Актуальность учебного курса
Переход старшей школы на профильное обучение определен Правительством России в “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.” Переходу на профильное обучение предшествует введение в школе предпрофильной подготовки в 9-х классах. Уровень сложности материала предполагает создание групп учащихся не только одной параллели, но и разновозрастных. Знания физики необходимо при выборе интеллектуальных профессий: инженера, врача, программиста, энергетика и т.д. Спрос на специалистов, связанных с физикой, всегда высок. Данный элективный курс поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и будет способствовать созданию положительной мотивации для продолжения профильного изучения физики в старшей школе.
Выше изложенное выражает актуальность данного элективного курса и определяет его
основную цель: развитие устойчивого познавательного интереса к физике и расширение знаний обучающихся о практических способах измерения физических параметров человека.
Задачи по реализации поставленной цели.
Особенности курса
В представленном элективном курсе “Исследуй себя” реализован модульный подход. Каждый модуль имеет завершенный материал. При организации занятий необходимо использовать современные образовательные технологии, направленные на самопознание, развитие умений вырабатывать и аргументировать свое мнение и решение, планировать свою деятельность. Он опирается на знания обучающихся из их жизненного опыта и помогает объяснить их с точки зрения физики. Знакомит с простейшими медицинскими приборами (тонометром, стетоскопом, медицинским термометром, шприцем). Использование ТРИЗ-технологии позволяет более глубоко рассмотреть их устройство и принцип действия, изучить с помощью системного оператора их развитие в прошлом и будущем, попробовать усовершенствовать медицинские приборы с помощью метода фокальных объектов. Самостоятельно разработать и составить карту своих физических параметров, выполнив серию лабораторных работ.
К особенностям данного курса можно также отнести то, что он носит межпредметный характер: связь физики с медициной, связь физики с ТРИЗ-технологией.
Методологические положения программы
Курс носит развивающий характер. Используются групповые и индивидуальные формы работы с обучающимися. Работа по программе допускает использование различных форм учебных занятий: лекции, семинары, эвристические беседы, мозговой штурм, конференция, решение творческих и проблемных задач, работа над проектами, презентациями, моделями.
Текущий контроль проводится через отчеты к практическим работам, выполнение зачетной работы по каждой теме в форме сообщения, наглядного пособия, анкетирования.
Основной формой контроля является конференция, на которой обучающиеся представляют свою карту физических параметров, выполняют зачетную работу на выбор: презентация проекта усовершенствованного прибора, реферат, изготовленное наглядное пособие.
Ожидаемые результаты
В результате изучения элективного курса “Исследуй себя” обучающиеся составят свою карту физических параметров. Научатся измерять артериальное давление, ставить банки, определять свой пульс в зависимости от физических нагрузок. Полученные знания расширят кругозор обучающихся о роли физики в жизни человека, пригодятся на их жизненном пути, даже если они не выберут в качестве профилирующего предмета физику.
Краткое описание структуры и содержания разделов программы
Программа элективного курса “Исследуй себя” рассчитана на 16 часов и имеет блочно- модульное строение.
Модуль 1 . “Работа и мощность” 4 ч, информационно-познавательный, практические работы. Задачи № 4, 5, 6, 7.
Модуль 2 . “Физика и медицина” 5 ч, информационно-познавательный, практические работы. Задачи № 1, 2, 4, 7, 8.
Модуль 3 . “Физика и ТРИЗ” 5 ч, информационно-познавательный, практические работы. Задачи № 3, 5, 8.
Модуль 4 . Итоговая конференция, 2 ч. Задачи № 5, 7, 8.
Модуль 1. Сила твоих рук и ног. (4 ч)
Блок 1 . “Введение. Работа и мощность”. (2 ч): Знакомство с программой курса. Механическая работа. Механическая мощность.
Блок 2 . Практические работы. (2 ч):
1. Какова твоя мощность, которую ты развиваешь, поднимаясь по лестницам школы? (Приложение 3).
2. Какую ты совершаешь работу при поднятии портфеля с учебниками?
Модуль 2. Физика и медицина. (5 ч)
Блок 1 . “Физические приборы в мире медицины”. (1 ч): Устройство и принцип действия тонометра, термометра, стетоскопа, шприца. Физические явления на службе медицины.
Блок 2 . Практические работы. (4 ч):
1. Твое давление.
2. Измерь температуру.
3. Как стучит сердце? (Приложение 4).
4. Как поставить банки?
