Цели: формировать бережное отношение к богатствам родного края, навыки нравственно-обоснованного поведения в природной среде; закреплять умения выполнять правила поведения в природе; развивать наблюдательность, умение делать выводы; приобщать к детской справочной и энциклопедической литературе воспитывать творческую, социально активную личность, бережно относящуюся к богатствам и красоте родного края.
Объект исследования: природа.
Предмет исследования: раннецветущие растения.
Участники: учащиеся 1-4-го класса.
Примечание: дети учатся в классе-комплекте и задания для них учителем дифференцируются.
Время выполнения: 3-4 недели.
Примечание. Вся собранная информация оформляется по разделам и помещается в Портфолио учащихся.
План проекта
1. Сезонные изменения с приходом весны
2. Весенняя экскурсия
3. Первоцветы знакомые и незнакомые
Методы исследования
Анализ, эксперимент, наблюдение, сравнение, обобщение , получение информации из справочников, электронных пособий.
1-й раздел. Подготовительный этап
Беседа
Учитель читает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса...
- О каком времени года идет речь в стихотворении Пушкина? (О весне.)
- К нам тоже пришла весна. Какая стоит погода? Какие изменения произошли в природе с приходом весны? Почему А.С. Пушкин называет это время года "Утром года" Как вы это понимаете? (Погода стоит замечательная. Стало теплее, растаял почти весь снег. Все в природе пробуждается. Просыпаются насекомые; животные просыпаются от спячки. Растения начинают расти.)
Учитель. Весна - замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Великие поэты, писатели, художники воспевали весеннюю красоту природы в своих произведениях. Посмотрите на картины художников. (Демонстрируются по компьютеру слайды картин А.Саврасова "Грачи прилетели", И.Левитана "Март", "Весна", "Весна. Большая вода", В.Башкеева "Голубая весна", А.Брескина "Весна".) Послушайте музыкальный фрагмент из произведения П.И. Чайковского "Времена года" и постарайтесь почувствовать настроение композитора и художников -пейзажистов.
(Дети слушают музыку, учитель демонстрирует слайды.)
Учитель. Какое бы название вы дали этой музыке?
(Дети предлагают свои варианты.)
Учитель. Чайковский назвал ее "Подснежник". Какое настроение возникло у вас после прослушивания? Чем помогли вам картины? (Музыка создала радостное настроение. Мы лучше рассмотрели цвета и краски весны.)
Учитель. Пора и нам начать праздновать приход весны. Что красивого и интересного вам удалось наблюдать в этом году?
(Ответы детей.)
Учитель. Предлагаю продолжить наблюдения за состоянием природы в течение этой недели и подготовить свой творческий отчет о проделанной работе.
Этап самостоятельной групповой работы
1-2-й классы. Нарисовать любимый весенний уголок природы нашей местности Приготовить рассказ об изменениях в живой и неживой природе весной
Памятка-подсказка (раздается каждому ученику)
Изменения в неживой природе весной | Изменения в живой природе весной |
Температура воздуха Небо Солнце Весенние явления в природе |
Животные Растения |
3-4-й классы. Нарисовать любимый весенний уголок природы нашей местности, постараться образно описать весенний пейзаж.
Поработать с Дневником наблюдений, провести сравнительный анализ и доказать, что весна пришла в наши края.
Памятка-подсказка (раздается каждому ученику)
Критерии для сравнения | Зима | Весна |
Количество ясных дней Количество облачных дней Температура воздуха (средняя) Осадки Продолжительность светового дня |
Отчет представить в произвольной форме.
Например: фрагмент работы ученика 4-го класса.
Я сравнил погоду за неделю в феврале и в апреле, занес данные в таблицу. Вот что у меня получилось.
