Часто, разбирая работы учащихся, мы горестно вздыхаем: “Допущена ошибка по невнимательности”. Действительно, то неверно перепишут задание, то перепутают числа, знаки и т.п. И, не смотря на то, что учащийся “владеет материалом”, мы вынуждены снижать оценку. Особенно обидно, когда “теряются баллы” ещё из-за невнимательного заполнения бланков на ЕГЭ.
Подобных ошибок можно избежать в результате регулярного выполнения заданий на тренировку внимания. Конечно, в школьных учебниках (речь идёт об учебниках Н.Я. Виленкина) есть ряд подобных упражнений, но они, как правило, игрового характера, не связаны с темой урока, и поэтому учителя чаще всего ими пренебрегают.
Именно поэтому я хочу предложить ряд заданий, которые тренируют внимание и не идут в разрез с основной целью урока.
Первый вид заданий удобно использовать в устной работе или разминке для повторения ранее изученного материала.
Числа от 1 до 20 (возможны другие варианты) я помещаю в таблицу.
1 | 7 | 5 | 16 |
11 | 17 | 14 | 2 |
3 | 10 | 9 | 19 |
15 | 20 | 6 | 13 |
По этой таблице учащимся можно дать несколько заданий:
а) Не водя по таблице руками, определите и выпишите отсутствующие числа.
б) Выпишите числа в порядке возрастания
в) Выпишите только чётные числа.
При желании задание можно выполнить только устно, а время на выполнение стоит ограничить.
В подобной форме можно повторить таблицу умножения.
Ряд чисел (которые записаны на доске) 42, 48, 36, 56, 28, и т.д. надо представить в виде двух множителей из таблицы и расшифровать фразу.
4 | 5 | 6 | 7 | 9 | |
6 | н | ь | а | с | к |
7 | к | у | с | п | з |
8 | и | и | к | з | ю |
9 | а | к | ш | а | б |
С помощью таблицы удобно повторять тему “ Обыкновенные дроби”.
1/2 | 3/2 | 1/4 | 5/4 |
2/2 | 1/8 | 5/7 | 8/7 |
2/7 | 3/4 | 3/3 | 7/8 |
Возможные задания по этой таблице:
а) Выпишите только неправильные дроби.
б) Выпишите дроби, меньшие единицы.
в) Выпишите все пары дробей, которые в сумме дают 1.
Удобно использовать для устной работы и таблицы другого плана, которые тоже требуют концентрации внимания. [2]
1, 218:4 | 3,045 и |
30,45 г |
0,3045 к |
304,5 е |
121,8:0,4 | 304,5 а |
3,045 р |
30,45 г |
3045 о |
0,1218:0,04 | 30,45 е |
0,3045 л |
304,5 м |
3,045 н |
1,218:0,04 | 0,3045 ь |
30,45 т |
3,045 у |
304,5 б |
Задание к таблице:
Не вычисляя, найди в строках правильные ответы. Из соответствующих букв составьте фамилию известного философа XVII века.
Для тренировки внимания можно использовать и игровые задания на уроке:
1. Среди этого набора букв “спряталось” слово, которое поможет нам сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
Валордлэшаыктилкоэффициентлонгмчцюжхг. [3]
2. На доске ряд чисел: 15, 67, 38, 560, 435, 226, 1000, 539, 3255.
Задание:
- Хлопните в ладоши, если число кратно 2.
- Наклоните голову влево, если число кратно 5.
- Топайте ногами, если число кратно 10. [3]
Можно придумать задание на тренировку внимания и на физкультминутке.
“Если я поднимаю правую руку, то вы поворачиваетесь налево, если я хлопну в ладоши, то вы приседаете” и т.п.
Для закрепления изученного материала можно использовать следующие задания:
1. Найди строку, столбец или диагональ, сумма чисел в которой равна 1,5 [2].
0,4 |
0,9 |
0,6 |
0,5 |
0,8 |
0,3 |
0,1 |
0,5 |
0,2 |
2. Дан ряд чисел.
а) Подчеркните все числа, которые делятся на 2, синим цветом.
б) Подчеркните все числа, которые делятся на 5, зелёным цветом.
в) Подчеркните все числа, которые делятся на 10, красным цветом. [5]
Набор чисел можно дать в таблице, а для усложнения не по порядку.
