Проблема подготовки ребёнка к школе является одной из наиболее актуальных проблем в современном дошкольном и начальном образовании. Особенно остро стоит вопрос предшкольной подготовки детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Одним из средств, способных решить эту проблему, является организация групп предшкольной подготовки для детей 5,5-6 лет в общеобразовательных учреждениях.
Режим работы группы предшкольной подготовки:
Группа по предшкольной подготовке в МОУ СОШ 2 им. А.С. Пушкина города Белореченска для детей 5,5-6 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, работает в условиях 34 недель, 2 дней посещения ГПП, 6 занятий в неделю (3 занятия в день). Продолжительность одного занятия 30 минут.
На занятиях учитель готовит ребёнка, не посещающего детские дошкольные учреждения, к новым формам общения, новому отношению к себе, к окружающему миру. Учитель формирует представление о школе и роли ученика в ней, вырабатывает умение слушать учителя, сверстника, учит работать детей в парах, группах. Ребёнок работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, только ему посильную, ступеньку.
В работе с детьми применяю специальные упражнения, которые помогают детям общаться между собой, использую графические материалы и задания, косвенным образом готовящие руку ребёнка к письму.
Учителем проводится работа, направленная на развитие речи детей, на формирование фонематического восприятия и слуха. Интерес детей к звуко-буквенному составу слова поддерживается в процессе совместных игр с педагогом. Занятия строятся на основе развивающих игр, упражнений, занимательных элементов.
Интерактивная доска, мультимедийный проектор делают занятия для детей интересными и увлекательными, очень нравятся малышам.
Привожу пример одного из занятий.
Тема: “Порядок счета в пределах 10”.
Цели:
- Закреплять знания детей в обозначении, последовательности и названии чисел от 1 до 10.
- Продолжить учить считать предметы.
- Готовить решать задачи на сложение и вычитание (на основе счета предметов).
- Закреплять умения сравнивать предметы по длине, высоте.
- Продолжать подготовку руки к письму.
- Познакомить с понятием “Времена года”.
Оборудование. Интерактивная доска, магнитная доска, раздаточный материал (листы бумаги с индивидуальными заданиями), цветные карандаши, караоке, диск с музыкальными записями, игрушки.
ХОД УРОКА
Коммуникативный тренинг.
Дети становятся в круг, передают из рук в руки игрушку, делятся своим настроением.
“У меня сегодня хорошее настроение, потому что я…..”
“Я невесел, потому что….”
Организационный момент. Сообщение темы занятия.
- Садитесь, дети на свои места, начнем занятие. Сегодня вы покажите мне, как хорошо вы научились считать до 10, а также мы отправимся в гости к временам года.
Изучение нового материала.
- Дети, а вы знаете, какое сейчас время года? (Правильно, осень). А за осенью придет…, а за зимой…, потом… и … (ответы детей)
- Зима, весна, лето, осень - это времена года.
Подготовленные дети читают стихотворение.
Соберем из листьев веер,
Яркий и красивый,
Пробежит по листьям ветер,
Легкий и игривый.
И послушно ветру вслед листья улетают.
Значит, лета больше нет,
Осень наступает.
- Вот полетели в наш класс листья и упали на парты. С каких это деревьев упали листья? (Бумажные листья как у клена, дуба, липы). У кого дубовые листья - вы будете команда дубков, липовые - лип, клена - кленов) Задания командам:
- Кленам: сосчитать от 3 до 8 и обратно.
- Липам: сосчитать от 5 до 1 и обратно.
- Дубам: сосчитать от 9 и обратно.
Потом подводим итог соревнованию и хором считаем от 10 и обратно.
Работа на интерактивной доске. Приложение. Слайд 1
- Сколько березовых листочков? Сколько кленовых? Каких больше? Что нужно сделать, чтобы их стало поровну (по пять, по шесть)?
- Ребята, а вы знаете, что осенью перелетные птицы улетают в теплые края? Какие птицы улетают? А какие остаются?