Критерии для сравнения | Декабрь | Апрель |
Количество ясных дней | 1 | 5 |
Количество облачных дней | 7 | 2 |
Температура воздуха (средняя) | -10 | +5 |
Осадки | Снег | Нет |
Продолжительность светового дня | 7 часов | 13 часов |
Из таблицы вино, что весной больше ясных дней, чем облачных. День весной стал длиннее, а значит, солнце светит больше. Средняя температура весной выше нуля. Осадков мало, но может идти дождь.
Вывод: Состояние погоды изменилось в сторону потепления, световой день увеличился. Можно сказать, что произошла смена времен года, наступила весна.
Этап оформления и защиты проекта
Организация выставки работ учащихся.
Учитель. Вспомните мои задания на прошедшую неделю. Своим выступлением попробуйте меня убедить в том, что весна к нам пришла и нам пора отправляться на экскурсию. (Учащиеся представляют свои работы.)
2-й раздел. Подготовительный этап
Беседа
Учитель. Нам предстоит весенняя экскурсия. Мы будем наблюдать за весенними изменениями в живой и неживой природе. Вспомним известные растения, узнаем новые . Угадайте на что мы обратим свое внимание особо?
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег,
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.
Дети. Это первоцветы, они появляются самыми первыми, сразу как только растает сне!
Учитель. Вспомните, почему они расцветают самыми первыми?
Дети. У них корни в форме луковички и в этих корнях много питательных веществ.
Учитель. У всех ли растений корни в виде луковичек?
Дети. Не у всех, бывают утолщенные корневища.
Учитель. Что необходимо этим цветам для роста еще?
Дети. Много света и влаги.
Учитель. Какие первоцветы вы знаете? Посмотрите на доску, попробуйте их назвать. (На доске картинки первоцветов: гусиный лук, мать-и-мачеха, медуница, чистяк весенний, ветреница лютичная, печеночница благородная.)
(Дети называют, учитель поправляет детей.)
Учитель. Давайте проведем на экскурсии небольшую научную работу и разберемся, почему первоцветы расцветают первыми? Составим вместе план нашего эксперимента и запишем в блокнот.
План эксперимента
1. Найти по одному экземпляру раннецветущих растений.
2. Определить названия растений.
3. Выкопать растение с корнем и сравнить строение растений.
4. Внести данные о растении в таблицу, зарисовать, сфотографировать растение
5. Подвести итоги.
Учитель. Давайте составим таблицу для нашей научной деятельности. (Совестно с детьми, в основном с опорой на 3-4-й класс, составляется примерная таблица.)
Название растения | Описание наземной части цветка (лист, стебель, цветок) |
Описание подземной части цветка (форма корня) |
Учитель. Что необходимо взять с собой? Вспомните правила поведения на экскурсии.
Дети. Блокнот для записей, лопату, фотоаппарат.
Идти шагом, рядом с учителем, при переходе дороги быть осторожным и соблюдать правила дорожного движения, бережно относиться к природе при сборе растений
Этап совместной групповой работы на экскурсии
Беседа
Учитель. Какая сегодня погода? (Приминаются ответы 2-го класса.)
Дети. Хорошая. Тепло. Светит солнце.
Учитель. Ребята постарше, охарактеризуйте погоду сегодня.
Дети. Ясно, небольшой ветерок, температура выше нуля, около 10-15 градусов, без осадков.
Учитель. Назовите изменения в живой природе, которые вы наблюдаете?
Дети. Появилась молодая травка; появились первоцветы; жужжат насекомые; птицы поют.
Учитель. Молодцы. Но ведь мы здесь собрались не просто полюбоваться красотой. Напомните мне цель нашей сегодняшней экскурсии.
Дети. Найти знакомые первоцветы. Выяснить, почему они первыми расцветают. Найти знакомые и незнакомые первоцветы.
Учитель. Предлагаю для выполнения научной работы разбиться на две группы.
Этап самостоятельной групповой работы
(При выполнении этой части работы, учитель помогал выкапывать с корнем по одному экземпляру растений для каждой группы, учащиеся самостоятельно вносили данные в таблицу. Учитель при необходимости, индивидуально консультировал участников групп.)
