Цели урока:
- Расширить кругозор учащихся в области языкознания;
- Накопить и обогатить словарный запас учащихся;
- Воспитывать чувство уважения к ветеранам гордость за них, патриотизм;
- Научить грамотному написанию и правилам оформления письма;
- Развивать умения обобщать результаты наблюдений;
- Развивать память. Внимание, мышление, устную и письменную речь;
- Формировать навыки грамотного письма;
- Развивать умение конструировать предложения;
- Повторить знания о связи слов в предложении, тексте;
- Совершенствовать грамматико-орфографические речевые умения и навыки;
- Развивать интерес к родному языку, умение думать, размышлять;
- Развивать творческое мышление.
Оборудование: конверт с письмом, фонограмма песни «День Победы», фоторепродукция С. Рязанцева, чистый лист ватмана, маркер, большой конверт, альбомные листы для каждого ребенка и цветные карандаши.
Оформление доски:
Благодарность, нежность, любовь, уважение, долг, признательность, человечность, сопереживание, щедрость, благодарность. | «Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне!» М. Дудин
|
Фотографии ветеранов |
Ход урока
I. Организационный момент.
Звучит фонограмма песни "День Победы"
II. Работа с новыми словами:
– Ребята, на адрес нашего класса пришло письмо, но я не могу обойтись без вашей помощи. Дело в том, что в нем есть слова, значения которых я не знаю. Объясните мне, пожалуйста.
Дети объясняют значение следующих слов: Атака, Победа, наступление, тыл, линия обороны, дивизия, противник, снаояды, передовая, ветераны, митинг.
– Молодцы! Как вы мне помогли! Ну, теперь мы точно разьеремся. Послушайте, я вам прочитаю это письмо.
Учитель читает письмо
"Здравствуйте, милые ребята! Обращаемся к вам с письмом для того, чтобы сказать следующее. Посмотрите вокруг. Весна. Над головой голубое небо. Высоко – высоко порхают птицы. Оживает природа. Воздух чистый и свежий. Вы – дети мирного времени. Когда-то, очень давно, мы лежали в снегу, ползли по грязе, обмораживали руки, хранили друзей на полянх сражений. Было страшно, очень страшно. Но, мы защищали свою семью, свою землю. Прошли сквозь невзгоды и лишения, лагеря, плен, атаки, передовую. И сейчас мы знаем, что стоило ради ваших улыбок, ради вашего счастливого детства и мирной размеренной жизни пройти через все. Выстоять и победить. Здоровья вам, счастья, благополучия, милые наши дети.
Ветераны войны"
– Ребята, а от кого же это письмо? (От ветеранов войны.)
– Кто это такие – ветераны войны? (Это люди, воевавшие на фронте.)
III. Минутка чистописания:
– Мы очень редко встречаем слово "ветераны". Посмотрите, как оно пишется и аккуратно, красиво, орфографически правильно запишите в свою тетрадь.
IV. Сообщение темы урока:
– Ребята, мы с вами получили письмо от ветеранов войны. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Напишем ответ ветеранам войны.)
– Молодцы! Совершенно верно! Сегодня на уроке русского языка мы с вами попробуем написать пись ветеранам войны.
V. Вступительная беседа:
– Наш односельчанин Петр Николаевич Скрипник – участник Великой Отечественной войны. Еще будучи мальчишкой он попал на фронт. Многое ему пришлость пережить. Послушайте его воспоминания о том времени.
"Март 1945 года. Немецкое командование, не считаясь с потерями, бросало в бой все новые и новые дивизии, перебрасывая их с других фронтов.
Наша дивизия, преодолевая сопротивление немцев, упорно продвигается вперед. И что только бедному русскому солдату не приходилось испытывать в боевой обстановке! Если в январе и феврале мы мерзли в снегу сутками, без сна, а порой и без пищи, то мартовская распутица оказалась для нас ничем не лучше.
Дело в том, что все поля были под зиму вспаханы, а когда стал сходить снег, все превратилось в сплошное месиво. Грязь, вода, не вытащищь ноги, а ведь надо сделать перебежку, мгновенно упасть, где придется, и отползтив сторону. Можно представить себе, на кого мы были похожи: все в грязи, мокрые до нитки, а ведь нужно еще и вести бой, а поддержки почти никакой, т.к. орудия и танки подтянуты к передовой.
Но, несмотря на все трудности, нашей дивизии удалось к двадцатым числам марта захватить многие города.
К этому надр добавить еще и то, что мы стали навязывать бой немцам не только днем, но и ночью. Они не любили и даже боялись ночных боев, предпочитали всегда ночью делать передышку и перегруппировку сил в войсках. Мы же наоборот: там, где не удавалось захватить или выбить немцев днем, с успехом делали это ночью...