Гуси - это тоже перелетные птицы. Вот про них задача для смекалистых ребят. Летели гуси. Один впереди, два позади, один позади, два впереди. Сколько всего гусей (3). При разборе помещаем на магнитной доске фигурки гусей.
Физминутка.
В небе плавает луна.
(Плавные покачивания влево и вправо)
В облака зашла она.
Один, два, три, четыре, пять.
(Хлопки в ладоши)
Можем мы луну достать.
(Руки вверх.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять
(Хлопки над головой)
И пониже перевесить.
(Руки вниз)
Десять, девять, восемь, семь -
(Ходьба на месте)
Чтоб луна светила всем.
(Дети тихо садятся.)
Слайд 2
Осень - это время сбора урожая.
Четыре спелых груши
На веточке качалось.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?
Слайд 3
Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели,
Пять румяных, налитых,
Два с кислинкой. Сколько их?
- Вот мы листья с вами собирали осенние, птиц перелетных проводили в теплые края и урожай собрали, а теперь пора в гости к зимушке-зиме.
Зима пришла.… За окнами,
Где черных елок ряд,
Пушистые и легкие
Снежиночки летят.
Летят, порхают, кружатся,
Пушистые летят.
И белым легким кружевом
Окутывают сад.
- Вот и настала зима, а с нею и Новогодние праздники придут. Вот пришли мы на елочный рынок. Слайд 4.
Давайте елку выбирать. Слайд 5
- Покажи елочки по порядку.
От самой высокой до самой низкой.
- Елку выбрали, давайте ее украшать.
А украшать мы ее будем гирляндой из цифр от 1 до 10.
Физминутка.
Игра “Снежки”
Дети делятся на две команды и бросают снежки из ваты. Потом пересчитывают, на чьей территории снежков меньше-те и победили.
Игра “Шарфы”
Описание игры.
Дети подходят к столу, на котором сидят два одинаковых медведя.
- Ребята, медведи собрались на прогулку, а на улице холодно, они хотят укутаться в шарфы.
- Сколько медведей просят о помощи?
- Сколько шарфов понадобится двум медведям?
Учитель кладет на парту два шарфа - длинный и короткий.
Длинный завязывают на шее у одного из медведей. Другой завязать не удается.
- Почему мы не можем завязать второй шарф?
Дети отвечают, что шарф короткий, тогда учитель предлагает им выбрать для второго мишки длинный шарф. Для этого подходим вместе к столу, где лежат еще два шарфа, один короткий, а другой длиннее.
- Выберете длинный шарф. Дети выбирают длинный шарф, но мишка говорит, что шарфы одинаковые.
- Как показать мишке, что шарф один длиннее, а другой короче. Дети высказывают свои версии, а затем под руководством учителя, сравнивают шарфы путем наложения и делают вывод.
Релаксационное упражнение.
Звучит отрывок из “Времен года” П.И.Чайковского, дети с этими произведениями уже знакомы, поэтому беседы не проводим. Слайд 6
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лед, тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
- Почему растаяла снеговая баба? (Наступила весна)
- Дети слепили 4 снеговика. Один из них растаял. Сколько снеговиков осталось?
Работа на индивидуальных листах.
Слайд 7
- Соедини цифры по точкам в порядке возрастания.
Раскрась получившуюся картинку.
- Весной, когда растает снег, дети пускают в ручьях такие же кораблики.
А за весной и лето не за горами.
Вот и лето подоспело.
Земляника покраснела;
Повернется к солнцу боком,
Вся нальется алым соком.
- Летом жарко, все стремятся на речку, на пруд. А в реке плавают вот такие красивые рыбки.
- Раскрась картинку в соответствии с цифрами:
1 - красным
2 - зеленым
3 - синим
4 - желтым
5 - коричневым.
Итог занятия.
- Ребята, понравилось вам занятие? Чему вы научились сегодня? Мы сегодня говорили о временах года, а какое ваше любимое время года и почему вы расскажите мне на занятии по развитию речи, договорились? Всем спасибо за ваши вопросы, ответы, ваши любопытные глаза!