Цели урока:
- формирование навыков смыслового чтения; мыслительных, коммуникативных умений на основе литературных произведений;
- формирование умения анализировать литературные произведения, работать в группе;
- развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих возможностей учащихся;
- воспитание любви к родному краю, к природе, чувств взаимопомощи, взаимопонимания.
Технология: проблемно-развивающая.
(Дети работают в группах)
Оборудование:
- Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, «В одном счастливом детстве». Книга для чтения в 3 классе.
- Материал для физкультминутки.
- Презентация.
- Словарь настроений.
- Толковый словарь С. И. Ожегова.
- Схема анализа чтения.
- Цветные мелки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
– Прочитайте пословицу и объясните ее значение:
Весна – как пава: всему свету краса и слава. (Слайд 1)
(Для объяснения значения слова ПАВА используется «Толковый словарь» С. И. Ожегова.)
- Любите ли вы весну? Чем вам особенно нравится это время года?
- Русские поэты, писатели, художники написали много произведений, посвященных этому чудесному времени года. О том, какое настроение они передавали в своих произведениях, мы узнаем, прочитав их.
3. Изучение нового материала.
А) Первичное знакомство с произведением.
- Прочитайте название стихотворения, рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Как они между собой связаны? (Слайд 2)
Биографическая справка (Сообщение учителя.) (Слайд 3. Портрет)
Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве. Стихи начал писать в детстве. Ему принадлежит более 800 стихотворений. Многие стихи у него рождались вместе с музыкой, песен насчитывается около 200. С 1956 года Окуджава одним из первых начал выступать как автор стихов и музыки песен и как их исполнитель. Скончался 12 июня после краткой болезни в Париже. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
-Прочитайте самостоятельно стихотворение и ответьте на вопрос. (Слайд 4)
Какое чувство испытывает автор? Докажите.
(Используется словарь настроений. Приложение 1.)
Б) Работа над выразительностью чтения. (Слайд 5)
Произнесите долгое «ах!», выражая различные чувства:
- удивление;
- наслаждение;
- огорчение.
Как мы должны произносить?
- Чтобы прочитать стихотворение от чувств поэта, нужно его проинтонировать. (Слайд 6)
Интонирование.
I – пауза (, -)
II – длительная пауза (. ! ? …)
+ – соединительная пауза (и, а, но)
- – ключевое слово
В) Словарная работа. (Словарь С. И. Ожегова)
Объясните значение слов и выражений:
- ночь бездонная;
- кущи;
- легковесней. (Слайд 7)
Г) Выразительное чтение учащимися: соло, дуэт, трио и пр.
(Для анализа чтения выбирается экспертная группа. Приложение 2.)
Одна группа выполняет общую иллюстрацию на доске.
- Удалось ли ребятам в своей картине передать настроение автора?
Д) Физкультминутка.
Е) Работа над художественными средствами стихотворения.
- Какие приемы использует автор, описывая наступление весны? Выберите строки, доказывающие отношение автора к зиме и весне.
Зима
- устали от метели;
- раздражительны все;
- ночь бездонная, словно тюрьма.
Весна
- покой;
- улыбается жук;
- слава богу;
- наслаждается маем природа;
- долгое «ах!»
(Слайды 8, 9,10)
З) Выразительное чтение учителем, хоровое чтение учащимися.
(Анализ экспертной группы).
И) Литературный эксперимент.
- Попробуйте выбрать отдельные строки из стихотворения и расположить их друг за другом так, чтобы получилась картина постепенного перехода природы от зимы к весне.
Переход природы от зимы к весне.
- Всё живое засыпала вьюга.
- Устали от метели.
- Кущи и рощи наполняются звоном опять.
- Наслаждается маем природа.
(Слайд 11)
К) Творческая работа в группах. (Слайд 12)
Творческие задания.
- Пересказать.
- Спеть.
- Станцевать.
- Придумать загадку.
- Написать мини-сочинение.
- Станцевать.
- Сыграть мини-спектакль.
- Составить двустишие и другие.
4. Итоги урока.
- Продолжите предложение:
- Я доволен своей работой, потому что…
- Я допустил ошибку…
- Мне следует поработать над… (Слайд 13)
5. Домашнее задание:
выполнить одно из творческих заданий по выбору.