«Путаница»
(музыкальное занятие для детей 5-7 лет).
Цель: Активизация музыкальных способностей детей через вокальную деятельность.
Предварительная работа: Знакомство со сказкой К. Чуковского «Путаница».
Оформление: Центральная стена оформлена как небывалая страна. Деревья, на которых растут конфеты и самодельные инструменты, солнце внизу, цветы на небе, необыкновенные животные (например: заяц с крыльями и т.д.).
Дети свободно заходят в зал.
1. «Игра- приветствие» Т. Боровик (Муз. рук. № 4 2005 г.).
Цель: создать атмосферу сотворчества. Собрать внимание детей.
Педагог: Ребята, предлагаю вам сегодня отправиться в сказочную страну. В этой стране растут удивительные деревья. Живут необыкновенные существа. Они разговаривают на непонятном языке. Даже музыкальные инструменты там необычные. Какие вы знаете инструменты? (ответы детей). А в этой стране они совсем другие. Хотите туда попасть? Но путь туда ни близок, ни далёк.
2. Фонопедические упражнения (по системе В. Емельянова).
Цель: развитие певческого «аппарата», осознание высокого и низкого регистров, активизация работы мышц, участвующих при пении.
Поезд подаёт сигнал, он стоять уже устал | У в фальцетном режиме. |
Набирает поезд ход, свою песенку поёт | У-у-у |
Ехали мы, ехали, на станцию приехалиВышли, посмотрели и в машину сели | Выполнять образные движения |
Мы в машину сядем, заведём мотор | лабиовибрант |
Повезёт машина нас за большой бугор | лабиовибрант |
Проезжали косогор, у неё заглох мотор | лабиовибрант |
Завели мотор скорей и поехали быстрей | лабиовибрант |
Ехали мы, ехали, в зоопарк приехали | |
Здесь река, где много ила, и слышна песня крокодила | штро-бас |
Нет у бедного друзей, ищет он их много дней | штро-бас |
Крокодил лишь слёзы льёт | пальцами хлопать по щекам |
Хриплым голосом поёт | штро-бас |
Мартышки на лиане висят, тонким голосом пищат | Ха-ха–ха в фальцетном режиме |
Раздаётся из болота грозный голос бегемота | Ха- ха - ха в грудном режиме |
Он болото стережёт, низким голосом поёт | Ха- ха - ха в грудном режиме |
Слоник песенки любил, слоник хоботом трубил | Петь н-н-н |
Песня в хоботе нашлась, нам по голосу пришлась | Петь н-н-н |
А из-под куста шипуля за ногу тяпуля | штро-бас |
Большими глазами глядит и страшным голосом гудит | штро-бас |
Мы от страха задрожали | лабиовибрант |
А потом как завизжали | взвизгивание |
И все в месте побежали | лёгкий бег |
Встали, постояли, музыку сыграли (любой ритм) | хлопки |
И устали (дети ложатся на ковёр) | ш- ш - ш Снятие голосовой усталости |
Педагог: Настала тишина и, будто бы во сне, неслышно дети идут по сказочной стране.
3. «Раздумье» Майкапар - слушание пьесы, релаксация.
Педагог: Детишки, хватит спать, пора вставать.
Открывается занавес, дети видят неведомую страну. Под музыку забегает Шалтай - болтай.
Шалтай-болтай: Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве. И хрюкотали зелюки как мюмзики в мове.
Педагог: Здравствуйте. Вы кто?
Шалтай-болтай: Я Шалтай - Болтай.
Педагог: Извините, пожалуйста, а вы не могли бы нам рассказать, о чём вы сейчас говорили. Мы ничего не поняли.
Шалтай-болтай: Что ж тут непонятного? Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве. И хрюкотали зелюки как мюмзики в мове. Понятно?
Педагог: Понятно. Что такое варкалось?
Шалтай-болтай: Это когда пора варить обед.
Педагог: А хливкие?
Шалтай-болтай: Это хлипкие и ловкие.
Педагог: Да, теперь понятно. А кто такие шорьки?
Шалтай-болтай: Это помесь барсука, ящерицы и штопора. Они вьют гнёзда и едят сыр.
Педагог: А что такое пырялись?
Шалтай-болтай: Это же совсем просто. Прыгали, ныряли и вертелись. Нава - это значит немножко направо, налево и назад. Хрюкотали - это хрюкали и хохотали. Теперь понятно?
Педагог и дети: Да.
Шалтай-болтай: А мне теперь не понятно. Зачем вы сюда пришли?
Педагог: Мы хотели посмотреть на дерево, на котором растут необычные музыкальные инструменты.
Шалтай-болтай: Ишь, чего захотели. Сначала нужно со мной в мою любимую игру поиграть, а потом чепуху рассказать, а уже потом про дерево спрашивать.
Педагог: А какая твоя любимая игра?
Шалтай-болтай: Конечно же, Шалтай-Болтай. Поиграем?
4. «Шалтай-Болтай» - коммуникативная игра.
Цель: развитие творческого воображения, расслабление мышц.
Шалтай – болтай сидел на стене. | Согнувшись вперёд, покачивают расслабленными руками. |
Шалтай – болтай свалился во сне. | Приседают или падают на пол. |
И вся королевская конница, и вся королевская рать | Шагают, высоко поднимая колени. |
Не может Шалтая, не может болтая | Показывают, как тянут что – то тяжёлое. |
Шалтая-болтая, Шалтая-болтая, Шалтая-болтая собрать! | Падают на пол без сил. |
Шалтай-болтай: Вот это мне понравилось. А чепуху знаете?
5. «Чепуха» - речевая игра. Т. Тютюнникова «Потешные посиделки»
Цель: развитие внимания, фонематического и ритмического слуха.
Шалтай-болтай: А когда чепуха надоест, нужно взять пилу и распилить её.
6. «Пильщики» - вокальная распевка. О.Боромыкова
Цель: развить частоту интонирования, формирование певческих гласных.
Во время распевки у Ш.Б. падают спички.
Педагог: Шалтай, у тебя спички упали. Зачем ты их с собой носишь?
Шалтай-болтай: Как зачем? Для забавы, для игры. Это же весело. Раз-два, раз-два, горит трава. Я стал под дерево и жду. И вдруг граахнул гром. Летит ужасный Бармаглот и пышает огнём.
Педагог: Ты разве не знаешь, что может случиться, когда со спичками играешь?
Шалтай-болтай: Да ничего страшного не случится.
Педагог: Вот садись сюда и послушай, мы тебе расскажем.
7. «Путаница» - опера-малышка. Н. Гильчонок
Цель: выработка хорошего унисона, чистого интонирования, эмоционального исполнения.
Дети: Для забавы, для игры спичек в руке не бери,
Не шути, дружок, с огнём, чтоб не пожалеть потом.
Для забавы, для игры, лучше с нами ты спляши.
8. «Весёлые дети» л.н.м. - танец (любой танец по выбору педагога).
Цель: эмоциональное исполнение танца, развитие координации движений, коммуникативности.
Шалтай-болтай: Весело с вами было. Так и быть, покажу вам это дерево. Смотрите: шуршалки, скрипелки, стучалки, звенелки, дуделки. Я вам их дарю. А вот это - вкусные объеделки (конфеты).
Педагог: Спасибо! Объеделки мы в группе скушаем. А вот на шуршалках, скрипелках мы научимся играть, устроим концерт и обязательно пригласим тебя в гости.
Шалтай-болтай прощается и уходит.
Педагог: Вот и побывали мы с вами в сказочной стране. Интересно вам было?
(педагог вместе с детьми подводит итог занятия и приглашает всех в группу).