3. Закрасьте ячейки с простыми числами. Рисунок, который вы получите, называют “Скатерть Улама”, по фамилии математика, занимавшегося исследованием простых чисел. [5]
111 |
112 |
113 |
114 |
115 |
116 |
117 |
118 |
119 |
120 |
121 |
122 |
110 |
73 |
74 |
75 |
76 |
77 |
78 |
79 |
80 |
81 |
82 |
123 |
109 |
72 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
83 |
124 |
108 |
71 |
42 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
51 |
84 |
125 |
107 |
70 |
41 |
20 |
7 |
8 |
9 |
10 |
27 |
52 |
85 |
126 |
106 |
69 |
40 |
19 |
6 |
1 |
2 |
11 |
28 |
53 |
86 |
127 |
105 |
68 |
39 |
18 |
5 |
4 |
3 |
12 |
29 |
54 |
87 |
128 |
104 |
67 |
38 |
17 |
16 |
15 |
14 |
13 |
30 |
55 |
88 |
129 |
103 |
66 |
37 |
36 |
35 |
34 |
33 |
32 |
31 |
56 |
89 |
130 |
102 |
65 |
64 |
63 |
62 |
61 |
60 |
59 |
58 |
57 |
90 |
131 |
101 |
100 |
99 |
98 |
97 |
96 |
95 |
94 |
93 |
92 |
91 |
132 |
144 |
143 |
142 |
141 |
140 |
139 |
138 |
137 |
136 |
135 |
134 |
133 |
Задания подобного плана легко придумать самим. Можно усложнить, используя, например, признаки делимости на 4, 25, 6 или сделать легче, давая больше времени на выполнение (последнее задание можно дать в качестве домашней работы).
А для контроля и одновременной тренировки внимания я посоветовала бы проводить диктанты, в которых ответы обозначаются символами: правильные 1 или дугой, углом и т.п., а неправильные 0 или отрезком (возможны другие варианты).
Например, диктант по теме “Десятичные дроби”:
Верно ли, что:
- 85,09 > 67,99
- 83,2 83
- 0,26 + 0,02 = 0,46
- 6,42 ? 10 = 0,642 и т.д.
В результате у учащихся должен получиться следующий набор цифр: 1100 и т.д.
Аналогичные диктанты можно давать при изучении единиц измерения и формул.
Удобно тренировать внимание, выполняя геометрические задания:
Самое популярное из них:
Сколько треугольников изображено на чертеже?
<Рисунок 1>
Или, например такое:
Запишите, сколько на рисунке треугольников, ромбов, трапеций, прямоугольников. [5]
<Рисунок 2>
Наконец, существует множество заданий для тренировки внимания на игровых уроках или внеклассных мероприятиях.
Например:
1. Выполните математические действия и прочитайте слова:
ПРИ + С – РИ + ЦЕ – П + НА =
СОК + ИЛ – СО + ЬКУ – У + А = [4]
2. Отгадайте в следующих словах зашифрованные числа:
ДЕВИЦА, КОСОВОРОТКА, ГОСПОДИН и т.д.
На таких уроках можно практиковать игры на тренировку внимания.
3. На таблице нарисованы известные геометрические фигуры. Надо считать и не сбиться: “Первый треугольник, первый угол, первый овал, второй треугольник, и т.д.”
<Рисунок 3>
4. Игра со стульями (аналог игры с музыкой).
Учащиеся перемещаются вокруг стульев, (которых на 1 меньше) а учитель произносит фразы (например, из таблицы умножения). Если фраза неверна, учащиеся должны занять место на стуле.
5. “Не собьюсь”.
Учащиеся становятся в круг и по очереди считают, но с определённым условием. Например, вместо чисел кратных трём и содержащих цифру 3 произносить фразу: “ Не собьюсь” (возможны другие варианты). Выбывает тот, кто это условие не выполнит или собьётся со счёта.
Я считаю, если задания на тренировку внимания давать регулярно и в комплексе, то результат не заставит себя ждать.
Очень надеюсь, что коллеги откликнутся на мою статью и напишут о своих способах решения проблемы.
Список литературы
- Математика. Проблемно-развивающие задания, конспекты уроков, проекты. Издательство “Учитель” 2008 г. Автор-составитель Г.Б. Полтавская.
- Математика. 5-й класс. Издательство “Ювента” 2007 г. Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон
- Поурочные разработки по математике 6-й класс. Издательство “Вако” 2008 г. В.В. Выговская.
- 5000 игр и головоломок для школьников. Издательство “Аст”. 1999 г.
- Математика 6. Рабочая тетрадь. Издательство “Мнемозина” 2009 г. И.И. Зубарева