Работа педагога с детским хором значительно отличается от занятий с вокалистами. Он должен овладеть навыками общения с младшим и старшим хоровыми коллективами, уметь показать хоровую партитуру на фортепиано, уметь задать хору тон, понимать такие приемы как цепное дыхание, вибрато, выразительная дикция и др. Именно педагог помогает дирижёру в распевании участников хора, предлагая различные виды упражнений, а также способствует формированию вокально-хоровых навыков, задавая чёткий ритм работы. Подчеркнем, что не только от дирижера, но и от профессионализма аккомпаниатора зависит правильность выбора упражнений для распевания хора. Необходимо постоянно следить за жестами дирижера, поэтому он обязан знать основы дирижерской техники и уметь играть <по руке> дирижера. Важным моментом в работе является умение трансформировать звучание музыки в зависимости от жестов дирижёра.
На занятиях хора аккомпаниатору (на этапах разучивания репертуара) иногда нужно показать звучание отдельных фрагментов музыки, проигрывая все или отдельные голоса хоровой партитуры. Здесь не обойтись без навыков беглого чтения хоровой партитуры с листа, а также без умения совместить хоровую партитуру с аккомпанементом в исполняемом произведении. В процессе такой игры следует добиваться выразительности, создавая образец исполнения для участников хора. Через показ на инструменте аккомпаниатор обращает внимание на чистоту интонирования, характер звучания, фразировку, ритм.
При первом исполнении хорового сочинения на фортепиано педагог должен увлечь и заинтересовать хористов. Ему следует точно передать авторский музыкальный текст, создать целостный художественный образ, взять нужный темп, верно распределить кульминации, агогику и др. Играть партитуру нужно так, чтобы максимально приблизить звучание инструмента к хоровой звучности. Показывая хоровую партитуру, аккомпаниатор обязан подчиняться основным вокально-хоровым законам (певучесть, плавное голосоведение, исполнение цезур, штрихов, соблюдение цезур для взятия дыхания и т.д.). Это поможет хористам понять сущность нового произведения.
Особенности учебного процесса в школе таковы, что отдельные занятия аккомпаниатор проводит с хоровым коллективом без дирижера. При этом он должен учитывать такие моменты, как степень знания хористами музыкального материала, диапазон партий, особенности дыхания, интонационные трудности произведения и методы их преодоления степень развития слуховых и певческих данных детей, их музыкального мышления, художественного выражения и др.
Музыкальные образы, которые слышит педагог
внутренним слухом, он в какой-то степени делает
видимыми. Неверное движение головы или любой
другой необоснованный жест аккопаниатора может
вызвать ошибку в звучании хора: неверное
вступление голосов, ошибочный динамический
нюанс, неточное взятие дыхания, ритмическое
колебание и др. Строгость и выразительность
движений педагога во время исполнения влияет и
на восприятие слушателей зала, в котором
выступает хоровой коллектив во время концерта.
Участие аккомпаниатора в повседневной работе
хорового коллектива требует от него хорошо
развитого гармонического слуха и комплексного
музыкального мышления. От него требуется умение
играть многострочные партитуры. Поэтому уже при
первом беглом, но внимательном взгляде на
партитуру он должен видеть весь объём фактуры,
мгновенно воспринимать и оценивать логику
гармонического, тембрового и ритмического
содержания произведения, предвидеть движение
музыкального материала.
Чаще всего, перед тем как выйти к хору c новым произведением, аккомпаниатор знакомится с ним во внеурочное время. Для предварительного ознакомления с хоровым произведением есть своя методика. Сначала рекомендуется сыграть вокальные партии в совмещённом виде на рояле, а также ознакомится с каждой партией отдельно путём интонирования её голосом со словами. После этого присоединить к ансамблирующим голосам гармоническую основу частично или полностью в зависимости от наличия аккордовых звуков в вокальных партиях. Это необходимо для того, чтобы составить комплексное впечатление о звучании сочинения. Естественно, что выиграть буквально все реальные звуки совмещённой партитуры при этом не представляется возможным. Имеется в виду создание собственного рабочего варианта аранжировки.
Иногда бывает, что аккомпанементом хоровых произведений являются фортепианные переложения, либо оркестровые партитуры. В этих случаях аккомпаниатору желательно ознакомиться с оркестровой партитурой сочинения и желательно со звукозаписью, чтобы иметь представление об оркестровых красках оригинальной версии. Фортепиано не может точно передать тембровую окраску тех или иных инструментов, но стремиться к этому нужно. Аккомпаниатор должен приблизить фортепианную партию клавира к партитуре композитора, к оркестровой красочности, а отсюда и к музыкально-сценической образности. Знание основ оркестровых стилей композиторов поможет более точно воплотить замысел конкретного сочинения.
Следует учесть, что многие темпы при исполнении на рояле несколько «сдвигаются». Обусловлено это, невозможностью достигнуть протяжённости звучания, аналогично оркестровой. Атака звука у пианиста, безусловно, более определённая, даже острее, чем у любой оркестровой группы. Необходимо учитывать ещё один важный момент: Пытаясь воплотить на рояле объёмное оркестровое звучание (особенно в кульминациях), пианисты подчас пытаются извлечь из инструмента не свойственную ему звучность, теряя при этом благородство звучания на «fortissimo». Пианисту надо также помнить, что не все клавирные переложения удачны, и допускается их аранжировка, исходя из индивидуальных возможностей исполнителя.