Урок по русскому языку "Знаки препинания в конце предложений"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • повторить типы предложений по цели высказывания, познакомить с видами предложений по эмоциональной окраске;
  • отрабатывать умение правильно ставить знаки препинания в конце предложений;
  • продолжать развивать орфографическую зоркость.

Оборудование: презентация PowerPoint, учебник по русскому языку 3 класс по УМК «Планета знаний», мультимедийный учебник по русскому языку «Уроки Кирилла и Мефодия».

Ход урока

I. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».

II. Повторение пройденного.

(на доске написан текст)

Вы бывали в осеннем лесу какая тишина только шуршит под ногами яркий ковёр листопада.

Что затрудняет чтение?

– К нам в гости пришли 3 знака. Угадайте их:

Бурным чувствам,
Нет конца:
Пылкий нрав
У молодца. (!)

Вечно думая
Над смыслом,
Изогнулся
Коромыслом. (?)

Загораживает
Путь,
Предлагает
Отдохнуть. (.)

(на доске появляются знаки препинания)

– А какие ещё знаки препинания вы знаете? (на доске появляются …, , ; :)

– Откроем учебники и прочитаем правило на странице 4. Закроем учебники.

– Давайте расставим знаки препинания.

III. Сообщение темы урока.

– А сегодня вы узнаете, что предложения бывают разные по эмоциональной окраске.

– Эмоции. Как вы понимаете значение этого слова? Где можно узнать значение слова? Прочитаем в толковом словаре.

Чувства, если бы мы с вами не пользовались чувствами-эмоциями, то речь была бы бедной, сухой, невыразительной. В устной речи наши эмоции мы выражаем при помощи интонации. Сегодня на уроке вы узнаете, как оформляются на письме эмоционально окрашенные предложения.

IV. Чистописание.

Какое слово лишнее? Почему? («флаг», в слове нет буквы «в»)

рёв, плов, флаг, ветка, буква

Какую букву будем писать? (в)

Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой в слове ветка.

А теперь в слове плов.

Письмо букв ав бв гв дв

– Найдите закономерность и продолжите ряд.

Физкультминутка.

– Ах, какая погода за окном! Так хочется солнышка.

– Поймаем солнечного зайчика! (тренажёр Базарного)

V. Работа со словарными словами.

Расшифруй слова: (перед вами анаграммы, магнитная азбука)

гонва здеве окзавл еьнесерксов стокво передви чвреа                                         

(Вагон, везде, вокзал, воскресенье, восток, впереди, вчера)

– Что вы заметили общего в этих словах? (во всех словах есть буква «в»)

– Спишите слова в строчку через запятую, обозначьте ударение и безударные гласные.

– Составьте предложения разные по цели высказывания (побудительное, повествовательное, вопросительное). Лучшее предложение запишем в тетрадь.

Мы поехали на восток .?!

Давайте прочитаем это предложение с эмоциональной окраской. Какой тогда будем ставить знак в конце предложения? Это предложение по цели высказывания будет повествовательным. А по эмоциональной окраске восклицательным.

VI. А теперь внимание на экран

(мультимедийное оборудование)

– К вам в гости пришёл Тимошка, чтобы рассказать вам о видах предложений).

диск 2 класс, урок №11 (7, 8)

Физкультминутка. (под музыку)

Мы отлично потрудились
И немного утомились
Приготовьтесь,все ребятки!
Танцевальная зарядка!
(прыжки на месте)
Мы похлопаем в ладоши
(хлопки в ладоши)
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
(топаем ногами)
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись
И остановились.

VII. Работа по учебнику.

Откройте учебники на странице 5, найдите упражнение №4. Прочитаем задание.

VIII. Домашнее задание.

Дома выполните аналогичное упражнение под №5.

IX. Итог.

Что нового вы узнали на уроке?

– Давайте ещё раз назовём виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

(на экране слайд)

Виды предложений
по цели высказывания         по эмоциональной окраске
1. Повествовательные   1. Невосклицательные
2. Побудительные   2. Восклицательные
3. Вопросительные