«…мало одной жизни, чтобы испытать до конца очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе - один из вернейших признаков любви к своей стране»
К.Г. Паустовский
Задачи:
1. Образовательные:
- закрепить представление учащихся о многогранных связях музыки, живописи и литературы;
- закрепить понятие «средства музыкальной выразительности»;
- продолжить накопление сведений о музыкантах и их произведениях.
2. Развивательные:
- совершенствовать исполнительское мастерство;
- развивать творческое воображение учащихся;
- развивать умение анализировать и сравнивать музыкальные, художественные и литературные произведения.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к искусству;
- воспитание слушательской и исполнительской культуры;
- воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, живописи и литературе;
- любить и беречь природу, видеть в ней источник творчества.
Цель: Увидеть, услышать и прочувствовать, как природа вдохновляет композиторов, поэтов, художников на создание произведений и попробовать создать музыкальные картины при помощи средств музыкальной выразительности.
Оборудование: репродукции пейзажей русских художников и И.И.Левитана «Золотая осень», И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», портрет П.И.Чайковского, таблицы, CD и DVD диски, компьютер.
План урока:
Тема нашего урока: «Природа – источник вдохновения».
Для поэтов, писателей, композиторов и живописцев природа – неиссякаемый источник вдохновения. И многие стихи, музыкальные и художественные произведения родились благодаря любви к ней.
Цель: Увидеть, услышать и прочувствовать, как природа вдохновляет композиторов, поэтов, художников на создание произведений и попробовать создать музыкальные картины при помощи средств музыкальной выразительности.
-Какие композиторы отражали красоту природы в своих произведениях?
(П.И.Чайковский, М.И.Глинка, С.В.Рахманинов, Э.Григ, М.П.Мусоргский)
Композиторы изображали природу по-разному: с помощью звукоподражания или, воспроизведя переживания, которые природа пробуждает в них или их героях.
Так у композитора П.И.Чайковского есть музыкальное произведение «Времена года», которое представляет собой 12 частей – 12 месяцев. Их не спутаешь друг с другом. У каждого свой характер и цвет.
-Сейчас прозвучит одна из пьес этого цикла.
- Определите, какого характера музыка?
(Характер: грустная, печальная, тоскливая, задумчивая)
- Эта музыка выражает чувства или изображает какие – либо звуки природы?
(Чувства: печаль, грусть, тоска)
- Какому времени года созвучна эта пьеса?
(Осени)
-Почему? (увядает природа, облетают листья с деревьев, дождь, слякоть, дни становятся короче)
Эта пьеса так и называется «Осенняя песня».
- Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы передать чувства печали, грусти?
(Медленный темп, звучит тихо, мелодия протяжная, распевная, лад – минор, регистр – средний, ритм – ровный)
( Показ репродукций картины осени)
П.И.Чайковский обладал удивительно сильным, можно сказать феноменальным чувством природы. Мало сказать, что Петр Ильич страстно любил природу – он ее боготворил.
Вот одно из высказываний композитора «Прогулка летом по России, по полям, по степям, бывало, приводила меня в такое состояние, что я ложился на землю в таком изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких ощущений, которые навевали на меня лес, речка, степь, деревья вдали, скромная церквушка, словом, все, что составляет убогий русский пейзаж».
- А каких вы знаете писателей и поэтов, которые воспевали осень в своих произведениях?
(А.С.Пушкин, И.Бунин, С.Есенин, Н.Некрасов, А.Н.Плещеев)
- Послушайте фрагменты двух стихотворений: А.С.Пушкина и А.Н.Плещеева.
(Стихи напечатаны)
(выразительное чтение)
А.С.Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
- Какими настроением проникнуто стихотворение?
(настроение грустное, печальное)
-Что помогает поэту передать эти чувства? Какие слова?
(унылая, прощальная)
-Как в литературе называют такие слова?
(эпитеты)
-Что необычного в построении предложения?
-Какие слова на первом месте? (приятна, люблю)
(Необычный порядок слов в предложении помогает автору передать своё отношение к унылой поре природы. Какое? Он её любит, несмотря ни на что. Поэтому в начале строк стоят эти слова, помогая поэту передать, а нам понять его чувства)
-Что ещё помогает автору передать восхищение природой?
(синтаксис, восклицательные знаки)
(выразительное чтение)
А.Н.Плещеев
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца;
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
-Какие чувства выражены в стихотворении? (грусть, печаль, тоска)
-В какой строчке заключается основная мысль? (скучная картина)
-Какие образы помогают передать поэту грусть, печаль? (тучи, дождик, лужи)
-Какие эпитеты? (скучная, чахлая)
-И всё же, что нам помогает понять, что А.Н. любит этот унылый пейзаж?
(слова деревушка, серенький с уменьшительно-ласкательным суффиксом передают любовь, нежность к родным местам)
- Созвучны ли эти стихи с «Осенней песней» П.И.Чайковского.
(Оба стихотворения созвучно с музыкой П.И.Чайковского)
Вывод: Вот видите ребята и для П.И.Чайковского, и для поэтов, и художников осень явилась источником вдохновения и способствовало созданию этих произведений.
Все времена года разнообразны, но прекрасны по-своему и способны вдохновлять.
- Что такое «Вдохновение»?
Вдохновение – это творческий подъем, прилив творческих сил.
Известный художник-пейзажист Игорь Эммануилович Грабарь сумел уловить необычное в хорошо знакомой нам берёзе.
