Элективный курс по физике "Исследуй себя"

Разделы: Физика

Класс: 9


Актуальность учебного курса

Переход старшей школы на профильное обучение определен Правительством России в “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.” Переходу на профильное обучение предшествует введение в школе предпрофильной подготовки в 9-х классах. Уровень сложности материала предполагает создание групп учащихся не только одной параллели, но и разновозрастных. Знания физики необходимо при выборе интеллектуальных профессий: инженера, врача, программиста, энергетика и т.д. Спрос на специалистов, связанных с физикой, всегда высок. Данный элективный курс поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и будет способствовать созданию положительной мотивации для продолжения профильного изучения физики в старшей школе.

Выше изложенное выражает актуальность данного элективного курса и определяет его

основную цель: развитие устойчивого познавательного интереса к физике и расширение знаний обучающихся о практических способах измерения физических параметров человека.

Задачи по реализации поставленной цели.

  1. Познакомить обучающихся с простейшими медицинскими приборами, их принципом действия и физическими законами, лежащими в их основе.
  2. Научить пользоваться этими приборами на практике.
  3. Развивать умения применять метод фокальных объектов и системный подход к изучению физических приборов.
  4. Развивать вычислительные навыки, необходимые для выполнения расчетов физических параметров человека.
  5. Развивать умения работать в группах, выступать перед коллективом.
  6. Развивать умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике.
  7. Способствовать осознанному выбору обучающимися физико-математического профиля.
  8. Воспитание толерантности, терпимости к чужому мнению.

Особенности курса

В представленном элективном курсе “Исследуй себя” реализован модульный подход. Каждый модуль имеет завершенный материал. При организации занятий необходимо использовать современные образовательные технологии, направленные на самопознание, развитие умений вырабатывать и аргументировать свое мнение и решение, планировать свою деятельность. Он опирается на знания обучающихся из их жизненного опыта и помогает объяснить их с точки зрения физики. Знакомит с простейшими медицинскими приборами (тонометром, стетоскопом, медицинским термометром, шприцем). Использование ТРИЗ-технологии позволяет более глубоко рассмотреть их устройство и принцип действия, изучить с помощью системного оператора их развитие в прошлом и будущем, попробовать усовершенствовать медицинские приборы с помощью метода фокальных объектов. Самостоятельно разработать и составить карту своих физических параметров, выполнив серию лабораторных работ.

К особенностям данного курса можно также отнести то, что он носит межпредметный характер: связь физики с медициной, связь физики с ТРИЗ-технологией.

Методологические положения программы

Курс носит развивающий характер. Используются групповые и индивидуальные формы работы с обучающимися. Работа по программе допускает использование различных форм учебных занятий: лекции, семинары, эвристические беседы, мозговой штурм, конференция, решение творческих и проблемных задач, работа над проектами, презентациями, моделями.

Текущий контроль проводится через отчеты к практическим работам, выполнение зачетной работы по каждой теме в форме сообщения, наглядного пособия, анкетирования.

Основной формой контроля является конференция, на которой обучающиеся представляют свою карту физических параметров, выполняют зачетную работу на выбор: презентация проекта усовершенствованного прибора, реферат, изготовленное наглядное пособие.

Ожидаемые результаты

В результате изучения элективного курса “Исследуй себя” обучающиеся составят свою карту физических параметров. Научатся измерять артериальное давление, ставить банки, определять свой пульс в зависимости от физических нагрузок. Полученные знания расширят кругозор обучающихся о роли физики в жизни человека, пригодятся на их жизненном пути, даже если они не выберут в качестве профилирующего предмета физику.

Краткое описание структуры и содержания разделов программы

Программа элективного курса “Исследуй себя” рассчитана на 16 часов и имеет блочно- модульное строение.

Модуль 1 . “Работа и мощность” 4 ч, информационно-познавательный, практические работы. Задачи № 4, 5, 6, 7.

Модуль 2 . “Физика и медицина” 5 ч, информационно-познавательный, практические работы. Задачи № 1, 2, 4, 7, 8.

Модуль 3 . “Физика и ТРИЗ” 5 ч, информационно-познавательный, практические работы. Задачи № 3, 5, 8.

Модуль 4 . Итоговая конференция, 2 ч. Задачи № 5, 7, 8.

Модуль 1. Сила твоих рук и ног. (4 ч)

Блок 1 . “Введение. Работа и мощность”. (2 ч): Знакомство с программой курса. Механическая работа. Механическая мощность.

Блок 2 . Практические работы. (2 ч):

1. Какова твоя мощность, которую ты развиваешь, поднимаясь по лестницам школы? (Приложение 3).

