимательно, найдите слова, которые отвечают на
вопрос кто? Ребята 1 ряда покажите эти картинки, 3
ряда, 2 ряда. Молодцы!
Как называются имена существительные, которые
живут в городе Вопросов?
Дети. Имена существительные, которые
отвечают на вопрос кто? называются одушевленные,
на вопрос что? – неодушевленные.
Учитель. Ребята мы отправляемся с вами
дальше, дадим машинисту сигнал. (Дети поднимают
зеленый сигнал). И вот мы прибываем в город
Числовой.
Жители этого города просят вас написать
проверочные слова к словам, которые написаны у
вас в тетради. (Дети пишут самостоятельно)
Прочитаем эти слова.
Дети. Глаза, ежи, грибы, медведи.
Учитель. Молодцы! Верно, проверили
слова.
Запомните: если существительное обозначает один
(единственный) предмет, то это существительное
единственного числа, а если обозначает много
предметов, то это существительное
множественного числа. Посмотрите на свои
предметные картинки и выйдите к доске, у кого
имена существительные множественного числа.
Итак, что мы еще узнали об имени существительном?
(Приложение, слайд 8)
ІV. Физминутка
Учитель. Ребята, если я называю имя
существительное во мн. ч., то вы приседаете,
ед.ч. – встаете.
Двери, стол, доска, парты, книги, цветок, ручки.
Учитель. Продолжаем наше путешествие,
сигнал машинисту, поехали. Мы прибываем в
город Род. Давайте прочитаем, какие слова здесь
живут на трех улицах.
(Приложение, слайд 9)
Ребята, подумайте к каким словам можно подобрать
слова он, мой? К каким – она, моя? Оно, мое? (Дети
говорят свои варианты)
(Приложение, слайд 10)
Учитель.
Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя»
И запомню род мужской
И опять скажу: «он – мой»
Средний род: «Оно – мое!»
Это правило – твое.
Игра «Угадай род»
– Давайте поиграем. В корзине предметы. Ученик достает любой, определяет род. Итак, на какие три группы делятся имена существительные? Давайте потренируемся в определении рода имен существительных. Откроем учебник, стр. 5, упр. 227. (В тетради, с комментированием)
М.р. – конь, кот, лев, лист.
Ж.р. – оса, ель, сова, девочка.
Ср.р. – ведро, окно, солнце, зеркало.
Учитель. Посмотрите, ребята, как много
мы узнали сегодня об имени существительном. (Приложение, слайд 11)
Давайте попробуем рассказать о
существительном – кот, пользуясь теми
знаниями, которые мы узнали об этой части речи.
(Дети говорят, а учитель на доске выставляет карточки)
Кот – сущ., одуш., ед.ч., м.р.
V. Итог урока
Учитель. Закончилось наше путешествие. Давайте соберем все наши знания в конверт и отправим Имени существительному. Игра «Конверт». (Ребята передают конверт и говорят, что узнали об имени существительном)
VІ. Домашнее задание
1 в. Ребята, попробуйте дома рассказать
родителям о существительных – лиса, заяц, море.
2 в. Стр.7, упр. 230.