Где-то ближе к рассвету, хорошо помню, стала всходить луна. Стало несколько светлее, немцы решили пойти в кантратаку. В направлении нашего батальона слышен гул танков, а сколько их – не видно. На ходу ведут огонь из пелеметов. Несколько снарядов, выпущенных из танков, подожшли надворные постройки, возник большой пожар, сотни колов скота подняли рев. Ворох снарядов, оставленных немцами за сараем, еачал рваться. Тот, кто из наших лежал поблизости, естественно, погиб. От зарева пожара нам стало хорошо видно, что за танками движется пехота. Я стал отсекать ее от танков. Немцы залегли...
Мой пулемет, видимо, тоже приносил немцем много неприятностностей, т.к. немцы решили его накрыть из миномета.
Снаряд разорвался так близко, что заставил мой пулемет замолчать, а осколок, пробив на голове каску, оставил меня без сознания.
Пришел в сознание утром, в маедсанбате. Грязный, весь окрававленный, с забинтованной головой, совершенно глухой. Стал восстанавливать в памяти ночной бой, возник вопрос: кто же мой спаситель? Раз меня вынесли, значит, мы не отступили и выстояли, в этом я был уверен.
Хирург, немолодой уже военврач, после осмотра удивленно посмотрел на меня и произнес:
– Вам, молодой человек, сильно повезло, смерть ваша прошла мимо вас ровно в трех миллиметрах..."
(Из воспоминаний П.Н. Скрипник, газета "Степная правда" от 8 мая 1990 года)
– Ребята, скажите, пожалуйста, какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа? (Волнение, тревогу, удивление, страх.)
– В связи с чем возникли такие ощущения? (Ведь там, на войне было очень страшно. Любой из солдат мгновенно мог погибнуть, а ведь у них были мамы, жены, дети. Но, не смотря ни на что, они шли вперед.)
– Дети, а почему русские солдаты не астанавливались после освобождения какого-то населенного пункта? Представьте, что солдат отстоял село, или город, в котором жил, и все – остался бы дома. Зачем он шел дальше и дальше? (Потомучто они, солдаты, освобождали не только свой дом и свою семью, но свою Россию, весь свой народ.)
– Каким словом вы можете выразить свое отношение к тем людям, которые, не жалея своей жизни, боролись с врагом? (Уважение, восторг, почтение, гордость.)
– А с чем связаны ваша гордость и восторг, чувство почтения? (Следую развернутые ответы детей.)
– Страшные годы, унесшие больше двадцати миллионов человеческих жизней. Сердце замирает, когда говорят об этом, но невозможно молчать, невозможно забыть тех, кто отдал жизнь за наше счастье.
"Мальчишкам 41-го"
Мечталось мальчишке
водить корабли,
полмира увидеть
мечталось.
Но где-то вдали
от родной земли
война по дорогам
металась.
Мечталось мальчишке
В дыму голубом
почтить неизвестные
тайны,
но черные бомбы
с паучьим крестом
готовились
где-то на Майне.
И вот 41-й.
И в первом году
забрали мальчишку
в пехоту.
И в первом бою
он упал на бегу –
Погибла
стрелковая рота.
И были то первые
нромы войны,
и самое горькое
лето,
Но нет на малтчишке
нисколько вины,
Что он не увидел
полсвета.
Что он не достиг
Брандербургских ворот,
"запоры" взломав
автоматом...
Так вечная память
сраженным в тот год
безусым мальчишкам –
солдатам.
И есди войну
по года межевать,
К Победе путь –
с этого года.
Есть мужество
первым у рубежа
Вставать
в тяжкий час
для народа!
В. Жуков (газета "Степная правда" от 8 мая 1990 года)
– Мучительные, суровые, трудные годы. Но, выстояли, выжили и победили.
"Эту радостную нам весть сообщили ночью, когда все спали. Но всех нас как ветром сдуло, как по тревоге выскочили на улицу, открыли стрельбу вверх, обнимали друг друга. Такое было ликование, что никто из нас не смог уснуть до утра.
Утром, после завтрака, весь наш запасной полк, а также и другие воинские части, которые были в г. Аленштайне, отправились на стадион, в центр города. После торжественного митинга на стадионе был дан концерт прибывшими откуда-то артистами. Но на сцену выходили не только артисты-профессионалы, но и солдаты, которые лихо плясали, пели, читали стихи про тех же немцев и их хваленую армию.
В общем, веселье было целый день, до вечера.
Вот так мы встречали долгожданный День Победы."
