Тема: Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч`].
Цель:
- Сформировать представление о звуке [ч`] как о мягком непарном согласном;
- Познакомить с графическим образом букв Ч, ч;
- Развивать фонематический слух, логическое мышление;
- Формировать правильное, сознательное, плавное, выразительное и беглое чтение;
- Воспитывать умение ценить время и рационально его использовать.
Ход урока
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
II. Повторение пройденного
Сегодня на уроке много гостей и среди них Звездочёт
Он пришёл не с пустыми руками, а с вопросами, загадками и подарками.
Ответьте на вопросы Звездочёта. Работа по ленте букв.
– Назовите звонкие непарные согласные. Назовите парные согласные звуки.
– Какие гласные указывают на твёрдость согласного звука?
– Какие гласные указывают на мягкость согласного звука?
– Что особенного знаете о буквах Я, Е?
III. Постановка темы и цели урока
– Как чикают ножницы? (чик-чик-чик)
– Какой новый звук услышали?
– Кто догадался, какова тема урока?
IV. Работа над новым материалом
1) Отгадайте загадку от Звездочёта:
Его пинают, а он не плачет.
Его бросают – назад скачет. (Мяч)
Проведём слого-звуковой анализ слова «мяч». Один ученик работает у доски, остальные выкладывают схему на парте.
– Сколько в слове слогов?
– Назовите первый звук. Какой он?
– Назовите второй звук. Какой он?
– Назовите третий звук. Какой он?
– Произнесите новый звук ещё раз.
– Что можете сказать о новом звуке?
Вывод: звук [ч’] – согласный, глухой, всегда мягкий, твёрдым не бывает.
2) Игра «Где спрятался звук?» с мячом.
Учитель бросает ученику мяч и называет слово, а ученик должен ответить, где спрятался звук [ч’] в этом слове.
Туча, человек, дом, мяч, ручка, врач, часы.
3) Знакомство с буквами Ч, ч.
Ученики читают стихи о букве «Ч» и показывают картинки.
«Че» мы пишем как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.Первой букве в слове «чтение» -
Букве «Че» - моё почтение.Червячок и черепаха
Ча-ча-ча пошли плясать.
Это значит всем ребятам
Букву «Че» пора узнать.
– Какой буквой обозначается звук [ч’]?
4) Физминутка.
– Какие слова встретятся со звуком [ч’]?
Вышли мыши как-то раз
Поглядеть, который час?
Раз, два, три, четыре –
Мыши дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Разбежались мыши вон.
5) Работа с учебником с. 128-129.
Чтение и отгадывание загадки на стр. 128.
– Рассмотрите рисунок. Что изображено?
– Можно ли сказать, что рисунок разделён на две части?
– На левой странице старинные часы. Вначале были солнечные часы
– Затем появились водяные часы
– А потом песочные и механические часы. Совсем недавно появились электронные часы. На правой странице нарисованы современные часы.
– Как называют человека, который чинит часы?
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
– У кого из вас дома есть часы?
– Почему часы пользуются такой популярностью?
– Можно ли обойтись без часов?
– Если не будет часов, мы не сможем узнать время и будем везде опаздывать или приходить намного раньше.
Звездочёт приготовил загадки о времени:
Под наседкой семь яиц:
Шесть серебряных, седьмое – золотое. (Неделя)
У одного мужчины 12 сыновей. (Месяцы)
На руке и на стене,
И на башне в вышине,
Ходят с боем и без боя,
Всем нужны и нам с тобою. (Часы)
Годовой кусточек
Каждый день роняет листочек.
Год пройдёт –
Весь лист опадёт. (Календарь)
6) Чтение в учебнике слогов и слов хором, по рядам, потом только девочки, а затем – мальчики.
7) Чтение слов, напечатанных на доске:
- башенные
- стенные
- корабельные
- наручные
- вокзальные
- карманные
8) Чтение текста читающими учениками.
V. Закрепление
Игра «Кто больше запомнит слов со звуком [ч’]?»
Чаепитие у чайки в четверг в четыре часа. Чистые чашки. Чайник черничного чая. Чаёвничают четверо: чиж, чечётка, чибис, чирок. Чирикают, чихают, чавкают.
– Какие встретились непонятные слова?
VI. Подведение итогов и оценка урока
– Ребята, мне очень понравилось, как вы работали на уроке, я вами довольна!
– А что вам понравилось больше всего?
– За хорошую работу Звездочёт дарит вам звёзды мудрости.
– Что нового узнали на уроке?
– В чём особенность звука [ч’]?
– Придумайте и назовите слова со звуком [ч’].