Одним из направлений патриотического воспитания детей дошкольного возраста является правовое воспитание. Проблема правового воспитания детей дошкольного возраста, является актуальной. Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек ещё ничего не помнит. Но именно в раннем возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.
Строим педпроцесс таким образом, чтобы в результате наших усилий воспитанник стал счастливым. Учить детей радоваться жизни каждую минуту, ценить жизнь и поэтому беречь её, воспитывать оптимизм, уверенность, любовь и уважение к самому себе. Человек, не уважающий себя, вряд ли сможет уважать других.
Мы разработали перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Перспективный план по правовому воспитанию “Мои права”
Старший дошкольный возраст
Тема | Цели | Содержание | |
Сентябрь |
|||
О дружбе | Обратить внимание ребенка на самого себя, уточнить представление о том, что значит – уметь дружить, учить осмысливать ситуацию, оценивать её. | Песня “О дружбе” В Шаинский. Рассказывание С Михалкова “Как друзья познаются” Пословица “Старый друг лучше новых двух” Рисование “Это – я!" |
|
Игра “Комплименты” | Формировать доброжелательное отношение друг к другу, дать представление об индивидуальных особенностях людей, их внешних и внутренних различиях, пробуждать желание рассказывать о товарищах. | Игровое упр. “Комплименты” Минутка ИЗО “За что я люблю тебя” Упр-ние “Герои театра”, Маски. Д/и “Кто придет к тебе на помощь” |
|
Игра-упражнение “Добрые эльфы” | Формировать положительное отношение к другим людям Развивать социальные чувства. | Упр. “Добрые эльфы” Этюды “Эльфы”, “Муравей”, Стрекоза”. Ситуация “На необитаемом острове” |
|
Игра-драматизация “Сказка про трех поросят” | Формировать
доброжелательное отношение к окружающим. Расширять представление о дружбе, учить описывать характерные черты друзей. |
Сочинение сказки “Три
поросенка” на новый лад. Упражнение “Кто мой друг? Ручной труд “Друг Ниф-Ниф” Д/и “Назови ласково”. |
|
Октябрь |
|||
Упражнение “Подарок другу” | Развивать
эмоционально-нравственную сферу. Учить описывать предметы невербально. |
Игра “Именинник” Расскажи стихи руками Барто А. “Вовка – добрая душа”. Рисование “Подарок другу” |
|
Игровое упр. “Письмо заболевшему другу” | Учить оказывать внимание и поддержку другу, работать сообща. | Коллективная работа
“Письмо другу” Пословица “Не дорог подарок, дорого внимание” Минутка ИЗО “Картинка для друга” |
|
Беседа-рассуждение “Зло в гостях” | Познакомить с понятием “Зло”. Учить давать оценку поступкам людей на примере сказочных героев. Подвести к пониманию, что зло всегда наказуемо и с ним нужно и можно бороться. | Лото “Злые и добрые
сказочные герои”. Инсценирование сказки про злого царя Фармолая” Минутка ИЗО “Уберем зло” |
|
Рисунок-рассказ о детском саде. | Научить детей отражать в рисунке свои впечатления и представления воспитывать любовь к своему детскому саду, доброжелательное отношение к сверстникам. | Коллективно-творческое
расуж- дение “Письмо заболевшему другу” Минутка ИЗО “Подарок ” |
|
Ноябрь |
|||
Игра “Вежливый речеёк” | Формировать способы речевой коммуникации, дать понять, что добрые слова вызывают подобную ответную реакцию. | Р.н. игра “Ручеёк” (с
вежливыми словами “Привет, Оля!”) Д/и “Слова вежливости?” Чтение Осеевой “Волшебное слово” Минутка ИЗО “Вежливые герои мульфильмов” |
|
Познавательное занятие “Мы все знаем и умеем” | Учить детей формулировать правила поведения, анализировать собственные поступки. | Беседа-рассуждение
“Правила, которые помогут жить дружно” Пословица “Сам пропадай, а това- рища выручай” Этюд “Обида”. Минутка ИЗО “Радость” |
|
Этическая беседа “Правила поведения в детском саду” | Закрепить умение формулировать
правила поведения. Учить анализировать свои поступки. |
Обсуждение ситуаций
