Цель:
- закреплять умение распознавать части речи, правильно употреблять их в устной и письменной речи.
- развивать речь, мышление, воображение, обогащать словарный запас.
- развивать чувство товарищества, взаимовыручки, прививать любовь к русскому языку.
ХОД УРОКА
1. Организация класса.
- Сколько правил! (Говорят мальчики)
- Сколько правил ! (Говорят девочки)
- С непривычки бросит в дрожь. (Вместе)
- Будь внимательным и только! (Грозят пальчиком и садятся девочки)
- Будь старательным и только ! (Грозят пальчиком и садятся мальчики)
- Все запомнишь, все поймешь. (Сидя произносят вместе)
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня у нас урок необычный, музыкальный. И начнем с частушек.
(Выходят дети и исполняют частушки)
*Первой четверти конец
Рады мы по ушки.
А теперь мы вам споем
Школьные частушки.*Чтобы выучить глагол
Надобно терпенье.
Ведь такой он балабол
С ним одно мученье.*Ну представьте себе это:
Как без признаков предмета.
Будем спорить, говорить
Веселиться и шутить.
Что тогда получится?
Стоит разве мучится?
*Существительное – школа, просыпается – глагол,
С прилагательным – веселый
Этот школьный день пришел.
*Части речи, части речи
Только слышим мы везде.
А куда от них нам деться?
Посоветуйте нам все……
- Про что ребята исполнили частушки?
- Какие части речи вы знаете? Назовите.
(На доске появляются условные обозначения частей речи)
- Тема нашего урока. “ Части речи и их употребление в предложении”.
Цель.
Ты умей их различать
И в предложении обозначать,
Каждого характер учитывай
При этом свой ум воспитывай.
3. Минутка чистописания.
- Буква, которую мы должны написать обозначает только один звук. Он всегда твердый, согласный, шипящий, парный, звонкий.? (Ж)
(Пишется 1 строчка буквы ж)
- Какие изученные правила правописания вы знаете?
- А сейчас послушайте загадку:
“В этой маленькой коробке
Ты найдешь карандаши.
Ручки , перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (Пенал)
- Запишите слово, поставьте ударение и подчеркните безударную гласную.
- Пенал в переводе с латинского “ ПЕРО” коробочка для хранения перьев. Ведь раньше писали перьями.
- Придумай те с этим словом предложение и запишите его.
(Делается разбор предложения)
4. Работа над темой.
- С давних времен существовала страна под названием “Речь”. Она поделена на части, каждая из которых имеет своё имя.
- Сегодня мы поговорим о каждой части, с которой уже знакомы.
(Выходит ученик, исполняет частушку, в руке рисунок курицы, он с ней разговаривает)
*А я шел по улице
И смотрел на курицу
Кто? Да что?- я говорил
Так часть речи я учил.
- Какую часть речи он учил?
(На доске появляется название части речи и её признаки)
(На верху доски выделить место, куда вывешиваются значки всех частей речи, чтобы в конце урока получилась цепочка из знаков - для подведения итогов)
- А почему вы так думаете?
- Сейчас проверим, как вы умеете работать с существительными. Перед вами лежат карточки с заданием. Вам надо вставить пропущенные буквы. (Приложение 1)
(Проверка в парах)
5. Пальчиковая физминутка.
- Я вам называю имена существительные, а вы, если они одушевленные, то вы их гладите. Если не одушевленные, то хлопаете в ладоши.
6. Продолжение работы.
- Какое задание надо еще выполнить? (Разбор существительного, как часть речи)
- Достаньте свои памятки и пользуясь ими продолжайте работу. (1 ученик у доски для проверки)
- Молодцы! Справились с заданием. Переходим дальше.
(Выходят 2 ученика и исполняют частушки, беседуя )
*Очень удивительное - имя существительное.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно.
*Встретил признак я предмета
Ох, какой! – сказал я Свете,
Красный, синий, голубой.
Выбирай себе любой.
- О какой части речи говорили?
- Что обозначает?
- Как изменяется?
- какие окончания имеют прилагательные женского, мужского, среднего рода?
(Появляется на доске табличка название части речи и ее по мере ответов на вопросы признаки)
- А теперь проверим ваши знания этой части речи.
- На доске записаны словосочетания: сущ.+прилаг. Ваша задача: вставить правильно окончание, определить род и число. (Приложение 2)
(1 ученик у доски для проверки)
7. Физминутка для глаз.
Чтоб глаза твои зорче были
Чтоб в очках тебе не ходить
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги
Вправо, влево - побыстрей.
Удивимся: Что такое?
И закроем их скорей.
8. Продолжение работы.
- Какие части слова вы знаете?
Наша задача: разобрать слова по составу, по вариантам.
(По 1 человеку у доски для проверки) (Приложение 3)
- Молодцы! Знания у вас хорошие.
(Выходят 2 ученика, исполняют частушки)
*Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него
Если пропадет оно.
*Завести велели мне новые привычки:
Никогда не дергать девчонок за косички!
Никогда с братишкой не драться за обедом!
И на уроках больше не говорить с соседом!
Что не велели делать мальчику?
- Какая часть речи?
- Как вы определили?
- Что о глаголе вы знаете?
(На доске табличка названия части речи и признаки)
- А сейчас следующее задание: вам даны предложения на карточках. В них пропущены глаголы. Вам надо пользуясь вопросом в скобках, вставить глагол. Найти глагол подчеркнуть и определить его время. (Приложение 4)
(Проверка тетрадей по желанию или коллективно)
(Ученик поет частушку)
*Интересная часть речи
В этом городе живет.
О ней больше мы узнаем,
А потом вас позовем.
9. Итог урока.
Эстафета. (Продумать чтобы дети сидели парами)
- Я сейчас раздам листочки, на которых наклеины картинки, обозначающие имена существительные.
Вам нужно быстро: 1варианту-подписать прилагательные, 2 варианту - глаголы. Чей ряд быстрее.
(Просмотреть быстро и сказать результат)
…А теперь внимательно
Мы вспомним обо всем.
И все, что мы узнали
Теперь мы назовем.
- Какая тема нашего сегодняшнего урока?
- Кому что-то было не понятно?
- Что мы делали на уроке?
- Понравился ли вам урок?
- Чем?
(Учитель делает вывод по цепочке знаков что получалась на верху доски: что все части речи в предложении взаимосвязаны)
10. Рефлексия.
(Ученики поют частушки - заключение)
*Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.
*Части речи, части речи
Только слышим мы везде.
А куда от них нам деться
Посоветуйте нам все?
*Двойкам в наши дневники
Не дадим пробраться.
Обещает весь наш класс
Так всегда стараться…..
10. Выставление оценок.
- Мне тоже понравился урок. Все были молодцы. Оценки получили… (выставление оценок).