2. Какую ты совершаешь работу при поднятии портфеля с учебниками?

Модуль 2. Физика и медицина. (5 ч)

Блок 1 . “Физические приборы в мире медицины”. (1 ч): Устройство и принцип действия тонометра, термометра, стетоскопа, шприца. Физические явления на службе медицины.

Блок 2 . Практические работы. (4 ч):

1. Твое давление.

2. Измерь температуру.

3. Как стучит сердце? (Приложение 4).

4. Как поставить банки?

Модуль 3. Физика и ТРИЗ. (5 ч)

Блок 1 . “Основы ТРИЗ”. (2 ч): Что такое ТРИЗ-технология. Метод фокальных объектов. Системный оператор Мозговой штурм. (Приложение 2).

Блок 2 . “Выдвигай идеи”. (1 ч): Мозговой штурм по созданию копилки идей о разных видах создания наглядных пособий, проектов, приборов.

Блок 3 . Практические работы. (2 ч):

1. Разработай проект (компьютерную презентацию)

2. Создание наглядного пособия (устройство шприца, модель термометра, памятка “Ставь банки” и т.д.). (Приложение 1).

Модуль 4 . Кафе “ФИТРИЗМА”. (2 ч)

Блок 1 . Физический десерт. (2 ч): Итоговая конференция. Выступления обучающихся с зачетными работами. Подведение итогов изучения элективного курса. Вручение сертификатов.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

Форма занятия

Образовательный продукт

всего лекций практических работ

Модуль 1. “Сила твоих рук и ног” (4 ч)

1\1. Вводное занятие. 1 ч     беседа конспект
1\2. Механическая работа и мощность. 3 ч   2 ч беседа тезисы
1\3. Практическая работа № 1

“Какова твоя мощность, которую ты развиваешь, поднимаясь по лестницам школы”

     

1 ч

Практ. работа отчет
1\4. Практическая работа № 2

“Какую ты совершаешь работу при поднятии портфеля с учебниками”

     

1 ч

Практ. работа отчет

Модуль 2. “Физика и медицина” (5 ч)

2\5. Физические приборы в мире медицины. 4 ч лекция конспект
2\6. Практическая работа № 3

“Твое давление”

    1 ч Практ.

работа

отчет
2\7. Практическая работа №4

“Измерь температуру”

    1 ч Практ.

работа

отчет
2\8. Практическая работа №5

“Как стучит сердце”

    1 ч Практ.

работа

отчет
2\9. Практическая работа №6

“Как поставить банки”

    1 ч Практ.

работа

отчет

Модуль 3. “ Физика и ТРИЗ ” (5 ч)

3\10-

11

Основы ТРИЗ 5 ч 1 ч 2 ч семинар конспект
3\12 Выдвигай идеи 1 ч     Мозговой штурм Копилка идей
3\13 Практическая работа №7

“Разработай проект”

    1 ч Практ. работа Проект прибора
3\14 Практическая работа №8

“Создание

наглядного пособия”

    1 ч Практ. работа Наглядное пособие
Модуль 4 . “Кафе “ФИТРИЗМА” (2 ч)
4\15-

16

Физический десерт 2 ч     конференция Проект

Пособие

Презентация

Список литературы

Обучающимся:

1. Блудов М.И. Беседы по физике. - М.: Просвещение, 1985.

2. Алексеева М.Н. Физика – юным. - М.: Просвещение, 1980.

3. Кириллова И.Г.Книга для чтения по физике. - М.: Просвещение, 1986.

4. Енохович А.С.Справочник по физике и технике. - М.: Просвещение, 1989.

5. Хуторской А.В. Хуторская Л.Н. Увлекательная физика . - М.АРК-ТИ, 2001.

Учителю:

1. Кац Ц.Б.Биофизика на уроках физики. - М.: Просвещение, 1988.

2. Кругликов Г.И.Симоненко, В.Д. Цырлин М.Д.Основы технического творчества. - М. Народное образование, 1996.

3. Иванов Г.Формулы творчества или как научиться изобретать. - М.: Просвещение, 1994.

4. Викентьев И.Л.Кайков И.К.Лестница идей.- Новосибирск, 1992 .

5. Злотин Б.Л. Зусман А.В.Месяц под звездами фантазии. - Кишинев. Лумина, 1988.

6. Злотин Б.Л. Зусман А.В.Изобретатель пришел на урок. - Кишинев. Лумина, 1988.

7. Тихомирова С.А.Дидактические материалы по физике. - М.: Школьная Пресса, 2003.

8. Тихомирова С.А.Физика в пословицах и загадках. - М.: Школьная Пресса, 2002.