Только труд может сделать человека
счастливым, приводя его душу в ясность,
гармонию и довольство самим собою.
Труд облагораживает человека.
В.Г. Белинский
Тип урока: комбинированный.
Цели:
- чётко определить понятие труда, познакомить учащихся с нормами международной и российской законодательной базы в области трудового права, создать представление у учеников о гарантиях и льготах, предоставляемых несовершеннолетним работникам, углубить представления учащихся о роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений;
- содействовать развитию учебных умений учащихся (анализ документа, соотнесение ситуации с правовой нормой, работа в группе, выступление с сообщением), способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК;
- способствовать проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащегося, его способностей, воспитанию законопослушного, умеющего отстаивать свои права гражданина,
Оборудование: компьютер и проектор, слайд-презентация по теме урока, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы с документами.
Ход урока
I. Введение учеников в тему урока
Обсуждение с учащимися притчи:
«Однажды прохожий увидел, как по дороге несут тяжёлые камни группа людей. Подошёл он к одному и спросил:
– Что ты делаешь?
– Не видишь, занимаюсь тяжёлой, никому не нужной работой.
С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:
– Деньги зарабатываю.
А третий на этот же вопрос ответил:
– Строю Шартрский собор!»
Вопросы для беседы.
- О чём эта притча?
- Как вы её понимаете?
- Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятию?
Объявление учащимся темы урока: «Труд — право или обязанность?»
– Что такое труд? Всякую ли деятельность можно назвать трудом?
– Копать и закапывать яму с утра и до вечера — это труд? Вспомните миф о Сизифе.
Составление учащимися в группах синквейна со словом «труд».
Порядок составления синквейна:
- 1 строка - «труд»,
- 2 строка - два прилагательных,
- 3 строка - три глагола,
- 4 строка - вывод, умозаключение в виде предложения.
Примерный синквейн.
Труд
Добровольный, оплачиваемый
Радует, удовлетворяет, обогащает.
Только свободный труд может обеспечить безбедное существование, способствовать самореализации личности, создавать уверенность в завтрашнем дне.
Учащиеся зачитывают составленные ими синквейны.
II. Слайд — презентация «Труд — право или обязанность?» (приложение)
(На экране с самого начала урока демонстрируется слайд №1 с темой урока.)
Риторический вопрос учителя:
– Так что же такое труд?
Демонстрируется слайд № 2
Учитель. Общественные отношения, возникающие в процессе труда граждан нашего государства призвано регулировать трудовое право России. Источниками трудового права являются правовые документы, в которых закреплены нормы трудового права РФ. Главный из них — Конституция РФ.
– А какой международный документ является эталоном для конституции любой страны мира в вопросе оправах человека?
Демонстрируется слайд № 3
– Что говорится в Конституции РФ о праве на труд? Труд — это право или обязанность?
Демонстрируются слайды № 4 - 6
Учитель. Отсутствует статья о тунеядстве.
В Конституции СССР труд был провозглашён в качестве права и обязанности гражданина. Конституция РФ труд как их обязанность не фиксирует.
– Правильно ли это на ваш взгляд?
– Как вы относитесь к труду? Как к свободному праву или унизительной обязанности?
– Как вы думаете, есть ли люди, для которых труд не только право, но и потребность?
Демонстрируется слайд № 7
– Чем труд является для каждого из вас?
Учитель. Выберите для себя и прокомментируйте то определение, которое кажется вам наиболее подходящим.
Демонстрируются слайды № 8 — 11
Выступления учащихся со своими комментариями.
III. Трудовые права несовершеннолетних
Учитель. Сегодняшняя экономическая ситуация в стране вынуждает многих старшеклассников совмещать обучение в школе и работу. Да и некоторые родители в воспитательных целях советуют подросткам найти для себя какую-нибудь подработку. Очень важно, чтобы молодые люди придя на работу в организацию любой формы собственности, знали и умели реализовать свои права.
Первое задание для малых групп. Рассмотреть предложенные ситуации и разыграть в ролях диалоги юриста-консультанта и несовершеннолетнего. При этом учитывайте памятку.
«Несовершеннолетние и законодательство о труде»
- Трудовая правоспособность, т.е. способность вступить в трудовые правоотношения возникает с 16 лет.
- Закон допускает принятие на работу с согласия родителей также и лиц, достигших 14 и 15 лет, но при соблюдении следующих условий: работа должна быть лёгкой и не причинять вреда здоровью, не должна мешать процессу обучения, не должна превышать 4 часов в день.
- При приёме на работу несовершеннолетним не устанавливается испытательный срок.
- Запрещается применение труда несовершеннолетних на вредном производстве, в ночное время.
- Несовершеннолетним запрещается торговля спиртными напитками табачными изделиями.
- Запрещается применение труда несовершеннолетних в игорном бизнесе, в ночных клубах.
- Запрещаются служебные командировки, сверхурочная работа в ночное время и выходные дни.
