Открытый урок по русскому языку для учащихся 3-го класса Тема: "Слова однозначные и многозначные"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Слова однозначные и многозначные».

(Приложение 1, слайд 2)

Цели:

  • Познакомить с однозначными и многозначными словами.
  • Развивать умение сравнивать значение слова в словаре и тексте.
  • Учить пользоваться толковым словариком.

(Приложение 1, слайд 3)

Оборудование:

  • учебник «Русский язык», тетрадь,
  • «Толковый словарь для школьников» Т.И.Козловой,
  • карточки с рисунками предметов, имеющих несколько значений,
  • карточки со словами для работы в группах,
  • карточки с рисунками, изображающими словарные слова.

ХОД УРОКА

1. Каллиграфическая минутка

Объясните написание слов: заячья мышь подъём (правила использования букв ч, ь, ъ)

(Приложение 1, слайд 5)

2. Словарная работа

Проводится картинный словарь (группа «Птицы»).

Запись слов самостоятельно, взаимопроверка по ключу.

– Какие встретились орфограммы?

(Приложение 1, слайд 6)

3. Работа по теме урока

Задание: Выберите схему, обозначающую слово:

(Приложение 1, слайд 7)

– Где можно найти лексическое значение слова?

– А ещё как можно понять значение слова?

Введение в тему. Рубрика «Давай подумаем». Чтение по ролям стихотворения А.Л.Барто «Разговор с дочерью».

(Приложение 1, слайд 8)

«Мне не хватает теплоты»,
– Она сказала дочке.
Дочь удивилась: «Мёрзнешь ты
И в летние денёчки?»
«Ты не поймёшь, ещё мала»,
– Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: «Я поняла!»

– И тащит одеяло.
– Как вы думаете, почему дочка не поняла маму? Чего она не знала?
– Работа со словарём: значение слова теплота
– Сколько значений имеет это слово?
– Какое значение подходит к данному тексту?
– На уроке математики мы с вами говорили, что числа, которые имеют один знак, называются ... (однозначными).
– Хорошо, а теперь сделайте вывод, продолжите мою мысль: если слово имеет одно значение, оно называется ... (однозначным), если слово имеет много значений, оно называется ... (многозначным).

(Приложение 1, слайд 9)

– Молодцы! Это тема нашего урока. Правы ли вы? Мы сейчас откроем наш сундучок знаний золотым ключиком и узнаем тайну, которую он от нас спрятал. (Рубрика «Тайны языка»).
– Давайте попробуем назвать слова, которые имеют одно значение. (Запись в тетрадь предложений: «Стол, ребёнок, книга – однозначные слова. Ручка, язык, каток – многозначные слова .)
– Назовите способ словообразования слов однозначные и многозначные. (путём сложения двух основ).
– Определите корни и соединительные гласные.
– А знаете ли вы, что слово идти имеет 26 значений и все они занесены в словарь Ожегова.

(Приложение 1, слайды 10, 11)

4. Закрепление нового материала

1) Упр. 1 – выполняется фронтально, устно (идёт объяснение всех значений данных слов).
2) Физминутка (релаксация: звуки моря, запись).
3) Упр. 2 – коллективно, письменно
4) Решение проблемы.

– Почему названы одним и тем же словом:

  • часть дерева, часть зуба, часть слова; (Приложение 1, слайд 12)
  • часть руки, часть ягодного растения, инструмент маляра или художника. ( По форме, по назначению). (Приложение 1, слайд 13)

5) Работа в группах (перед каждой группой лежит карточка с одним словом). (Приложение 1, слайд 14)

Задание: определите, сколько значений имеет написанное на карточке слово и составьте предложение с ним. Если слово имеет несколько значений, составить предложение с каждым из них.
6) Физминутка для глаз.
7) Решение проблемы.
В некоторых случаях слова употребляются не в прямом значении, а в косвенном. Как вы понимаете слово золотой?
8) Давайте прочитаем стихотворение Я.Райниса «Соловушка» (Приложение 1, слайд 15)  и вы постарайтесь ответить на вопрос: В каком значении употреблено слово золотой?

Что ни вечер, слушаю,
Как поёт соловушка.
– Покажись, соловушка,
Золотое перышко!
Отвечал соловушка:
– Сам я – птица серая,
Птица неприметная,
Голос – золотой!

9) Работа с толковым словарём (выявить все значения этого слова).
Придумать и записать словосочетания с этим словом (золотое сердце, золотые руки, золотые часы, золотая осень).

5. Домашнее задание  (Приложение 1, слайд 16)

(по выбору). С.28, упр. 4 – по заданию;
Из словаря выписать 2 слова: однозначное и многозначное и придумать с ними предложения.

6. Итог урока (Приложение 1, слайд 17)

– Что нового узнали на уроке?
– Где можно найти лексическое значение того или иного слова?