Цели:
1) Выявить существенные свойства прямоугольника и квадрата, сформировать способность к их распознаванию на основе существенных свойств, умение изображать их, вычислять периметр прямоугольника и квадрата.
2) Развивать вычислительные навыки, закреплять правила порядка действий в выражениях со скобками, развивать речь, логическое мышление, умение применять полученные знания в реальной жизни.
3) Воспитывать внимательность, активность, чувство товарищества.
Оборудование: мультимедийная установка, карточки с примерами, числами, прямоугольники и квадраты на каждого ученика, листы формата А2, маркеры, индивидуальные доски.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Ребята сейчас урок математики. На уроке мы будем как всегда думать, сотрудничать, для этого нам надо быть внимательными, организованными, сообразительными, уметь слушать друг друга.
II. Актуализация знаний.
1. Устный счёт.
- Сегодня ребята мы попадём в интересную страну Геометрия, населённую удивительными жителями. А как зовут этих жителей, нам помогут узнать эти выражения.
- Установите принцип соединения примеров, продолжите, найдите значения выражений.
(Ответы примеров развешаны по всему классу. Дети решают пример, находят ответ и вывешивают его на доску)
77, 63, 90, 20, 41, 7, 21
- Какое число лишнее? Почему? (7-однозначное, а остальные двузначные)
- Расставьте числа в порядке убывания. (90, 77, 63, 41, 21, 20). Теперь давайте посмотрим, какие буквы спрятались за этими числами. (Фигуры)
- Геометрические фигуры и населяют страну Геометрия, они очень дружны с другими её жителями. (Слайд 1. Презентация)
- Рассмотрите чертёж. Что на нём изображено? (Углы)
- Какой угол лишний и почему? (2 - он острый, 5 - тупой, остальные прямые)
- При помощи, каких прямых линий образует прямой угол? (Перпендикулярные прямые)
- Какой инструмент помогает нам определить прямой угол? (Треугольник.)
- А где мы можем встретит углы?
III. Постановка темы и задач (2 слайд).
- Посмотрите на чертёж. Что изображено на чертеже? (Фигуры)
- Но не все эти фигуры помогут нам на уроке. Какая фигура лишняя и почему? (Круг – он без углов, треугольник – у него 3 угла, ромб – нет прямых углов)
- Какие геометрические фигуры остались? (Прямоугольник и квадрат)
- Кто догадался, какая тема урока? Кто может назвать, сформулировать её?
Тема урока: “Прямоугольник. Квадрат”.
Задачи. Вспомнить и уточнить знания о прямоугольнике и квадрате. Дать определение этим фигурам, узнать какие признаки они имеют. А так же учиться применять свои знания и умения в различных видах работ.
IV. Открытие новых знаний.
1. Прямоугольник. (Работа с раздаточным материалом – прямоугольник)
- Что же такое прямоугольник? Внимательно рассмотрите свой прямоугольник. Что вы о нём можете сказать?
- Сколько у прямоугольника углов? (4)
- Как можем назвать фигуру?
- Значит это четырёхугольник.
- Какие углы у прямоугольника? (Углы все прямые)
- Как это доказать? (Проверить с помощью прямоугольника)
- Измерьте теперь стороны прямоугольника. Что можете сказать? (Противоположные стороны равны)
- Кто знает, как называется большая сторона прямоугольника? (Длина)
А меньшая? (Ширина)
- Давайте обобщим наши исследования прямоугольника. (Слайд 3)
Прямоугольник
- четырёхугольник;
- все углы прямые;
- противоположные стороны равны;
- большая сторона – длина
- меньшая сторона - ширина
2. Квадрат.
а) Работа с карточкой (проверка слайд 4).
Задание.
1) Обведите замкнутой линией все прямоугольники на чертеже.
2) Обведите замкнутой линией все квадраты на чертеже.
- Возьмите карточку, прочитайте задание и выполните его. Проверьте, так ли у вас получилось.
