Цель: знакомство с мерами охраны растений, применяемыми в нашей стране.
Оформление: карты РБ, Красная книга РБ, плакаты.
Ход урока.
1. Вступление.
Рассказ учителя.
Посмотрите, как прекрасен наш мир! Как богат он разнообразными растениями! Но к сожалению бывая на природе . не всегда люди останавливаются перед красиво-цветущими растениями, чтобы полюбоваться ими, а, как правило , стремятся сорвать их для букета.
Порой любопытства ради сорвут и повертят в руке и бросят красивое создание природы. Нет слов, природа беспредельно разнообразна. красива и щедра. но нельзя допускать, чтобы щедрость природы оборачивалась для нее разорением.
За последние годы , некогда широко распространенные растения стали встречаться редко . а в некоторых местах полностью исчезли.
Все редко встречающиеся, исчезающие или подвергающиеся уничтожению растения люди стали заносить в книги-памятники «Красные книги».
2. Знакомство с «Красной книгой СССР».
Рассказ учителя.
Кроме «Красной книги СССР также есть книги) всех суверенных республик в том числе и Башкирии. Первое издание вышло в 1984 году. В нее включены виды которые казаны в (<Красной книге СССР и те виды которым угрожает исчезновение именно на территории Башкортостана. Включены 181 вид растений, которые должны охраняться на территории нашей республики.
(показать «Красную книгу РБ)
В настоящее время все больше проявляется равнодушие к зеленому другу — а это зло. которое приводит к плачевным результатам. 14 так часто человек бывает в роли наблюдателя гибели растений, не проявляя ни малейшей заботы о его спасении,
(ученик читает стих)
3. Районы охраны растений.
Рассказ учителя.
Человек должен бережно и внимательно относится к растениям. Поэтому повсеместно стали выделяться большие районы для их охраны.
- Заповедники — рассказ учащегося
- Национальные парки — рассказ учащегося.
- Заказники — рассказ учащегося
- Памятники природы рассказ учащегося. (с показом их на карте).
Государственный Башкирский заповедник , Южно-Уральский заповедник , заповедник
Шульган-Таш , Национальный государственный парк « Башкирия , Национальный парк
<Аслыкуль.
Заказник — Белебеевский район, Альшеевский район, Дюртюлинский район.
Памятники природы — гора Иремель, озеро Яктыкуль в Абзелиловском районе,
Сосновый бор в Краснокамском районе.
4. Работа с картой.
Перед вами лежат эскизы карты РБ. Ответить на вопросы:
- Что обозначено под цифрой № 1 /Национальный парк’.
- Что обозначено под цифрой № 2 /Шульган-Таш/
- Что обозначено под цифрой № 3 /Башкирский госуд. заповедник!
- Что обозначено под цифрой № 4 /Южно-Уральский заповедник! (зарисовать карту или приклеить эскиз в тетради).
- Чем отличается заповедник от национального парка. (Парк доступен для посещения, а заповедник нет).
- Чем отличается заказник от заповедника. (Заказник охраняет что-то одно)
- Что такое памятники природы. (Малый заповедник).
- Есть ли памятники природы в г. Благовещенске. (8 тополей, остров, культура сосен).
5. Обмен информацией.
А как вы сохраняете растения. Что вы сделали для природы. (составить мини-сочинение и зачитать некоторые из них).
6. Самостоятельная работа учащихся.
(прочитать рассказ на стр.21 1 «Сухостойное дерево).
Вывод; Создание заповедников, заказников, ботанических садов важные мероприятия,
направленные на сохранение видов, которым грозит опасность исчезновения.
7. Закрепление.
Ну, а сейчас мы с вами проведем конкурс Путешествие по столам.
- Стол — Вкусный.
Отгадать, из какого растения приготовлено варенье. - Стол — Исследовательский.
Отобрать из гербария растения, которые охраняются или их /по вашему мнению/ нужно охранять. - Стол «Иностранный».
Вытянуть из ромашки лепесток, на котором написаны названия растений на немецком и английском языках. - Стол — Загадка.
Какими лечебными свойствами обладает мать-мачеха. /Отвар-средство от кашля/.
Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль. /Приложить подорожник/.
Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты. /Сфагнум/.
Какая ягода заменяет лимон. /Клюква/.
Плоды каких кустарников очень богаты витамином С. /Смородина, шиповник/.