Урок литературного чтения в 3-м классе. Б.Окуджава. "Весна"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • формирование навыков смыслового чтения; мыслительных, коммуникативных умений на основе литературных произведений;
  • формирование умения анализировать литературные произведения, работать в группе;
  • развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих возможностей учащихся;
  • воспитание любви к родному краю, к природе, чувств взаимопомощи, взаимопонимания.

Технология: проблемно-развивающая.

(Дети работают в группах)

Оборудование:

  1. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, «В одном счастливом детстве». Книга для чтения в 3 классе.
  2. Материал для физкультминутки.
  3. Презентация.
  4. Словарь настроений.
  5. Толковый словарь С. И. Ожегова.
  6. Схема анализа чтения.
  7. Цветные мелки.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

– Прочитайте пословицу и объясните ее значение:

Весна – как пава: всему свету краса и слава. (Слайд 1)

(Для объяснения значения слова ПАВА используется «Толковый словарь» С. И. Ожегова.)

- Любите ли вы весну? Чем вам особенно нравится это время года?

- Русские поэты, писатели, художники написали много произведений, посвященных этому чудесному времени года. О том, какое настроение они передавали в своих произведениях, мы узнаем, прочитав их.

3. Изучение нового материала.

А) Первичное знакомство с произведением.

- Прочитайте название стихотворения, рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Как они между собой связаны? (Слайд 2)

Биографическая справка (Сообщение учителя.) (Слайд 3. Портрет)

Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве. Стихи начал писать в детстве. Ему принадлежит более 800 стихотворений. Многие стихи у него рождались вместе с музыкой, песен насчитывается около 200. С 1956 года Окуджава одним из первых начал выступать как автор стихов и музыки песен и как их исполнитель. Скончался 12 июня после краткой болезни в Париже. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

-Прочитайте самостоятельно стихотворение и ответьте на вопрос. (Слайд 4)

Какое чувство испытывает автор? Докажите.

(Используется словарь настроений. Приложение 1.)

Б) Работа над выразительностью чтения. (Слайд 5)

Произнесите долгое «ах!», выражая различные чувства:

  • удивление;
  • наслаждение;
  • огорчение.

Как мы должны произносить?

- Чтобы прочитать стихотворение от чувств поэта, нужно его проинтонировать. (Слайд 6)

Интонирование.

I – пауза (, -)
II – длительная пауза (. ! ? …)
+ – соединительная пауза (и, а, но)
- – ключевое слово

В) Словарная работа. (Словарь С. И. Ожегова)

Объясните значение слов и выражений:

  • ночь бездонная;
  • кущи;
  • легковесней. (Слайд 7)

Г) Выразительное чтение учащимися: соло, дуэт, трио и пр.

(Для анализа чтения выбирается экспертная группа. Приложение 2.)

Одна группа выполняет общую иллюстрацию на доске.

- Удалось ли ребятам в своей картине передать настроение автора?

Д) Физкультминутка.

Е) Работа над художественными средствами стихотворения.

- Какие приемы использует автор, описывая наступление весны? Выберите строки, доказывающие отношение автора к зиме и весне.

Зима

  • устали от метели;
  • раздражительны все;
  • ночь бездонная, словно тюрьма.

Весна

  • покой;
  • улыбается жук;
  • слава богу;
  • наслаждается маем природа;
  • долгое «ах!»

(Слайды 8, 9,10)

З) Выразительное чтение учителем, хоровое чтение учащимися.

(Анализ экспертной группы).

И) Литературный эксперимент.

- Попробуйте выбрать отдельные строки из стихотворения и расположить их друг за другом так, чтобы получилась картина постепенного перехода природы от зимы к весне.

Переход природы от зимы к весне.

- Всё живое засыпала вьюга.

- Устали от метели.

- Кущи и рощи наполняются звоном опять.

- Наслаждается маем природа.

(Слайд 11)

К) Творческая работа в группах. (Слайд 12)

Творческие задания.

  • Пересказать.
  • Спеть.
  • Станцевать.
  • Придумать загадку.
  • Написать мини-сочинение.
  • Станцевать.
  • Сыграть мини-спектакль.
  • Составить двустишие и другие.

4. Итоги урока.

- Продолжите предложение:

  • Я доволен своей работой, потому что…
  • Я допустил ошибку…
  • Мне следует поработать над… (Слайд 13)

5. Домашнее задание:

выполнить одно из творческих заданий по выбору.