- Что вы заметили? (Что квадраты находятся внутри множества прямоугольников). Почему? (Это тоже прямоугольник)
- Докажите (работа с раздаточным материалом квадрат).
- Четыре угла значит четырёхугольник, все углы прямые. Из этого следует, что квадрат прямоугольник. Но это особенный прямоугольник. Что же в нём особенного? (У квадрата все стороны равны)
- Докажите. Измерьте стороны квадрата.
Так что же такое квадрат? (Ответы детей проверяем на слайде 5)
Квадрат
- прямоугольник;
- все стороны равны
V. Физкультминутка
Путешествие в лес
Здравствуй, лес – необычный лес,
Полный сказок и чудес!
(Широко разводят руки в стороны. Повороты вправо и влево с вытянутыми руками)
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
(Руки подняты вверх. Выполняются покачивающиеся движения вправо – влево)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
(Всматриваются вдаль, держа округлённую ладонь над бровями, поворачиваясь при этом в правую и левую сторону)
Всё открой, не таи.
Ты же видишь – все свои.
(Широко разводят руки в стороны. Прижимают обе ладони к груди)
Упражнения для глаз
“Сова” - широко открыть глаза, сильно зажмурить (3 раза).
“Муха” - круговые вращения глазами (5 раз в одну сторону и 5 раз в другую сторону).
VI. Закрепление пройденного.
1. Работа с правилами в учебнике стр. 50-51.
2. Различие прямоугольников и квадратов. №3, стр. 51 (Проверка слайд 6)
Квадратов – 1 DАЕF
Прямоугольников – 3 DАЕF, FEBC, DABC
- Почему квадрат включили в группу прямоугольников? (Квадрат является прямоугольником так, как у него 4 угла и все они прямые)
3. Построение прямоугольника и нахождение его периметра. № 5(а) или № 5(б), стр. 51 (по выбору).
Два ученика выполняют задание на индивидуальных досках. Коллективная проверка.
- Что нужно найти? (Периметр)
- Что такое периметр? (Периметр – это сумма длин всех сторон)
а) а=6 см
в=(6-2) см
Р=? См
1) 6-2=4 (см) ширина прямоугольника
2) Р=(6+4)+(6+4)=20 (см)
б) а=2 см
в=(2+5) см
Р=? См
1) 2+5=7 (см) длина прямоугольника
2) Р=(7+2)+(7+2)=18 (см)
- Какой закон сложения применяли? (Сочетательный)
4. Работа в группах. №7, стр.51. (Выполняется на больших листах маркерами)
Составить выражения и вычислить их значение удобным способом (проверка у доски).
а) 46+(18+4)=(46+4)+18=68
б) (36+57)-47=(57-47)+36=46
в) 91-(71+15)=91-71-15=5
г) (136+298)+2=(298+2)+136=436
5. №10, стр.53 (если будет время).
А – 3, В – 5, С – 1, Д – 2, Е – 4
VII. Рефлексия. Итог.
- Поднимите руку те, кому понравилось наше путешествие?
- Что открыли нового для себя?
- Какие знания не являются для вас открытием, так как вы уже это знали ранее?
- Что такое прямоугольник ? Что такое квадрат? Чем отличаются?
- Найдите прямоугольники вокруг нас.
- Как вы думаете, а зачем мы всё это учили. Где эти знания могут пригодиться?
- Королева Страны Геометрия была бы очень довольна вашей работой на уроке и поэтому прислала вам пропуск в свою страну. А как он выглядит, вы мне скажите сейчас сами. Если к четырёхугольнику прибавить ещё один угол, какая фигура получится? (Пятиугольник. Слайд 7)
VIII. Домашнее задание.
- Но и д/з она даёт каждому своё. Найти периметр своей комнаты (слайд 8).
Просьба Королевы - сделать на уроке труда снежинки с узором из геометрических фигур.