Урок русскогоя языка в 3-м классе по теме "Части речи". Обобщение

Разделы: Начальная школа


Цель:

- закреплять умение распознавать части речи, правильно употреблять их в устной и письменной речи.

- развивать речь, мышление, воображение, обогащать словарный запас.

- развивать чувство товарищества, взаимовыручки, прививать любовь к русскому языку.

ХОД УРОКА

1. Организация класса.

- Сколько правил! (Говорят мальчики)

- Сколько правил ! (Говорят девочки)

- С непривычки бросит в дрожь. (Вместе)

- Будь внимательным и только! (Грозят пальчиком и садятся девочки)

- Будь старательным и только ! (Грозят пальчиком и садятся мальчики)

- Все запомнишь, все поймешь. (Сидя произносят вместе)

2. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня у нас урок необычный, музыкальный. И начнем с частушек.

(Выходят дети и исполняют частушки)

*Первой четверти конец
Рады мы по ушки.
А теперь мы вам споем
Школьные частушки.

*Чтобы выучить глагол
Надобно терпенье.
Ведь такой он балабол
С ним одно мученье.

*Ну представьте себе это:
Как без признаков предмета.
Будем спорить, говорить
Веселиться и шутить.
Что тогда получится?
Стоит разве мучится?

*Существительное – школа, просыпается – глагол,
С прилагательным – веселый
Этот школьный день пришел.

*Части речи, части речи
Только слышим мы везде.
А куда от них нам деться?
Посоветуйте нам все……

- Про что ребята исполнили частушки?

- Какие части речи вы знаете? Назовите.

(На доске появляются условные обозначения частей речи)

- Тема нашего урока. “ Части речи и их употребление в предложении”.

Цель.

Ты умей их различать
И в предложении обозначать,
Каждого характер учитывай
При этом свой ум воспитывай.

3. Минутка чистописания.

- Буква, которую мы должны написать обозначает только один звук. Он всегда твердый, согласный, шипящий, парный, звонкий.? (Ж)

(Пишется 1 строчка буквы ж)

- Какие изученные правила правописания вы знаете?

- А сейчас послушайте загадку:

“В этой маленькой коробке
Ты найдешь карандаши.
Ручки , перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (Пенал)

- Запишите слово, поставьте ударение и подчеркните безударную гласную.

- Пенал в переводе с латинского “ ПЕРО” коробочка для хранения перьев. Ведь раньше писали перьями.

- Придумай те с этим словом предложение и запишите его.

(Делается разбор предложения)

4. Работа над темой.

- С давних времен существовала страна под названием “Речь”. Она поделена на части, каждая из которых имеет своё имя.

- Сегодня мы поговорим о каждой части, с которой уже знакомы.

 

(Выходит ученик, исполняет частушку, в руке рисунок курицы, он с ней разговаривает)

*А я шел по улице
И смотрел на курицу
Кто? Да что?- я говорил
Так часть речи я учил.

- Какую часть речи он учил?

(На доске появляется название части речи и её признаки)

(На верху доски выделить место, куда вывешиваются значки всех частей речи, чтобы в конце урока получилась цепочка из знаков - для подведения итогов)

 

- А почему вы так думаете?

- Сейчас проверим, как вы умеете работать с существительными. Перед вами лежат карточки с заданием. Вам надо вставить пропущенные буквы. (Приложение 1)

(Проверка в парах)

5. Пальчиковая физминутка.

- Я вам называю имена существительные, а вы, если они одушевленные, то вы их гладите. Если не одушевленные, то хлопаете в ладоши.

6. Продолжение работы.

- Какое задание надо еще выполнить? (Разбор существительного, как часть речи)

- Достаньте свои памятки и пользуясь ими продолжайте работу. (1 ученик у доски для проверки)

- Молодцы! Справились с заданием. Переходим дальше.

(Выходят 2 ученика и исполняют частушки, беседуя )

*Очень удивительное - имя существительное.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно.

*Встретил признак я предмета
Ох, какой! – сказал я Свете,
Красный, синий, голубой.
Выбирай себе любой.

- О какой части речи говорили?

- Что обозначает?

- Как изменяется?

- какие окончания имеют прилагательные женского, мужского, среднего рода?

(Появляется на доске табличка название части речи и ее по мере ответов на вопросы признаки)

 

- А теперь проверим ваши знания этой части речи.

- На доске записаны словосочетания: сущ.+прилаг. Ваша задача: вставить правильно окончание, определить род и число. (Приложение 2)

(1 ученик у доски для проверки)

7. Физминутка для глаз.

Чтоб глаза твои зорче были
Чтоб в очках тебе не ходить
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги
Вправо, влево - побыстрей.
Удивимся: Что такое?
И закроем их скорей.

8. Продолжение работы.

- Какие части слова вы знаете?

Наша задача: разобрать слова по составу, по вариантам.

(По 1 человеку у доски для проверки) (Приложение 3)

- Молодцы! Знания у вас хорошие.

(Выходят 2 ученика, исполняют частушки)

*Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него
Если пропадет оно.

*Завести велели мне новые привычки:
Никогда не дергать девчонок за косички!
Никогда с братишкой не драться за обедом!
И на уроках больше не говорить с соседом!
Что не велели делать мальчику?

- Какая часть речи?

- Как вы определили?

- Что о глаголе вы знаете?

(На доске табличка названия части речи и признаки)

- А сейчас следующее задание: вам даны предложения на карточках. В них пропущены глаголы. Вам надо пользуясь вопросом в скобках, вставить глагол. Найти глагол подчеркнуть и определить его время. (Приложение 4)

(Проверка тетрадей по желанию или коллективно)

(Ученик поет частушку)

*Интересная часть речи
В этом городе живет.
О ней больше мы узнаем,
А потом вас позовем.

9. Итог урока.

Эстафета. (Продумать чтобы дети сидели парами)

- Я сейчас раздам листочки, на которых наклеины картинки, обозначающие имена существительные.

Вам нужно быстро: 1варианту-подписать прилагательные, 2 варианту - глаголы. Чей ряд быстрее.

(Просмотреть быстро и сказать результат)

…А теперь внимательно
Мы вспомним обо всем.
И все, что мы узнали
Теперь мы назовем.

- Какая тема нашего сегодняшнего урока?

- Кому что-то было не понятно?

- Что мы делали на уроке?

- Понравился ли вам урок?

- Чем?

(Учитель делает вывод по цепочке знаков что получалась на верху доски: что все части речи в предложении взаимосвязаны)

10. Рефлексия.

(Ученики поют частушки - заключение)

*Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.

*Части речи, части речи
Только слышим мы везде.
А куда от них нам деться
Посоветуйте нам все?

*Двойкам в наши дневники
Не дадим пробраться.
Обещает весь наш класс
Так всегда стараться…..

10. Выставление оценок.

- Мне тоже понравился урок. Все были молодцы. Оценки получили… (выставление оценок).