Цели:
- формирование правовой культуры подрастающего поколения; системы правовых знаний;
- развитие умения определять свою личностную позицию;
- воспитание у детей уважительного отношения к истории своей страны и своего народа
Ход игры
I. Организационный момент:
представление команд (учащиеся 8-11 классов, родители), жюри (учителя истории, директор школы).
II. Слово ведущего
“У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать.”
И.В. Гете
Еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой, слабый не имел никаких прав. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Какие же могут быть права у человека? Как может быть защищен человек? Об этом и пойдет сегодня речь на нашей игре.
В интеллектуальном марафоне «Знатоки права» принимают участие две команды: «Умники» и «Отчаянные». Поприветствуйте друг друга. Вашему вниманию будут предложены 4 номинации: «Символы России», «Права детей», «О паспорте» и «Право». Первой получит право выбрать номинацию та команда, которая правильно продолжит пословицу: «Лучше горькая правда, чем ... (красивая ложь)», «Упавшего не считай... (за пропавшего)». Время ответа на вопрос – 30 секунд. Желаем удачи.
НОМИНАЦИЯ «СИМВОЛЫ РОССИИ»
- Традиция трехцветного флага пошла от Петра I. С 1918 г. флаг нашей страны был красного цвета. Когда Государственный флаг России вновь стал трехцветным?
- Что означает слово «герб»?
- На Руси задолго до принятия христианства на гербе кроме двуглавого орла существовал ещё один символ. Его изображение и сейчас присутствует на российском гербе. О чём идёт речь?
- Что символизируют две головы гербового орла?
- Три короны, скипетр и держава являлись атрибутами власти монарха. А какое значение они имеют на современном гербе?
- Когда мы отмечаем День Государственного флага?
- Когда на Руси впервые появился единый национальный флаг?
- Из какой страны пришел в Московскую Русь двуглавый орел и почему?
- Как называется наука, которая устанавливает и изучает правила составления рисунка на гербах?
- Назовите авторов слов и музыки современного государственного гимна России.
НОМИНАЦИЯ «ПРАВА ДЕТЕЙ»
- Конвенция о правах ребенка была принята ООН в 1989 г. Когда она была ратифицирована в нашей стране?
- Существует ли закон о неприкосновенности личности, и распространяется ли он на ребенка?
- Какие основные права имеете вы как учащиеся?
- Кто несет ответственность за получение среднего образования – родители или школа?
- За какие проступки могут исключить из школы, и в каком возрасте?
- С какого возраста можно привлекать к административной ответственности?
- Какие международные документы о правах ребенка вы знаете?
- Какие трудовые права гарантированы ребенку?
- Кроме прав имеются ли обязанности у школьников?
- В каком году была принята Конвенция ООН о правах ребенка?
НОМИНАЦИЯ «О ПАСПОРТЕ»
- Сколько страниц в паспорте?
- С какого возраста паспорт действует бессрочно?
- Что написано на первой странице паспорта?
- На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта?
- Какая информация находится на странице рядом с фото?
- На скольких страницах паспорта проставлен номер?
- В каких случаях необходим паспорт?
- Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями здравоохранения?
- Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте?
- Указывается ли в паспорте национальность?
НОМИНАЦИЯ «ПРАВО»
- Кто в настоящее время занимает пост Председателя Правительства?
- Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ?
- Законодательная власть в РФ принадлежит парламенту. Как он называется и из каких палат состоит?
- Этот нормативный акт принимается высшим органом государственной власти. Что же это за акт?
- При нарушении законов неизбежно возникает вид ответственности. Какой же вид ответственности наступит при совершении правонарушения? Каким документом она определяется?
- Что такое преступление? Чем оно отличается от правонарушения?
- Подростки 12 и 13 лет жестоко избили своего товарища. Какая мера к ним будет принята? С какого возраста наступает уголовная ответственность?
- Не секрет, что очень распространенное в последнее время правонарушение среди подростков – вымогательство денег. Каким кодексом определяется за него наказание, и какое?
- Ещё один бич в молодёжной среде: применение нецензурной лексики, «крепких» выражение». Что это – правонарушение или преступление? И предусмотрено ли за него наказание?
- Очень часто правонарушители и преступники говорят в своё оправдание, что они не знали, что им за это будет, т.е. не знали закона. Применяется ли к ним наказание в таком случае?
III. ИТОГИ ИГРЫ.
Награждение
Эрудит-справка
НОМИНАЦИЯ «СИМВОЛЫ РОССИИ»
-
В 1991г. 22 августа 1991года в дни путча ГКЧП Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление «Об официальном признании и использовании национального флага РСФСР». Но с юридической точки зрения вернувшийся бело-сине-красный флаг не был официальным. Вплоть до 25 декабря 1991года страна называлась РСФСР, и сохранялся флаг 1954 года.
Шестой Съезд Народных депутатов РФ 21 апреля 1992 года принял закон о внесении изменений в Конституцию. Статья 181 стала звучать так: «Государственный флаг РСФСР представляет собой прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя – лазоревого цвета и нижняя алого цвета. Отношение ширины флага к его длине 1:2».
Указом Президента Б.Н.Ельцина от 11 декабря 1993 года утверждено Положение о государственном флаге РФ. Указ уточнил пропорции флага, они стали равными не 1:2, а 2:3, что более соответствовало дореволюционному российскому флагу. Цвета стали называться более привычными словами: белый, синий, красный. -
Герб – слово польского(herb) и немецкого(erbe) происхождения. Дословно переводится как «наследство». В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова слово «герб» определяется как «эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других документах».