“громкий разговор во время тихого часа, Танцы во
время рисования других детей”. Этюд “Что мы
делаем сейчас” Разгадывание кроссворда “Правила безопасного поведения в детском саду. |
|
Рисование “Эмблема моей семьи” | Учить осмысливать и отражать в рисунке свои положительные нравственные качества. | Обсуждение девиза
“Узнавать! Творить!”, характерных нравственных
черт семьи. Рисование эмблемы семьи Выставка эмблем. Защита их. |
|
Декабрь |
|||
“Занятие рассуждение “Что такое милосердие” | Формировать представление о милосердии. Побуждать проявлять милосердие к окружающим. | Чтение сказки Одоевского
“Мороз Иванович” Минутка ИЗО “Добрые дела Мороза Ивановича” |
|
Игровое упр-е “Я поступаю хорошо!” | Закрепить представление о культуре отношений между людьми. | Беседа “Право на любовь” Обсуждение ситуаций “Хорошо ли я поступил?” Этюды “Птичка замерзает”. “Согрей птичку” Игра “Хорошо – плохо” Плакат “Мои права” |
|
Ручной труд “Коробочка добрых дел” | Побуждать детей к проведению нравственных дел. Уметь вести счет добрым делам. | Этюды “Угадай мое доброе
дело” Игра “Четвертый лишний” Инд. беседа с детьми “Твои добрые дела для семьи” Изготовление коробочки добрых дел. |
|
Беседа “О происхождении фамилии” | Формировать представление о происхождении фамилии, воспитывать отрицательное отношение к словесным оскорблениям. | Беседа “Моя фамилия” Рассказ воспитателя о происхожде- нии фамилии Чернов, Мячин и др. Чтение Н. Носова “Приключения Незнайки” Защита проекта “Родовое древо” |
Январь |
||
Игровое упр. “Снежная королева” | Помочь увидеть в каждом человеке положительные черты характера. | Беседа по сказке Андерсена “Снежная королева” Игра “Можно – нельзя” Этюд “Мои защитники” Рассматривание альбома “Мои права дома на игру, занятие, труд, на защиту, на здоровье” |
Игровое упражнение “Угадай, кто это” | Формировать умение оценивать поступки других людей с позиции морали, говорить о себе без стеснения, давать объективную оценку своим поступкам, закрепить умение распознавать эмоции. | Игровое упражнение “Угадай, кто
это” Рисунок-тест “Несуществующее животное” Минутка ИЗО “Портрет друга” Словесная игра “Порадовать маму – как это просто” |
Чтение обсуждение рассказа Осеевой “Сыновья” | Развивать умение оценивать поступки других людей с позиции морали. | Рассказ Осеевой “Сыновья”. Игра “Азбука настроения” Пьеса Чайковского “Болезнь куклы” Минутка ИЗО по мотивам пьесы “Болезнь куклы” |
Игровое упражнение “Ругаемся овощами” | Формировать умения преодолевать личностную незрелость, агрессивность. Дать понятие, что в одной и той ж ситуации можно вести себя по-разному. | Игра “Ругаемся овощами” Обсуждение дразнилок. Рисование “Дразнилка моего друга – овощ” Создание книги о себе “Кто и какой я?” |
Февраль |
||
Беседа “Что такое право” | Познакомить детей с понятием “Право” Воспитывать уважение к правам человека. Формировать адекватное отношение к соблюдению и нарушению общечеловеческих принципов морали Способствовать воспитанию правовой культуры. Показать детям единство прав и обязанностей. | Беседа “Что такое право?” Игра “Признаки” игра “что такое обязанности” Игра “Круговая беседа” Обсуждение ситуаций “Не собрал игрушки, не вымыл посуду”и др. |
Этическая беседа “Что бы ты сделал, как поступил” | Выяснить, как дети относятся к
сверстникам Формировать социальные способы поведения в различных ситуациях |
Этическая беседа “Что бы ты
сделал, как поступил?” Обсуждение ситуаций “В автобусе”, “уступи дорогу”. Словесная игра “Сказки” Ручной труд “Мастерская добрых дел” |
Альбом “Моя семья” | Формирование представлений о
семье, как о людях, которые живут вместе. Способствовать сплочению семьи |
Рассматривание семейных фотографий, Игра “Герои семейных сказок” Составление игр-загадок “Моя семья” Досуг “Спорик” |