- Ежегодный отпуск равен 31 календарному дню и назначается в удобное для несовершеннолетнего время.
- Данные работники подлежат ежегодному медосмотру.
- Трудовой договор заключается в письменной форме в двух экземплярах.
- Расторжение трудового договора с несовершеннолетними работниками допускается только с согласия соответствующей госинспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних.
- При повременной оплате труда зарплата выплачивается с учётом сокращённой продолжительности работы, а при сдельной — по установленным расценкам.
Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек, рассматривают предложенные им ситуации и по очереди разыгрывают их по ролям перед классом. Все учащиеся оценивают правильность рассмотрения своей ситуации каждой группой.
Ситуация 1.15-летняя Маша устроилась работать в поликлинику санитаркой. Старшая сестра потребовала выйти на работу в воскресный день по производственной необходимости. Маша обратилась за консультацией.
Ситуация 2. Во время каникул 14-летний Николай решил устроиться на работу — расклеивать объявления. Родители Николая возражают. Они считают, что перед новым учебным годом сын должен как следует отдохнуть. Может ли Николай в этом случае быть принят на работу?
Ситуация 3. Константину 16 лет. Он хочет устроиться на работу в магазин ночным сторожем. Тогда днём он может учиться. Будет ли Константин принят на работу ночным сторожем?
Ситуация 4. 17-летняя Катя попросила предоставить ей отпуск в августе. Заведующий отделом отказал ей и пояснил, что в отделе составлен график отпусков. Все будут отдыхать по очереди. Катя может уйти в отпуск только в ноябре. Прав ли заведующий отделом?
Второе задание для малых групп. Найти нарушения трудовых прав Золушки, проанализировав предложенный текст:
«Пятнадцатилетнюю Золушку мачеха отправила на работу в Дом быта. Отец Золушки ничего не знал об этом, так как дочь не хотела его расстраивать.
При приёме на работу девочка устно обговорила условия своей работы с хозяйкой Дома быта и приступила к исполнению своих обязанностей с 6-00 до 21-00. В течение трёх месяцев она должна была проявить себя, после чего хозяйка примет окончательное решение: оставить на работе или уволить.
Однажды хозяйка вызвала Золушку и сказала: «Скоро новогодний бал! Нужно привести в порядок новогодние костюмы для придворных, поэтому придётся работать в выходные дни. Золушка проработала все выходные и даже оставалась ночью, чтобы выполнить задание хозяйки.
Золушка надеялась, что на повышенную зарплату за работу в выходные дни и ночные смены, она сможет купить себе вечернее платье и покорить принца. Но к её удивлению зарплата оказалась той же, что и в прошлом месяце.
На балу Золушке так и не пришлось танцевать с принцем. Хозяйка по поручению короля Отправила её работать крупье в придворный игорный клуб.
Золушка столько много времени трудилась, не покладая рук, что заслужила настоящий отпуск. Пришло лето. Хозяйка сама уехала отдыхать в тридесятое царство, а у Золушки как всегда было много работы, и в отпуск она не пошла. Лишь осенью хозяйка сжалилась над девочкой и дала отдохнуть ей две недели.
Однажды, прогуливаясь в лесу, она пела свою детскую песню. Её прекрасный голос услышал принц, охотившийся неподалёку. Он влюбился в неё с первого взгляда и предложил руку и сердце.
Счастливая Золушка приняла предложение, но работу не оставила. Только теперь никто не смел нарушать её трудовые права.»
Каждая группа выполняет задание и сдаёт листок с найденными ошибками учителю. Учитель подводит итоги работы малых групп, оглашает победителя и зачитывает найденные ошибки. Учащиеся объясняют их.
IV. Профсоюзы. Их роль в современную эпоху
Учитель. Во всех, рассмотренных нами ситуациях, вам необходимо знание ваших прав для того, чтобы их отстоять.
– Какие вам известны организации, возникшие специально для защиты прав трудящихся?
– Сколько лет существуют профсоюзы?
– Как вы считаете, являются ли профсоюзы обязательным и действенным элементом гражданского общества?
Сообщение ученика «Задачи и роль профсоюзов в современной России.»
В сообщении ученика должны прозвучать задачи профсоюзов с учётом новых социально-экономических реалий:
- экономика, обеспечивающая достойную жизнь всем на базе достойного труда;
- достойная заработная плата и эффективная занятость;
- развитие системы социального страхования, социального и пенсионного обеспечения, социальных услуг;
- безопасное рабочее место;
- соблюдение трудовых прав работников, уважение их интересов;
- развитие социального партнёрства как действенного инструмента формирования условий эффективного труда.
V. Домашнее задание
Познакомиться со статьями Трудового кодекса РФ № 16, 21, 22, 56-71, 76, 80, 91-96, 99, 106-108, 115, 132, 136, 142, 153, 189, 191-193, 234-238.