Цели урока:
Детей:
- Узнать правила написания НЕ с причастиями.
- Научиться сравнению, обобщению, выделению главного, существенного.
Учителя: Активизировать и акцентировать внимание учащихся на орфограммы в ходе расследования детективной истории, стремиться к повышению степени усвоения нового материала.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя:
– Сегодня вас, знаменитых сыщиков всего земного шара, собрали, чтобы распутать одно громкое дело. А дело в том, что некий гражданин, выдающий себя за частицу, за приставку и за часть корня, подверг не одно поколение учащихся бесконечным мучениям, по его вине в дневниках многих школьников выставлены наихудшие отметки. Нам надо выяснить, кто он?
(Вывешивается фотография преступника)
Вот его фотография, так он выглядит. Мы надеемся на вашу добросовестность в расследовании этого сложного дела. Пожалуйста, включите мониторы ваших компьютеров. Подготовьтесь к работе, запишите дату и название дела: «НЕ с причастиями».
Нам свои услуги предоставил Интерпол. Им сделаны уникальные снимки прямо с космоса. В кадре – разыскиваемый.
| 1 |
|
| Не законченная вовремя работа. |
|
| 2 |
|
| Не законченное, а только что начатое собрание. |
|
| 3 |
|
|
| 4 |
|
|
| 5 |
|
| Негодующий, ненавидящий взгляд преследовал меня. |
|
II. Совместное «расследование».
| Учитель |
Учащиеся |
| – Уважаемые коллеги, ищем преступника. |
Преступник обнаружен. Во всех снимках видим его. |
| – Понаблюдайте за его поведением. Как он ведет себя с причастиями? |
НЕ написано слитно и раздельно – c одними причастиями он держится на расстоянии, а с некоторыми в совсем близких отношениях. |
| – Надо бы выяснить, именно в каких случаях или ситуациях он «держится на расстоянии, боится подойти близко»? |
Боится союза А. Боится, когда есть противопоставление. |
| – Есть. Одна правдоподобная версия есть. Запишите в протокол. Сравните первый и четвертый снимки. |
В первом снимке НЕ «держится на расстоянии», а еще есть слово «вовремя». Может, все дело в этом слове? В четвертом снимке НЕ стоит рядом с причастием законченная. |
| – Правильно. Это слово мы назовем условно «зависимым» словом, зависимым от причастия законченная. Введите в протокол. |
НЕ «осторожничает» с краткими причастиями. |
| – Хорошо, это тоже надо записать. Значит, во всех случаях кем он представляется? |
Раздельно пишется частица, он – отрицательная частица. |
| – Теперь посмотрите, с кем он «дружит», кого не боится? |
В снимке № 4. Здесь нет противопоставления с союзом А, нет также зависимого слова. И, вроде, причастие полное. |
| – Вот так открытие! Блестяще! А кем он представляется? |
Слитно написано. Значит, приставка. |
| – Хорошо. Обозначьте, пожалуйста. |
Слитно написано там, где причастие образовано от глаголов, не употребляющихся без НЕ. |
| – Прекрасно! Если слово без НЕ не пишется, то чем же является здесь НЕ? |
Частью корня! |
| – Мы разобрались в его действиях. А теперь откройте дело № 13 «НЕ с причастиями», сравните с описанием (учебник). |
Все его «действия» совпадают с правилами. |
| – Значит, он и частица, и приставка, и часть корня? |
Да, так и есть. Он не врал. То есть он не преступник. |
| – То есть вы его полностью оправдываете? |
Да, в этом нет его вины. |
| – В этом случае напишите, пожалуйста, оправдательный вердикт – правдивую историю о жизни НЕ. |
|
III. Час творчества – оправдательный вердикт. Чтение готовых работ.
IV. Закрепление материала: упражнения, диктант.
V. Мы с вами знакомы с правилами раздельного и слитного написания НЕ с именами прилагательными, с глаголами. Посмотрите, пожалуйста, что общего и различного в этих случаях.
VI. Отметки. Комментирование.
VII. Домашнее задание:
(Выполняются по выбору)
- Упражнения, тестовые задания.
- Упражнения, составление заданий для напарника.
- Упражнения, написать статью «Не с различными частями речи».