Цели урока:
- Упражнение учащихся в подборе однокоренных проверочных слов.
- Развитие орфографической зоркости.
- Обогащение словарного запаса детей.
- Развитие чувства коллективизма, переживание за товарища.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Ход урока.
I . Организационный момент.
II. Чистописание.
1. Подготовка к письму. «Пальчиковые игры»:
- одновременно сжимаем и разжимаем пальцы;
- поочерёдно сжимаем и разжимаем пальцы;
- поочерёдно касаемся каждым пальчиком большого;
- «зайчик», «петушок», «курочка».
2. Учитель: Прочитайте цепочку слов и установите, какую букву будем писать?
(На интерактивной доске появляется запись)
Кот крот кит клён
Ученик:. В каждом слове есть буква к, значит её будем прописывать.
Учитель: Пропишите букву к
(учитель показывает на доске правильное написание этой буквы)
Учитель: Какие звуки обозначает буква к ?
Ученик: Согласный твёрдый и согласный мягкий.
Учитель: Дайте характеристику звуков [ к ] и [ к' ]
Ученик: Это глухие согласные, парные по глухости – звонкости и по твёрдости – мягкости.
Учитель: Спишите слова, где есть нижнее соединение с этой буквой, а затем слова, где есть верхнее соединение с этой буквой. (Проверка по образцу на интерактивной доске)
Кот клён
Крот кит
III. Словарная работа.
Подбери пять слов, где в написании их есть буква к.
(например: вокруг, карандаш, капуста, Москва, мальчик.)
(индивидуальная работа у доски 2 ученика) (взаимопроверка)
IV. Постановка учебной задачи.
- Учитель: Со словами клён и крот составьте предложения (устная работа )
- Ученик: (Возле клёна норка крота и т.д. )
- На интерактивной доске появляется предложение:
Коты и кроты живут в нашем саду.
Учитель: Прочитайте предложение. Запишите в тетрадь.
Учитель: Найдите опасные места в предложении, подчеркните их.
Учитель: В какой части слова орфограмма ?
Ученик: Орфограмма в корне слова.
Учитель: Докажите правильность написания этих слов?
Учитель: Сформулируйте тему нашего урока.
Ученик: В словах –коты, кроты , в саду - в слабой позиции безударная гласная в корне слова. Значит тема урока: Безударная гласная в корне слова.
Учитель: Предположите цель нашего урока.
Ученик: Будем учиться подбирать проверочные слова.
V. Физминутка.
Встанет с места тот, кто отгадает загадку:
Вот иголки и булавки
Вылезают из - под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёжик)
Выполнение упражнений:
Ёжик потянулся, наклонился в стороны, попил молочка.
Вдруг послышался шорох…
Что произошло с ёжиком? (Свернулся, выставил иголки.)
Но всё тихо, и он идёт радостный домой.
VI. Упражнения в подборе проверочных слов.
1. Учитель: Какие слова называются проверочными?
- Какие гласные надо проверять? Когда? Как их подчёркиваем?
- О какой части слова мы говорим?
2. Работа по учебнику. Упр. 225. с. 131.
(Двое учеников выполняют работу на доске.)
3. Работа с сигнальными карточками.
На интерактивной доске появляются слова:
Зв…зда, н…сы, к…тёнок, з…мля, зм…я, в…ренье.
Учащиеся показывают карточку с нужной буквой и записывают её в тетрадь, устно подбирают проверочные слова.
(три человека работают по карточкам индивидуально)
Запись в тетради: е, о, е, и, а.
4. Работа по учебнику. Упр. 226. с. 131.
1 столбик – 1 вариант
2 столбик - 2 вариант (двое учащихся работают у доски)
Проверка по интерактивной доске.
VII. Игра. «Эстафета»
Какой ряд быстрее и правильно выполнит работу?
С каждого ряда выходят учащиеся по порядку, вставляют пропущенные буквы.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
в…лна | Гн…здо | зв…нок |
л…нейка | п…ла | л…сята |
к…зёл | гр…бы | ч…сы |
сн…га | д…ма | з…ленный |
з…ма | н…ра | х…лодный |
тр…ва | ст…лбы | дв…ры |
VIII. Итог урока.
Учитель: Какую орфограмму изучали? А какое правило применяли?
Ученик:
«Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение»
Как вы подбирали проверочные слова?
Задание на дом.
Упр. 224. с. 130.
Учитель: Какое задание вам больше всего понравилось?
С каким настроением уходите с урока?