Цели и задачи:
- Познакомить с одним из вариантов проведения праздника «Народные посиделки»
- Развитие интереса к фольклору, народному искусству.
- Изучение русских традиций.
- Развитие навыков поиска. Умение работать индивидуально, в команде.
- Развитие речи учащихся.
- Воспитание любви к традициям русского народа.
Оборудование: Рисунки детей, плакаты (печка, барышни, матрешки, дымковские игрушки). Солнце, таблички со словами. Русские народные песни.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Умом Россию не понять
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать
В Россию можно только верить.
У русского народа, как и у других народов, есть своя музыка, песни, обычаи, праздники. Некоторые из них отмечаются и по сей день. Зимой отмечают: Рождество, Колядки, Святки, Сочельник.
Давайте сегодня вспомним и поговорим о народных посиделках. Где отдохнем и повеселимся.
II. Начало праздника.
Ведущий.
Здравствуйте, гости званные, желанные
Милости просим на наши посиделки.
Мы рады гостям, как добрым вестям
Всех привечаем, душевно встречаем!
(Под звуки музыки в зал входит Царь и его дочь Царевна Несмеяна , и плачет)
Царь:
Беда случилась с моей кровиночкой. Слезы льет не переставая. Весь наш дворец стоит в воде. Никто не может ее рассмешить и утешить. Ни один лекарь заморский не может вылечить. Слышал я, что умеете вы веселиться. Может и моя царевна повеселеет.
(Проходят и садятся на места)
Ученик.
Как у наших у ворот,
Собрался честной народ…
Прибаутками богаты
Деревенские ребята.
Слово меткое как раз
Достает не в бровь, а в газ…
Слово бойко на селе –
Помогает в ремесле.
Любил русский народ разные небылицы рассказывать. А мы не только расскажем, но и покажем.
Конкурс « Небылицы в лицах»
Ученик. | Ученик. |
- Федул, что губы надул? | - Сынок, сходи за водицей на речку. |
- Кафтан прожег. | – Брюхо болит. |
- Можно зашить. | – Сынок, иди кашу есть! |
- Да иглы нет. | – Что же, раз мать велит надо идти. |
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался.
Ведущий.
Речь была бы скудной, бедной если бы не использовали пословицы. Пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями.
Конкурс «Найди пару»
Рассыпались пословицы. Надо собрать и объяснить смысл этих пословиц. У вас в руках начало, а надо найти конец пословиц.
- Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник.
- Не сиди, сложа руки – так и не будет скуки.
- Красна птица пеньем, а человек уменьем.
- Ремесло не коромысло – плеч не оттянет.
- По одежде встречают – по уму провожают.
- Ремесло пить – есть не просит, а добро с собой носит.
Царь.
А вы, ребятишки, что призадумались? Закручинились? Вижу, вижу, что вам играть захотелось. Я очень люблю играть в игру « Звоночек». Это веселая посиделочная игра известна была еще в Древней Руси. Ею забавлялись великие князья и цари.
(Все становятся в круг. Водящему завязывают глаза, другому в руки дают колокольчик)
Ведущий.
Любили на Руси загадки, и отгадывать, и загадывать.
Конкурс «Загадок»
- Новая посудина, а вся в дырках (Сито, решето)
- Гибкий лес на плечи залез (Коромысло)
- Кривой конь лезет в огонь (Кочерга)
- Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (Самовар)
- Всех кормлю с охотою, а сама безротая (Ложка)
Ученик.
Звонкие, резные
Ложки расписные.
От зари и до зари
Веселятся ложкари.
Конкурс «Мои любимые частушки»
Ведущий.
Всем известно на Руси любили петь частушки.
Приготовьте-ка ладошки, топайте-ка ножки, чтобы спели вам сейчас мы веселые частушки.
(Дети играют на ложках и поют частушки)
- Разрешите поплясать
Разрешите топнуть.
Неужели в этом доме
Половицы лопнут. - Девочки, вы девочки
Где берете денежки?
Летом ягодки сдаем
А зимою все прядем. - Полотенце вышивала
Петухами, утками.
Я гостечков поджидала
Часами и минутками. - Гармонисту - за игру
Ну, а мне – за пляску.
Гармонисту – калачей
Мне – баранок связку!
Ведущий.
Просим мы гостей своих
спеть для нас частушки.
(Гости поют частушки)
Ведущий.
Вы пропели нам частушки
И скажу вам от души.
Хороши частушки ваши
И вы тоже хороши!
Ведущий.
Безобидной, веселой словесной игрой является быстрое повторение трудно-произносимых стишков и фраз.
Объявляем бой скороговорок.
Кто-то будет скороговорить, а остальные пусть молчат.
- У осы не усы, не усищи, а усики.
- Щетина у чушки, чешуя у щучки.
- Галдят грачата на грачат, глядят галчата на грачат.
- Пароль- орел.
- На горе, на горке стояли 33 Егорки:
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка……..33 Егорки.
(Говорить на одном дыхании)
Царевна Несмеяна.
Как смешно вы говорите, что рассмешили вы меня.
Царь.
Поиграем в игру все вместе. А ну-ка, девки, парни, сыгранем в перстни (колечко).
Я по лавочке иду
Золот перстень хороню
В матушкин теремок,
Под батюшкин замок,
Вам не отыскать!
Мне вам не сказать!
(Один из игроков пытается отгадать)
Ему приговаривают:
Покатилось колечко
С красного колечка –
По овинам, по Настям,
По амбарам, по сеням
Найди золотое колечко!
(Отгадал – бежит вокруг лавки, занимает свободное место)
III. Подведение итога.
Ведущий.
Вот и подходят к концу наши посиделки. Сегодня мы чуть больше узнали о чем?
(Частушках, потешках, скороговорках, загадках, сказках, играх)
Все это устное народное творчество.
- Молодцы, все без прикрас
Вы, обрадовали нас!