-
Всадник, поражающий копьём дракона. Этот традиционный для Руси образ был известен ещё с XVIII века. Сражающегося всадника называли Ездец. Он трактуется как обобщённый образ защитника Русской земли и сражается с драконом (змеем) – олицетворением зла. Позже, в начале XVIII века, стараниями церкви Ездец превратился в святого Георгия Победоносца. До реформы 1543 года всадник изображался и на русских монетах (они получили имя «копейки» от копья, которым всадник убивает дракона).
-
Двуглавый орёл – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад, говорят о двуединстве Европы и Азии.
-
В лапах орла – скипетр и держава. Этим монархическим атрибутам авторы герба придали значение защиты суверенитета и целостности государства. Три короны обозначают три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
-
20 августа 1994 года Б.Ельцин своим Указом постановил считать день 21 августа национальным праздником – Днём флага РФ.
-
20 января 1705 года именным указом Петра I был введён бело – сине – красный флаг. Бело – сине – красный флаг с золотым двуглавым орлом в центре в качестве «в качестве флага царя Московского» Петр I использовал уже с 1693 года. Поначалу это был военный флаг, но в 1705 году своим указом Петр I даровал его торговому флоту, всем коммерческим судам, ходящим по Москве – реке, Волге и Двине.
-
Историками выдвигаются две версии его «прихода на Русь». Сторонники византийской версии связывают появление орла с женитьбой Великого князя Московского Ивана III на племяннице последнего византийского императора Константина VII – Софье Палеолог. До этого двуглавый орел был гербом Византийской империи. Сторонники имперской версии видят в двуглавом орле Ивана III подражание гербу императора Священной Римской империи. Тем самым Иван III хотел уподобить своё могущество величию императора этой державы.
-
Геральдика.
-
Слова С.В. Михалкова, музыка А.В. Александрова
НОМИНАЦИЯ «ПРАВА ДЕТЕЙ»
-
Конвенция о правах ребенка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, а 2 сентября 1990 года после ратификации её 20 государствами Конвенция вступила в силу.
-
Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948года). Статья № 3 гласит: Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность. Дети и взрослые имеют одни и те же права.
-
Права ребёнка – свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок - это лицо, не достигшее 18 лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.
- Ребенок имеет право на семью.
- Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.
- Ребенок имеет право посещать школу и учиться.
- Ребенок имеет право на равенство.
- Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли.
- Ребенок имеет право на собственное мнение.
- Ребенок имеет право на имя и гражданство.
- Ребенок имеет право на получение информации.
- Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.
- Ребенок имеет право на медицинское обслуживание.
- Ребенок имеет право на отдых и досуг.
- Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).
-
Закон «Об образовании» Статья 52 Права и обязанности родителей (законных представителей) п.5 : Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими среднего общего образования.
-
По решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет. Об исключении обучающегося из ОУ администрация школы обязана в трёхдневный срок проинформировать органы местного самоуправления. (п.4 – 7 ст. 19 Закона РФ «Об образовании».
-
Статья 2.3. Кодекса РФ «Об Административной ответственности» Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.
-
Конвенция о правах ребенка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года; декларация прав ребёнка (Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года.).
-
Согласно Трудового кодекса РФ
Ст. 63. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет.
Ст. 91. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 час. в неделю.
Ст. 92. Для работников до 16 лет – не более 24 час. в неделю. Для работников в возрасте от 16 до 18 лет – не более 36 час. в неделю.
Продолжительность рабочего времени учащихся образовательных учреждений в возрасте до 18 лет, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины вышеуказанных норм. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
Ст. 94. Продолжительность ежедневной работы:
- от 15 до 16 лет – не более 5 часов;
- от 16 до 18 лет – не более 7 часов;
- при совмещении с учебой: от 14 до 16 лет – не более 2,5 часов; от 16 до 18 лет – не более 3,5 часа;
- при 36-часовой неделе – не более 8 часов;
- при 30-часовой неделе и менее – не более 6 часов.
-
В соответствии с п. 57 Типового положения «Об общеобразовательном учреждении», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19марта 2001 г. №196, обучающие обязаны - соблюдать устав общеобразовательного учережднния, - добросовестно учиться, - бережно относится к имуществу учреждения, - уважать честь и достоинство других обучающихся работников учреждения, - выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка.
-
Конвенция о правах ребенка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года.
НОМИНАЦИЯ «О ПАСПОРТЕ»
- Девятнадцать.
- С 45 лет.
- Паспорт гражданина Российской Федерации.
- На стр. 2.
- Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения.
- На 10.
- При устройстве на работу, при покупке билета на поезд или самолет, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и т.д.
- Отметка о группе крови и резус-факторе.
- Нет.
- Нет.
НОМИНАЦИЯ «ПРАВО»
- В.В. Путин.
- Д.А. Медведев.
- Парламент – это федеральное собрание. Состоит из двух палат: 1. Совет федерации, который назначается от каждого субъекта Федерации. 2. Госдума, куда входят выбранные депутаты по избирательным округам или по партийным спискам.
- Этот нормативный акт называется законом.
- Если вдруг совершается правонарушение, наступает административная ответственность. Она определяется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
- Преступление – виновно совершенное деяние, отличающееся особой опасностью для общества, запрещенное уголовным законом или угрозой наказания. Отличия: особая опасность, виновное деяние.
- Отправка в спецшколу. В статье 20 УК РФ сказано, что уголовная ответственность наступает с 16 лет, но за опасные преступления – с 14 лет.
- Наказание определяется Уголовным кодексом, т.е. – это преступление. При угрозе – до 3 лет лишения свободы, при неоднократном вымогательстве – до 7 лет, особо опасное – рэкет, до 15 лет.
- Это всё-таки преступление, за которое полагается либо штраф от 500 руб, либо лишение свободы до 3 лет.
- Запомните: незнание закона никогда не освобождает от ответственности.