Цель: формировать умение правильно писать слова с парными согласными в конце и середине слова.
Оформление доски:
ТЕМА: Правописание парных согласных в конце и середине слова. ЦЕЛЬ: формировать умение правильно писать слова с парными согласными в конце и середине слова. -ОК -ЕНЬКИЙ -ОЧКА |
______ ни.кий ______ жира.
|
ПЛАН:
|
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята. Проверьте вашу готовность к уроку русского языка.
– Садитесь, начинаем наш урок. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, «классная работа», «словарь».
– Запишите под диктовку в словарь следующие слова: воробей, арбуз, сорока.
Поменяйтесь тетрадями с соседом, сверьте написание с доской (на доске появляются эти словарные слова) и если нет ошибок, то поставьте на полях плюс, а если ошибки есть, то поставьте знак вопроса на полях. Верните тетрадь хозяину.
– Какое из этих слов лишнее с точки зрения орфографии?
Дети: Лишнее слов «арбуз», так как в нём есть орфограмма «парный согласный», а других словах орфограмма «безударные гласные»
Учитель: Определите тему нашего урока.
Дети: Правописание парных согласных в словах.
Учитель: Верно, тема нашего урока «Правописание парных согласных в конце и середине слова» Цель: формировать умение правильно писать слова с парными согласными в конце и середине слова.
Посмотрите на план нашего урока. Какое правило нам помогает правильно писать парные согласные в словах?
Один ученик: Для проверки написания парных согласных нужно изменить слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный или звонкий сонорный согласный.
Учитель: Повернитесь друг к другу и проговорите это правило в парах.
Посмотрите на третий пункт нашего плана. Это упражнение на доске.
Почему в слове «лёгкий» пропущена буква?
Дети: Парный согласный находится в слабой позиции. Надо подобрать проверочное слово.
Учитель: На доске есть подсказка для проверочных слов: -ок, -енький, - очка.
Дети: Для слова «лёгкий» проверочное слово «лёгок», после согласного появился гласный, согласный звук слышится чётко, значит вставляем букву «Г».
(аналогично разбираются слова «низкий» – низок или низенький, «жираф» – жирафы)
Учитель: Остальные слова вы делаете самостоятельно. Если вы сделаете быстро, то можете придумать ещё несколько слов на это правило.(дети выполняют работу)
– А теперь я открываю закрытые слова и вы сами проверяете свою работу. Если выполнено без ошибок, то ставите себе плюс. Если ошибки есть – то знак вопроса.
(открываются слова на доске)
Гряда – грядка трава – травка мыши – мышка рыба – рыбка камыши – камыш мягок – мягкий |
ФИЗМИНУТКА:
Учитель: Я называю слова. Если в них есть орфограмма «парный согласный», то вы поднимаете руки вверх. Если нет – садитесь на корточки.
Слон, потолок, доска, окно, рыбка, ловкий, железо, бутерброд, голова.
Учитель: Следующее задание по плану, это задание по выбору. Возьмите карточки, лежащие у вас на столе. <приложение 1>
– Вы выбираете одно упражнение, выполняете его и сверяете с образцом, лежащим у меня на столе <приложение 2>
Если всё правильно выполнено, то ставите себе плюс, а если нет – то знак вопроса. Дальше вы выбираете, либо становитесь консультантом и оказываете помощь своим одноклассникам. Либо выполняете ещё одно упражнение, чтобы подняться ещё на одну ступеньку вверх в своих познаниях.
(учащиеся выполняют работу)
Учитель: Спасибо за работу. Консультанты садятся на свои места. Вернёмся к нашему плану. Выполнили мы с вами пункты 1? 2? 3? 4?
У нас остался последний пункт – Итог. Поднимите руку те, кто:
- выполнил все задания без ошибок;
- кто допустил 1-2 ошибки;
- кто был консультантом;
- кто решил выполнить дополнительное упражнение.
– Посчитайте количество плюсов у вас на полях.
- 3 плюса – оценка «пять»;
- 2 плюса – оценка «четыре»;
- 1 плюс – оценка «три».
Откройте дневники и поставьте себе оценку.