Обобщение опыта по проектной деятельности во внеклассной работе

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


С 2004 года начальная школа МОУ ООШ с.Оремиф начала работать по развивающей программе «Школа 2100». Развивающее образование ориентировано на то, чтобы создавать каждому школьнику условия, в которых он максимально реализовал бы себя, формировать у учащихся  умения самостоятельно ставить цели и организовывать свою деятельность для их достижения.

Проектно-исследовательская деятельность – одна из технологий, которая успешно позволяет решать задачи личностно- ориентированного обучения школьников.

Основоположниками проектной деятельности являются американский филосов и педагог Джон Дьюи и его ученик Уильям Херд Килпатрик. Взамен школьной системы, основанной на приобретении и усвоении знаний, умений и навыков, Дьюи предложил, обучение «путем делания», при котором ученики извлекали знания из собственного опыта по решению той или иной проблемы. Учителя из лекторов должны превратиться в консультантов и сотрудников.

В настоящее время проектная деятельность очень актуальна в современном образовании, так как цель его – воспитание функционально грамотной личности.

Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Главным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, влючая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность- деятельнсть по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

К технологии проектно- исследовательской деятельности я обратилась в 2006 году. Первой моей задачей было изучение педагогической и методической литературы по данной теме, а также исследование передового опыта педагогов-новаторов. Изучив литературу, а выявила особенности организации проектной деятельности в начальной школе, так как необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.

Темы детских работ выбираем из содержания учебных предметов или близкие к ним.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями во внеурочной работе и 1-2 сдвоенными уроками.

Виды проектов наиболее приемлемые в начальной школе

Виды Особенности Виды презентаций
Исследовательские проекты Включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов (Защита на Ученом совете, научная конференция, отчет исследовательской работы, пресс-конференция, телепередача и т.д.)
Творческие проекты Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов Творческие работы (сказки, стихи, рисунки, поделки и т.д.)
Информационные проекты Направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее обобщения и представления широкой аудитории Итогами такого проекта может быть публикация в СМИ, в Интернете, создание информационной среды класса и школы (энциклопедии, рекламный ролик, газета, журнал, книга, фильм)
Практико-ориентированные проекты Нацелены на социальные интересы самих участников проекта или его заказчика. Цель такого проекта заранее определена, а сам проект может быть использован в жизни класса, школы, села. (Игра, экскурсия, сценарий праздника, дидактический материал и т.д.)
Мини-проекты Укладываются в 1-2 урока Вся работа над проектом проходит на уроке, к концу урока готовый результат.
Краткосрочные проекты Укладываются в 4-6 уроков Уроки используются для координации деятельности участников проекта, основная работа по подбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной работе или дома.
Недельные проекты Выполняются в группах или индивидуально Проектная деятельность проходит при участии руководителя, возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, эксперименты) с внеклассными (экскурсии)

Выполняя следующую задачу, я познакомила с технологией проектной деятельности родителей и учеников. Для этого было проведено общее собрание «Что такое детский проект?» (см.приложение) и разработаны памятки.

Памятка «6 П»

  1. Проблема.
  2. Проектирование (планирование работы)
  3. Поиск и сбор информации.
  4. Продукт работы.
  5. Презентация.
  6. Портфолио твоего проекта.

Памятка для учеников и их родителей.

  1. По всем вопросам обращайся к учителю, координирующему проект
  2. Выбирай проект по интересу
  3. Собирай информацию из разных источников (энциклопедии, справочная литература, Интернет, библиотека)
  4. Думай, что твоя работа пригодится другим
  5. Не отказывайся от помощи других
  6. Фантазируй, проявляй творчество
  7. Используй современную технику (компьютер, фото- и видео-аппаратуру)

Проектная папка.

  1. Титульный лист.
    Содержит:
    • наименование учебного заведения, где выполнена работа;
    • Ф.И.О. автора;
    • тема работы;
    • Ф.И.О. руководителя;
    • год изготовления
  2. Паспорт проектной работы.
    Содержит:
    • тема проекта;
    • автор проекта;
    • цели и задачи проекта;
    • оглавление проекта.
  3. Основная часть.
    Содержит описание проекта.
  4. Выводы/рефлексия.
  5. Список литературы.

Проектно-исследовательскую деятельность я сначала стала применять во внеурочной деятельности. Первым нашим проектом в 2007 году стал проект «Игрушки». (см. приложение). Ученики изучали старинные народные игрушки, затем сами выполняли их в группах, сочинили сказки, стихи, загадки про своих любимых игрушек. В ходе проекта группа девочек выполнила мини-проект «Кукла хх века Барби».Это получились информационно-творческие проекты по внеклассной работе. В 2008-2009 году ребята подготовили проект «Новогодняя энциклопедия» и «Валентинка» (см. приложение)

Проектная деятельность во внеклассной работе особенно способствуют развитию коммуникативной компетентности у младших школьников: дети учатся общаться друг с другом, взаимодействовать в группах, уважать мнение других и доказывать свою точку зрения. Кроме этого формируются организационные умения – учатся распределять обязанности в зависимости от способностей и интересов; оценочные – учатся оценивать результат своей деятельности и деятельности других; презентационные – учатся выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности. Результаты диагностики формирования умений у детей моего класса показали, что систематическая работа проектно-исследовательской деятельностью помогает развивать важнейшие общеучебные умения.

Презентация.