С 2004 года начальная школа МОУ ООШ с.Оремиф начала работать по развивающей программе «Школа 2100». Развивающее образование ориентировано на то, чтобы создавать каждому школьнику условия, в которых он максимально реализовал бы себя, формировать у учащихся умения самостоятельно ставить цели и организовывать свою деятельность для их достижения.
Проектно-исследовательская деятельность – одна из технологий, которая успешно позволяет решать задачи личностно- ориентированного обучения школьников.
Основоположниками проектной деятельности являются американский филосов и педагог Джон Дьюи и его ученик Уильям Херд Килпатрик. Взамен школьной системы, основанной на приобретении и усвоении знаний, умений и навыков, Дьюи предложил, обучение «путем делания», при котором ученики извлекали знания из собственного опыта по решению той или иной проблемы. Учителя из лекторов должны превратиться в консультантов и сотрудников.
В настоящее время проектная деятельность очень актуальна в современном образовании, так как цель его – воспитание функционально грамотной личности.
Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Главным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, влючая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность- деятельнсть по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
К технологии проектно- исследовательской деятельности я обратилась в 2006 году. Первой моей задачей было изучение педагогической и методической литературы по данной теме, а также исследование передового опыта педагогов-новаторов. Изучив литературу, а выявила особенности организации проектной деятельности в начальной школе, так как необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.
Темы детских работ выбираем из содержания учебных предметов или близкие к ним.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями во внеурочной работе и 1-2 сдвоенными уроками.
Виды проектов наиболее приемлемые в начальной школе
Виды | Особенности | Виды презентаций |
Исследовательские проекты | Включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов | (Защита на Ученом совете, научная конференция, отчет исследовательской работы, пресс-конференция, телепередача и т.д.) |
Творческие проекты | Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов | Творческие работы (сказки, стихи, рисунки, поделки и т.д.) |
Информационные проекты | Направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее обобщения и представления широкой аудитории | Итогами такого проекта может быть публикация в СМИ, в Интернете, создание информационной среды класса и школы (энциклопедии, рекламный ролик, газета, журнал, книга, фильм) |
Практико-ориентированные проекты | Нацелены на социальные интересы самих участников проекта или его заказчика. Цель такого проекта заранее определена, а сам проект может быть использован в жизни класса, школы, села. | (Игра, экскурсия, сценарий праздника, дидактический материал и т.д.) |
Мини-проекты | Укладываются в 1-2 урока | Вся работа над проектом проходит на уроке, к концу урока готовый результат. |
Краткосрочные проекты | Укладываются в 4-6 уроков | Уроки используются для координации деятельности участников проекта, основная работа по подбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной работе или дома. |
Недельные проекты | Выполняются в группах или индивидуально | Проектная деятельность проходит при участии руководителя, возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, эксперименты) с внеклассными (экскурсии) |
Выполняя следующую задачу, я познакомила с технологией проектной деятельности родителей и учеников. Для этого было проведено общее собрание «Что такое детский проект?» (см.приложение) и разработаны памятки.
Памятка «6 П»
- Проблема.
- Проектирование (планирование работы)
- Поиск и сбор информации.
- Продукт работы.
- Презентация.
- Портфолио твоего проекта.
Памятка для учеников и их родителей.
- По всем вопросам обращайся к учителю, координирующему проект
- Выбирай проект по интересу
- Собирай информацию из разных источников (энциклопедии, справочная литература, Интернет, библиотека)
- Думай, что твоя работа пригодится другим
- Не отказывайся от помощи других
- Фантазируй, проявляй творчество
- Используй современную технику (компьютер, фото- и видео-аппаратуру)
Проектная папка.
- Титульный лист.
Содержит:- наименование учебного заведения, где выполнена работа;
- Ф.И.О. автора;
- тема работы;
- Ф.И.О. руководителя;
- год изготовления
- Паспорт проектной работы.
Содержит:- тема проекта;
- автор проекта;
- цели и задачи проекта;
- оглавление проекта.
- Основная часть.
Содержит описание проекта. - Выводы/рефлексия.
- Список литературы.
Проектно-исследовательскую деятельность я сначала стала применять во внеурочной деятельности. Первым нашим проектом в 2007 году стал проект «Игрушки». (см. приложение). Ученики изучали старинные народные игрушки, затем сами выполняли их в группах, сочинили сказки, стихи, загадки про своих любимых игрушек. В ходе проекта группа девочек выполнила мини-проект «Кукла хх века Барби».Это получились информационно-творческие проекты по внеклассной работе. В 2008-2009 году ребята подготовили проект «Новогодняя энциклопедия» и «Валентинка» (см. приложение)
Проектная деятельность во внеклассной работе особенно способствуют развитию коммуникативной компетентности у младших школьников: дети учатся общаться друг с другом, взаимодействовать в группах, уважать мнение других и доказывать свою точку зрения. Кроме этого формируются организационные умения – учатся распределять обязанности в зависимости от способностей и интересов; оценочные – учатся оценивать результат своей деятельности и деятельности других; презентационные – учатся выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности. Результаты диагностики формирования умений у детей моего класса показали, что систематическая работа проектно-исследовательской деятельностью помогает развивать важнейшие общеучебные умения.