Модуль 3. Физика и ТРИЗ. (5 ч)
Блок 1 . “Основы ТРИЗ”. (2 ч): Что такое ТРИЗ-технология. Метод фокальных объектов. Системный оператор Мозговой штурм. (Приложение 2).
Блок 2 . “Выдвигай идеи”. (1 ч): Мозговой штурм по созданию копилки идей о разных видах создания наглядных пособий, проектов, приборов.
Блок 3 . Практические работы. (2 ч):
1. Разработай проект (компьютерную презентацию)
2. Создание наглядного пособия (устройство шприца, модель термометра, памятка “Ставь банки” и т.д.). (Приложение 1).
Модуль 4 . Кафе “ФИТРИЗМА”. (2 ч)
Блок 1 . Физический десерт. (2 ч): Итоговая конференция. Выступления обучающихся с зачетными работами. Подведение итогов изучения элективного курса. Вручение сертификатов.
Учебно-тематический план
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Форма занятия |
Образовательный продукт |
||
всего | лекций | практических работ | ||||
Модуль 1. “Сила твоих рук и ног” (4 ч) |
||||||
1\1. | Вводное занятие. | 1 ч | беседа | конспект | ||
1\2. | Механическая работа и мощность. | 3 ч | 2 ч | беседа | тезисы | |
1\3. | Практическая работа № 1 “Какова твоя мощность, которую ты развиваешь, поднимаясь по лестницам школы” |
1 ч |
Практ. работа | отчет | ||
1\4. | Практическая работа № 2 “Какую ты совершаешь работу при поднятии портфеля с учебниками” |
1 ч |
Практ. работа | отчет | ||
Модуль 2. “Физика и медицина” (5 ч) |
||||||
2\5. | Физические приборы в мире медицины. | 5ч | 1ч | 4 ч | лекция | конспект |
2\6. | Практическая работа № 3 “Твое давление” |
1 ч | Практ. работа |
отчет | ||
2\7. | Практическая работа №4 “Измерь температуру” |
1 ч | Практ. работа |
отчет | ||
2\8. | Практическая работа №5 “Как стучит сердце” |
1 ч | Практ. работа |
отчет | ||
2\9. | Практическая работа №6 “Как поставить банки” |
1 ч | Практ. работа |
отчет | ||
Модуль 3. “ Физика и ТРИЗ ” (5 ч) |
||||||
3\10- 11 |
Основы ТРИЗ | 5 ч | 1 ч | 2 ч | семинар | конспект |
3\12 | Выдвигай идеи | 1 ч | Мозговой штурм | Копилка идей | ||
3\13 | Практическая работа №7 “Разработай проект” |
1 ч | Практ. работа | Проект прибора | ||
3\14 | Практическая работа №8 “Создание наглядного пособия” |
1 ч | Практ. работа | Наглядное пособие | ||
Модуль 4 . “Кафе “ФИТРИЗМА” (2 ч) | ||||||
4\15- 16 |
Физический десерт | 2 ч | конференция | Проект Пособие Презентация |
Список литературы
Обучающимся:
1. Блудов М.И. Беседы по физике. - М.: Просвещение, 1985.
2. Алексеева М.Н. Физика – юным. - М.: Просвещение, 1980.
3. Кириллова И.Г.Книга для чтения по физике. - М.: Просвещение, 1986.
4. Енохович А.С.Справочник по физике и технике. - М.: Просвещение, 1989.
5. Хуторской А.В. Хуторская Л.Н. Увлекательная физика . - М.АРК-ТИ, 2001.
Учителю:
1. Кац Ц.Б.Биофизика на уроках физики. - М.: Просвещение, 1988.
2. Кругликов Г.И.Симоненко, В.Д. Цырлин М.Д.Основы технического творчества. - М. Народное образование, 1996.
3. Иванов Г.Формулы творчества или как научиться изобретать. - М.: Просвещение, 1994.
4. Викентьев И.Л.Кайков И.К.Лестница идей.- Новосибирск, 1992 .
5. Злотин Б.Л. Зусман А.В.Месяц под звездами фантазии. - Кишинев. Лумина, 1988.
6. Злотин Б.Л. Зусман А.В.Изобретатель пришел на урок. - Кишинев. Лумина, 1988.
7. Тихомирова С.А.Дидактические материалы по физике. - М.: Школьная Пресса, 2003.
8. Тихомирова С.А.Физика в пословицах и загадках. - М.: Школьная Пресса, 2002.