Беседа “Все мы родные” | Закрепить понятие о том. Что в одной семье могут жить разные люди с разными вкусами. Вызвать желание отражать в рисунке свои впечатления, чувства. | Беседа “Все мы разные” Обсуждение Ю Ермолаевой “Два пирожных” Минутка ИЗО “Мой характер” |
Март |
||
Досуг “Порадовать маму - как это просто!” | Формировать положительное отношение к соблюдению и отрицательное к нарушению нравственных норм и правил, с которыми дети сталкиваются в жизни. | Игра “Порадовать маму - как это
просто!” Чтение Благининой “Посидим в тишине”
Инсценирование сказки “Коза-дереза” Минутка ИЗО “Мамочка моя” |
Праздник “Мама, папа я – дружная семья” |
Обеспечивать эмоциональный комфорт родителей и детей в совместной деятельности. | Защита проекта “Моя спортивная
семья” Игры-эстафеты, игры забавы по сценарию. |
Интегрированное занятие “Ты – доктор Айболит” | Научить разрешать споры бесконфликтным путем. Поощрять детскую инициативу. | Инсценирование отрывков “Доктор
Айболит” Чуковского. Игровое упр-ние “Милосердие” |
Познавательное занятие “Все мы разные, но все мы равные” | Формировать понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все равны. Воспитывать уважение к различным расам на земле. Развивать художественные способности. | Игра “Спиной друг к другу” Решение ситуаций практического выбора. Коллективная аппликация “Хоровод дружбы” Упражнение “Лунные люди” |
Апрель |
||
Беседа “Декларация прав человека. Декларация прав ребенка” | Дать общее представление о Декларации. Познакомить с творчеством русских художников . | Рассказ Усачева “Приключения
зеленого человечка” Рассматривание картины Перова “Тройка”. Этюды “Радость”, “Обида”, “Зло” |
“Что означают наши имена” | Формировать представление о том, что каждый человек имеет право на имя. Учить называть полные имена своих родителей. | Игра “Что означают наши имена” Игра “Обратись ко мне” Д/и “Имена” Чтение книги “Загадки наших имен” О.В. Никитина. |
Драматизация “Если что у Вас болит, вам поможет Айболит” | Формировать представление об
условиях сохранения и укрепления здоровья
конкретного ребенка. Замечать красоту жизни. |
Игра “Если что у вас болит, вам
поможет Айболит” Игровое упражнение “Цветик-семицветик” Этюд “Я на солнышке лежу” Фотографии семейного альбома. “Как мы отдыхаем” Аппликация “Права мои” |
Рисование “Непосильное задание” | Формировать представление о том, что тяжелый непосильный труд может нанести вред здоровью. Закрепить понимание того, что каждый человек нуждается как в труде, так и в отдыхе. Развивать творческие способнос-ти, закрепить представление о правах детей. | Инсценирование сказки “Золушка” Настольная игра “Исправь ошибку” |
Май |
||
Занятие “Право на любовь” | Показать право на заботу и любовь, научить анализировать ситуацию, воспитывать любовь и уважение к людям разных национальностей, принадлежности, языка. вероисповеданию | Беседа “Право на любовь” Этюд “Боль”, “Любовь”, “Радость” Упражнение “Дети Земли” |
Драматизация “Обязанности Пети дома” | Учить определять права героев сказок. Формировать социальные способы поведения. | Инд. беседа “Какие обязанности
ты выполняешь дома?” Драматизация “Обязанности Пети дома” Этюды мимические. |
Литературно-правовая викторина “Калейдоскоп сказок” | Способствовать развитию правового сознания детей. Закреплять представления детей о своих правах. | Викторина “Калейдоскоп сказок” Эстафета “Защитники прав своих друзей в сказке” Этюды “Герои сказок с нарушенными правами” |
Итоговое Досуг “Поговорим о защите прав” | Обобщить знания детей по разделу программы “правовое воспитание” Воспитывать чувство благодарности к тем, кто заботится о них, несет ответственность об их гражданских правах и обязанностях. | Защита проектов “Мои права в
семье, в детском саду” Эстафета “Назови правильно” Эстафета “Светофорики” Игра “Право на здоровье” Игра “Право на радость” Игра “Право на образование” |