Пример заполнения таблицы учащимися 3-го класса.
Предполагаемое название растения | Описание наземной части цветка (лист, стебель, цветок) |
Описание подземной части цветка (форма корня) |
Гусиный лук | Высота около 5 см, лист продолговатый, стебель прямой, цветок в форме звездочки, желтый | Маленькая луковичка (зарисовка корня) |
Мать-и-мачеха | Высота больше 10 см, лист округлый, с одной стороны пушистый, а с другой гладкий на ощупь, стеблей от корня много, на каждом стебельке желтый цветок с желтой серединкой | Не луковица, но корень большой
утолщенный (зарисовка корня) |
3-й раздел. Подготовительный этап
Беседа
Учитель. Обобщите ваши наблюдения. Почему первоцветы расцветают первыми?
Дети. У всех первоцветов корни утолщенные, или корневища. Корни в форме луковичек. В корнях хранится запас питательных веществ, корни сочные.
(Среди известных растений детьми было обнаружено неизвестное растение.)
Учитель. Что же будем делать с нашим незнакомцем? Как узнаем, что это за растение?
Дети. Можно спросить у взрослых, у учителя.
Учитель. Я не знаю, как называется это растение.
Дети. Можно поискать в учебнике или сходить в библиотеку, спросить у родителей.
Учитель. Давайте разобьемся на группы.
1-2-й класс оформит книжку-самоделку "Первоцветы моего края".
3-й класс представит письменный отчет о проделанной научной работе во время экскурсии.
4-й класс попробует найти информацию о неизвестном растении и представить отчет о своей проделанной работе в письменном варианте, можно в электронном.
(Ученику 4-го класса было предложено представить информацию в форме компьютерной презентации.)
Памятка-подсказка, где можно поискать информацию для 4-го класса:
1) родители, знакомые;
2) учитель биологии;
3) библиотекарь;
4) Интернет.
Этап самостоятельной групповой работы
На этом этапе учитель консультирует детей по оформлению отчета по экскурсии. С учащимся 4-го класса проводится работа по поиску информации в библиотеке, в школе, в Интернете, консультируется ученик по ходу оформления компьютерной презентации.
1-2-й класс оформляет книжки-самоделки "Раннецветущие растения моего края".
3-й класс оформляет письменный отчет о проделанной работе на экскурсии.
Этап оформления и защиты проекта
Представление информации
Учащиеся 1-3-го классов представляют работы в форме письменного отчета (Приложение 1) и презентации книжек-самоделок.
Учащийся 4-го класса представляет свою презентацию (Приложение 2). Ученик представляет растение Горицвет весенний или Адонис. (Образец презентации прилагается к данной работе.) Презентация проекта возможна на классном родительском собрании, общешкольном собрании, научно-практической конференции:
- выступление докладчиков "Раннецветущие растения";
- выступление докладчика "Знакомьтесь, Горицвет весенний!".
Учитель. Что нового вы узнали о раннецветущих растениях?
Дети. Корни раннецветущих не только луковички, но и утолщенные корневища, узнали, как можно определить название незнакомого растения.
Учитель. К чему может привести бездумное отношение к природе, объясните это на примере Адониса.
Дети. Красивые цветы нельзя рвать, потому что они могут оказаться редкими, занесенными в Красную книгу, могут быть лекарственными как Адонис.
Учитель. Как быть, если хочется показать родителям, что вы видели?
Дети. Можно сфотографировать, снять на видеокамеру, зарисовать.
Учитель. Как нужно относиться к природе?
Дети. Бережно, внимательно, стараться не наносить своими действиями вред.
Учитель. Как вы понимаете смысл стихотворения, которое написала И.Романова?
Эту истину знаю от роду
И ее никогда не таю.
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою.
Дети. Оберегая и охраняя природу, мы бережем и охраняем свою Родину.
Учитель. Спасибо всем за работу.