Рисунок 1.
Тема: “Былины об Илье Муромце “.
(“Илья Муромец и Идолище поганое», «Три поездки Ильи Муромца».)
Цель занятия: познакомить учащихся с былинами, а в частности с былинами об Илье Муромце, сформировать умение отличать былину от других жанров литературы, создать условия для воспитания чувства патриотизма, гордости за свой народ.
Оборудование: книга «Былины. Русские песни-сказания киевского периода», аудиокассета «Былины о русских богатырях», магнитофон.
Ход занятия
Воспитатель начинает занятие с беседы.
«- Ребята, какие русские народные жанры вы знаете? (Сказки, былины, частушки, потешки и т.д.)
- Хорошо. Давайте остановимся на былинах. Былины переносят нас в совершенно необычный, особенный мир. Несмотря на значительную долю фантастики, в них отразились подлинные исторические события. В былинах вполне достоверно изображена Русская земля. Обычно действие происходит возле города Киева – исторического центра Руси, а былинные герои связаны своим происхождением с исконно русскими городами. Ребята, а кто из вас назовет мне былинных героев? Каких былинных героев вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Вольга Всеславьевич, Святогор, Микула Селянинович, его дочь Василиса Микулишна, Соловей Будимирович и другие.)
- Богатыри в былинах – олицетворение храбрых воинов, защитников родной земли. В них воплотились лучшие качества русского народа. Сегодня мы поговорим о подвигах Ильи Муромца. Ребята, на уроках вы уже слышали о нем. Расскажите мне, как Илья обрел силу свою? (Он испил водицы колодезной. А излечили его странники – калики перехожие.)
Чтение былины «Илья Муромец и Идолище поганое».
Обсуждение былины.
Вопросы:
- Кого встретил Илья в чистом поле? (Повстречался ему старчище Иванище – калика перехожий.)
- Кто захватил Киев-град? (Идолище поганое.)
- Какой настоящий богатырь по мнению Идолища? (Тот богатырь, кто много ест и пьет, а значит и очень сильный.)
Рисунок 2.
Прослушивание аудиозаписи былины «Три поездки Ильи Муромца» или чтение этой былины.
Обсуждение услышанного.
Вопросы:
- Что было написано на камне? («Если прямо ехать – убиту быть, направо ехать - женату быть, а налево ехать – богатому стать».)
- Куда поехал Илья в первую очередь? Почему? («Прочитал Илья Муромец надпись и призадумался: «Мне, старому, в бою смерть не писана. Дай поеду, где убиту быть».Поехал он прямо.)
- Можем ли сказать какого возраста был Илья в этой былине? (Единственное, что мы можем сказать, это то, что он был старым казаком.)
- Кто напал на Илью на первой дороге? ( «Выскочили на дорогу воры-разбойники. Три сотни татей-подорожников».)
- Что было дальше? Куда поехал Илья потом? ( «Воротился на развилку и стер надпись: «Если прямо ехать – убиту быть». Постоял возле камня и повернул коня направо: «Незачем мне, старому, женату быть, а поеду, погляжу, как люди женятся».)
- Что сделал Илья с камнем после второй поездки? ( «…приехал на развилку и другую надпись стер. И новую надпись написал на камени: «Две дорожки очищены старым казаком Ильей Муромцем».)
- Что сделал Илья потом? ( «- В третью сторону не поеду я. Зачем мне, старому, одинокому, богатым быть? Пусть кому-нибудь молодому богатство достанется.» И вернулся Илья Муромец в Киев-град нести свою службу ратную.)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- «Былины. Русские песни-сказания киевского периода», Гознак, М., 1993г.