Прочитаем воспоминания художника:
«…Настали чудесные солнечные февральские дни, утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычное. Казалось, она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».
Перед вами репродукции картин И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».
-Удалось ли художнику передать ту красоту, которая его однажды поразила?
(да)
-Какие краски увидел в природе и стремился передать на полотне художник?
(лазоревое небо, жемчужные берёзы, коралловые ветки, сапфировые тени, сиреневый снег)
- лазоревый – лазурный, светло-синий.
- жемчужный – белый или желто-белый.
- коралловый – ярко-красный.
- сапфировый – синий или голубой, зеленовато-синий.
Опишите настроение картины.
(«Февральская лазурь» - радостное, бодрое, яркое солнечное зимнее утро, искрящийся в солнечных лучах снег, сочетание желтого и голубого тона создаёт праздничное настроение)
-Почему так названа? (На ней изображён прекрасный солнечный день, с ослепляющей голубизной неба, белоствольной красавицей берёзой и сиреневым снегом. Всё это и представляет единое целое, радостное и праздничное по настроению)
«Февральская лазурь» - полотно отличающееся особой звучностью, мажорностью цветового решения.
-Какие слова являются музыкальными?
(звучность и мажорность)
Ни одно время года так не волшебно, как зима.
- Сейчас мы прочитаем два отрывка из стихотворений А.С.Пушкина.
ЗИМНЕЕ УТРО. | ЗИМНЯЯ ДОРОГА. |
Под голубыми небесами | По дороге зимней, скучной |
Великолепными коврами, | Тройка борзая бежит, |
Блестя на солнце, снег лежит; | Колокольчик однозвучный |
Прозрачный лес один чернеет. | Утомительно гремит. |
И ель сквозь иней зеленеет, | Что-то слышится родное |
И речка подо льдом блестит. | В долгих песнях ямщика: |
То разгулье удалое, | |
То сердечная тоска… |
-Какое из них по настроению подходит к картине? Почему?
- Чем отличаются зимние картины, нарисованные А.С.Пушкиным?
(своим настроением: «Зимнее утро» - веселое, игривое, задорное, яркое, а
«Зимняя дорога» - грусть, печаль, одиночество, тоска)
- Если бы вы были композиторами, то какие музыкальные краски подобрали бы, чтобы передать настроение стихов (ладовые, динамические, темповые, регистровые)? (Записываем на доске)
Средства музыкальной Выразительности. | «Зимнее утро» | «Зимняя дорога» | «На тройке» |
Мелодия | Плавная | Плавная | Плавная |
Лад | Мажор, минор | Минор | Минор |
Регистр | Средний | Средний | Средний |
Ритм | Ровный | Ровный | Ровный. |
Звуковедение. | Связное | Связное | СвязноеОтрывистое |
Темп | Умеренный | Медленный | Умеренный |
Динамика | Умеренно | Тихо | Умеренно |
- В музыке какого стихотворения вам хотелось бы применить изобразительные интонации? Какие? Каким словам А.С.Пушкина они бы соответствовали?
(«Тройка борзая бежит», «Колокольчик однозвучный утомительно гремит»)
- Что такое тройка? (Тройка – это три лошади с бубенцами)
Значение слова «борзая» (быстрая, резвая)
-Сейчас прозвучит еще одна пьеса из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, которая так и называется «На тройке». (Видиозапись)
-Какого характера музыка?
(Напевная, радостная, игривая, протяжная, задорная. Мы не услышим здесь тоски и тревоги. Резко звучат бубенцы, кони весело мчатся мимо заснеженных холмов и сказочно одетых деревьев.
С первых звуков перед глазами встают необъятные просторы полей, покрытых снегом.
-Какие средства музыкальной выразительности использует композитор?
(таблица)
-Обратите внимание на таблицу, которая получилась. Что вы можете сказать?
-Почему же природа служит источником вдохновения?
Итог: Мир вокруг нас огромен и прекрасен, и когда, талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается передать красоту мира словами, красками, звуками. И люди, которые слушают его стихи, музыку или смотрят картины сами становятся добрее, красивее и лучше.
У писателя К.Г.Паустовского есть такие прекрасные слова: «И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране».
-Обратите внимание на три слова: творчество, природа, вдохновение.
-Какое вы можете поставить на первое место? (Природа – вдохновение – творчество).
- Если природа – это источник вдохновения, то как отразится ее гибель на творчестве?
(Нет природы, нет вдохновения, нет творчества).
Мы говорили о природе средней полосе, которая поражала воображение поэтов, художников, композиторов. Сами же живём на Крайнем севере, за Полярным кругом.
-Что вы можете сказать о северной природе? Какая она?
(суровая, полярная, длинная ночь, сопки, карликовые деревья и т.д.)
-Может ли наша природа быть источником вдохновения?
Сегодня мы с вами разучим песню композитора Владимира Попова на слова Виктора Тимофеева «Рябиновый Мурманск».
(Выразительное чтение стихотворения)
-Какой образ ассоциируется у поэта Виктора Тимофеева с Мурманском? (образ рябины)
-Чем является слово рябиновый? (эпитетом)
Имя Владимира Попова хорошо известно жителям Заполярья. Им написано много песен для детей и взрослых, наполненных лиризмом, душевностью, мягкостью и добротой. Все они связаны с северной темой, написаны с большой любовью к родному краю.
-Что вдохновило композитора написать песню? (Красота родного края, очарование северной осени)
- Исполнение 1 куплета.
- Разучивание песни.
- Исполнение песни под фонограмму (видеозапись).