(Из воспоминаний П.Н. Скрипник, газета "Степная правда" от 8 мая 1990 года)
VI. Физкультминутка:
– Много было сказано о войне. Дети, представьте, что вы – разведчики. Покажите, как вы передвигаетесь в тылу врага?
– Молодцы!
– Вспомните, как солдаты встречали День Победы? (Кричали, пели, плясали, смеялись, радовались.)
– Покажите все это мимикой и жестами.
– Молодцы!
VII. Устное составление рассказа:
– Ребята, прошло уже много лет с тех пор, когда отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Те семнадцатилетние юнлши и девушки сейчас стали бабушками и дедушками, которым по 80-85 лет. Только благодаря им мы с вами живем в мире и согласии. Это они освободили нашу страну от фашистских захватчиков. Представьте, что сейчас к нам в класс войдут ветераны войны. Что бы вы им хотели сказать? (Следуют устные рассказы детей.)
– Молодцы!
VIII. Предварительная подготовка к написанию письма:
– Дети, а как вы думаете, почему ветераны войны нам с вами прислали письмо? (Они хотят, чтобы мы были порядочными, честными, ценили то, что у нас есть.)
– А о чем бы вы написалия? (О нашей жизни,учебе и т.д.)
– Молодцы! Дети, а вот мне кажется, что мы должны быть благодарны им. А за что? (За то, что живут наши мамы и папы, за то, что живем мы – безмятежно и счастливо.)
– Ребята, а с чего начинается любое письмо? (С приветствия.)
– Как бы вы хотели оюратиться к ветеранам, чтобы они почувствовали нашу любовь и заботу, человеческое тепло и сердечную благодарность? (Дедушки и бабушки.
– Ребята, а какие слова можно и нужно использовать в этом письме? (Добрые, волшебные.)
– Какие именно? (Дети перечисляют слова.)
– Молодцы! Мы сделали все правильно: поздоровались, рассказали о себе и своей жизни, поблагодарили участников войны за самоотверженностью. Но, чего – то не хватает. Что еще необходимо сделать, ведь все они старенькие и больные. (Пожелать здоровья.)
– Молодцы! Замечательно!
XIX. Написание письма:
– Ребята, на доске чистый лист ватмана. Здесь можно написать все, что угодно: хорошое и плохое, правду и вымысел. Но, помните, что мы будем писать людям, подарившим нам жизнь. С чего, как мы начнем наше письмо? (Дети для написания письма поочередно выходят к доске и записывают те предложения, которые составляются в ходе коллективной работы.)
В результате работы написано письмо следубщего содержания:
"Здравствуйте, дедушки и бабушки!
Мы, ученики 2 класса, получили ваше письмо. Сейчас нам уже по 8 лет, мы учимся в школе, получаем хорошие отметки. Дома у нас все в порядке. Мы не знаем, что такое бомбежки и взрывы снарядов, обстрелы и автоматные очереди. У нас всегда есть что-то вкусненькое на столе. За все это мы хотим сказать вам спасибо. Ведь это вы подарили нам голубое небо и теплое солнышко. Любимые, мы хотим поклониться вам низко. Живите долго-долго. Не болейте. Почаще приходите к нам в гости. Мы будем очень рады вас видеть.
До свидания.
Ученики 2 класса."
– Молодцы! Дети, каждому из нас приятно получать подарки, а уж стареньким людям – тем более. У каждого из вас на столе лежит альбомный лист. Нарисуйте то, что бы вы хотели подарить участникам войны, ветеранам. (Самостоятельная работа детей.)
X. Выставка работ:
– Замечательно! Как здорово вы справились с этим заданием. Расскажите, что вы дарите ветеранам. (Дети демонстрируют рисунки с коротким рассказом о том, что нарисовали.)
– Молодцы!
XI. Подведение итогов урока:
– Ребята, мы написали письмо. А для чего мы это сделали? Может быть, не нужно было отвечать? (Следуют развернутые ответы – пояснения детей.)
– Но, почему? (Чтобы ветераны войны знали, что мы их любим и помним.)
Письмо и рисунки помещаются в конверт. На конверте большими буквами написано "ВЕТЕРАНАМ"
– Ребята, на доске написаны слова: "Благодарность, нежность, любовь, уважение, долг, признательность, человечность, сопереживание, щедрость, благодарностью"
– Вспомните все то, о чем мы говорили на уроке. Напишите в тетради любые пять слов, которыми вы могли бы передать свое состояние, свое настроение.
XII. Домашнее задание:
– Представьте, что завтра к нам с вами придут ветераны. Подумайте, что бы вы им сказали при встрече.